Персоны

Софья Вакман

1911–2000
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Софья Вакман

Биография

Вакман Софья Борисовна – камерная пианистка, ансамблистка, педагог.

Заниматься музыкой Софья Вакман начала в Киеве, где родилась и прожила до студенческих лет: ее педагогом был один из основателей Киевской консерватории и школы при ней Константин Николаевич Михайлов.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Еще студенткой Киевской консерватории Софья Вакман впервые приехала в Ленинград, где к тому времени уже жила ее старшая сестра, и, по собственному признанию, влюбилась в этот город. В 1928 году она решила поступать в Ленинградскую консерваторию. Мечтала о классе Леонида Николаева, но попала к его ученику – Самарию Савшинскому. С 1930-х Вакман начала выступать – и как солистка, и как аккомпаниатор. Тогда же, в начале 1930-х, произошло важное событие и в личной жизни пианистки. По слухам, к ней сватались сразу два дирижера – Николай Рабинович и Эдуард Грикуров. Вакман станет женой Грикурова, с которым проживет всю жизнь, полную трудностей, гастролей, музыки…

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Ее сольной карьере помешала болезнь. В 1934 году Софья Вакман во время купания в озере подхватила кожное заболевание, которое долго не могли вылечить. Боль приносило даже легкое прикосновение пальцев к клавишам. Занятия и выступления пришлось прервать на два года. После этого Вакман решила, что ее судьба – ансамблевое музицирование, хотя многие современники удивлялись, отчего Софья Борисовна не выступает с сольными программами.

Софья Вакман и Олесь Чишко (тенор).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В первые годы после окончания консерватории (1932) Вакман часто меняет места работы: служит в Концертном отделе Ленлитпросветцентра, в Обществе камерной музыки, числится в Концертном бюро филармонии и, с 1938-го, в филармоническом музыкальном лектории. Но на сцене Большого зала она впервые появится как концертмейстер учеников Специальной школы-десятилетки, где молодая пианистка работала в классах Мирона Полякина и Александра Штримера. С учеником Штримера – Даней Шафраном (будущим знаменитым виолончелистом) Вакман сыграет и на Всесоюзном конкурсе музыкантов, на котором премию получит не только солист, но и его аккомпаниатор – Вакман признают лучшим концертмейстером конкурса.

Софья Вакман и Эммануил Фишман.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

С другим виолончелистом будет связан «военный» сюжет в ее жизни. Оказавшись вместе с Грикуровым и коллективом МАЛЕГОТа (Михайловского театра) в эвакуации в Чкалове (Оренбурге), Вакман не только выступала в составе фронтовых бригад (для этого пришлось спешно освоить аккордеон), но и играла перед сеансами в местном кинотеатре в трио со скрипачкой Эсфирь Гиттер и виолончелистом Леопольдом Ростроповичем. Когда Леопольд Витольдович умер, его сын Мстислав Ростропович остался без средств к существованию, и было решено, что он тоже может давать концерты. Вакман стала концертмейстером будущего великого музыканта. Сам Ростропович позднее вспоминал, что был не на шутку влюблен во «взрослую» Софью Борисовну, делился с ней перепадавшими изредка на концертах пряниками, ради того, чтоб удивить ее, начал больше заниматься. А фантик от конфеты, подаренной ею в Чкалове, Ростропович хранил как талисман всю жизнь!

Софья Вакман и Георгий Виноградов (тенор) в день концерта 28 декабря 1947 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В Ленинград Софья Вакман возвращается вместе с труппой МАЛЕГОТа, ее муж к этому времени назначен главным дирижером театра. Вместе с солистами Малого оперного она выступит в Большом зале уже весной 1944-го, будет много аккомпанировать вокалистам и позднее.

Первое время главный дирижер МАЛЕГОТА и его супруга жили в коммунальной квартире, а получив отдельную, делили ее с множеством родственников. Но, несмотря на это, в доме Вакман–Грикурова всегда было людно. Приезжали родственники Грикурова из Грузии, приходили музыканты – ленинградские и московские: солисты Малого оперного и Кировского/Мариинского, дирижеры… Обязательно заезжал во время ленинградских гастролей Ростропович (его традиционно кормили блинами), Кирилл Кондрашин (его угощали любимым молочным киселем), Юрий Темирканов (его кулинарные пристрастия в воспоминаниях не сохранились). Приходили и избранные ученики Софьи Борисовны – с послевоенного 1946-го и до 1997 года основным местом ее работы будет консерватория.

Софья Вакман и Михаил Довенман в концерте в Малом зале 22 декабря 1955 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

За эти годы из ее класса концертмейстерского мастерства вышли сотни студентов, каждый из них станет частью «школы Вакман», которую отличали особое отношение к звуку, особый «дирижерский» посыл при работе с вокалистами. Современники пересказывают фразу другого педагога кафедры – Фелиции Фондаминской: «У меня студенты играют, кто и как может, а у Вакман, как будто все, как один – большие таланты».

Одновременно с преподавательской работой Софья Борисовна Вакман невероятно много играет. В Большом и Малом залах филармонии под ее аккомпанемент выступают московские певицы Наталья Шпиллер, Зара Долуханова, Наталия Рождественская, известный украинский бас Борис Гмыря, рижская сопрано Жермена Гейне-Вагнер, прима итальянской оперной сцены Маргарита Гульельми. Почти все рецензенты обязательно уделяли в статьях хоть несколько строчек искусству аккомпаниатора, а некоторые слушатели признавались, что ходили именно «на Вакман», кому бы она ни аккомпанировала. Для партнера по сцене играть в ансамбле с Вакман – большая удача, но и большая ответственность. Скрипач Яков Милкис вспоминал, как однажды в шутку просил Вакман играть вступление к сонате Франка «похуже, ибо даже Жаку Тибо было бы нелегко ответить ей подобающим образом». В трио с музыкантами Филармонического оркестра Яковом Милкисом и Львом Фишковым Вакман давала концерты в Малом зале филармонии, выступала здесь и со скрипачкой Миррой Фурер, в Большом зале играла на скрипичных вечерах Игоря Безродного, француженки Мишель Оклер. Кроме Филармонии пианистка часто выступает в консерваторском Зале имени Глазунова, в зале Союза композиторов: под ее аккомпанемент проходят премьеры вокальных циклов Салманова, Слонимского, Андрея Петрова… Прозвучат они и в Филармонии.

Софья Вакман и Татьяна Мелентьева, середина 1970-х годов.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Во второй половине 1960-х годов начинается сотрудничество Софьи Вакман со студенткой консерватории Ириной Богачевой. Вместе они дают концерты в Ленинграде, вместе едут на конкурс в Рио-де-Жанейро, на котором Богачева получит Гран-при, вместе представляют премьеру последнего вокального цикла Дмитрия Шостаковича на стихи Марины Цветаевой. В концерте, посвященном 75-летию со дня рождения Шостаковича, Ирина Богачева и Софья Вакман выступят 23 сентября 1981 года. Еще более десяти лет пианистка будет играть в Малом зале имени Глинки – аккомпанировать Татьяне Мелентьевой, Марине Шагуч, Галине Сидоренко, Нелли Ли. С ней 30 декабря 1991 года в концерте класса профессора Татьяны Лавровой Софья Вакман последний раз появится на сцене Большого зала. Последнее выступление пианистки в Малом зале имени Глинки состоится 12 ноября 1994 года. На этой сцене пройдут и мемориальные концерты-посвящения Софье Борисовне Вакман – фортепианный вечер Надежды Рубаненко 4 октября 2000-го и вокальный вечер Нелли Ли 4 мая 2001 года.

Имена пианистов-ансамблистов, тем более концертмейстеров, часто остаются в тени музыкантов, с которыми им доводилось играть. Память о Софье Вакман сохранил сборник «Софье Борисовне Вакман с любовью» (СПб., 2012), изданный к 100-летию пианистки. В нем, кроме подробного биографического очерка, собраны воспоминания коллег, учеников, известных музыкантов Москвы и Петербурга. Материалы сборника были использованы и при написании этой статьи.

О. Р.


Концерты

  • 16 мая 1930

    (рукописная книга)

    Violinabend
    Семен Немковский

    (программа не указана)

  • 23 декабря 1936

    Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии

    Вечер виолончельной музыки (Celloabend)
    Даня Шафран

    В программе: Бреваль, Сен-Санс, Шуберт, Шопен–Глазунов, Поппер, Глазунов, Сарасате

  • 8 апреля 1937

    Концерт учащихся школы Ленинградской государственной консерватории

    В программе: Чайковский, Рубинштейн, Моцарт, Шопен, Л. Берман, Герфурт, Тартини, Шуберт, Римский-Корсаков, Сен-Санс, Каравайчук, Д. Толстой, Форе, Пиатти, Буткевич, Витали, Лист

  • 29 января 1938

    Вокальный вечер
    Солист Большого театра Союза ССР
    Владимир Ричардович Сливинский

    В программе: Григ, Рахманинов

  • 9 мая 1938

    Вокальный вечер
    Солист Большого театра Союза ССР
    Давид Бадридзе

    В программе: Бетховен, Аракишвили, Палиашвили, Каргаретели, Шопен, Скрябин, Даргомыжский, Рахманинов, Рубинштейн, Мурадели

  • 18 мая 1938

    (программа с портретом И. А. Нечаева)

    Вокальный вечер
    Солист Театра оперы и балета имени Кирова
    Иван Нечаев

    В программе: Чайковский, Давыдов, Айвазян, Бородин, Балакирев, Ипполитов-Иванов, Бискин, Шопен, Лист, Дриго, Тости, Буцци-Печчиа

  • 10 декабря 1938

    Камерный концерт лауреатов
    Натан Перельман и Арнольд Феркельман

    Куперен–Кассадо. Пастораль. Фрескобальди–Кассадо. Токката. Шопен. Этюд № 7, Вальс № 7. Скрябин. Этюд. Чайковский. Вариации на тему рококо. Шопен. Баркарола. Баллада № 4. Мазурки. Этюды. Полонез

  • 24 декабря 1938

    (программка и рукопись)

    Вокальный вечер
    Солистка Большого театра СССР
    Глафира Жуковская

    В программе: Лист, Шопен, Чайковский, Рахманинов, Потоцкий, Рубинштейн, Фрескобальди–Кассадо, Сенайе, Поппер, Пуччини, Массне, Верди, Мейербер, Леонкавалло, Крейслер, Делиб, Ружицкий, Гурилев

  • 4 января 1939

    (программка, фотопортрет исполнителя на обложке)

    Вокальный вечер
    Солист Театра оперы и балета имени Кирова
    Николай Константинович Печковский

    Аренский. Фортепианное трио. Романсы. Шуберт. Фантазия. Брамс. Интермеццо. Шуберт. Серенада. «Двойник». Брамс. «Ода Сафо». «Воскресное утро»

  • 18 апреля 1939

    (программка с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Николай Рабинович

    Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Две итальянские увертюры. «Двойник». «Лесной царь». «Баркарола». И. Штраус. Увертюра к оперетте «Летучая мышь». Вальс «Жизнь артиста». Вальс «Весенние голоса». Полька-пиццикато. «Персидский марш»

  • 11 мая 1939

    Вокальный вечер
    Солист Большого театра СССР
    Заслуженный артист РСФСР
    Владимир Сливинский

    Григ. Соната для виолончели и фортепиано. Романсы. Чайковский. Две части струнного квартета № 1. Романсы

  • 21 октября 1939

    В Консерватории, Зал имени Глазунова. Концертное бюро Филармонии

    Вокальный вечер
    Владимир Сливинский

    В программе: Шуберт, Шуберт–Лист, Григ

  • 27 ноября 1939

    В Консерватории, Зал имени Глазунова. Концертное бюро Филармонии

    Концерт лауреатов и солистов Филармонии

    В программе: Шостакович, Браиловский, Хачатурян, Леви, Гольц, Ган, Крейн, Дзержинский–Каменский, Свиридов, Кацман, Юдин, Чишко, Хренников, Желобинский, Вейсберг, Надененко, Кушнарев, Гокиели, Кочетов, Прицкер, Палиашвили, Потсхверашвили, Аракишвили, Ревуцкий, Хачатурян, Дзержинский

  • 22 января 1940

    (рукопись)

    Сборный концерт

    Кабалевский. Импровизация. Желобинский. «Романтическая поэма». Бетховен. Соната № 23 «Аппассионата». Шопен. «Революционный» этюд. Энке. Колыбельная. Пейсин. Песня вдовы. Глиэр. Баллада Шах-Сэнем из оперы «Шах-Сэнем». Чишко. Пионерская песня

  • 21 марта 1940

    Вокальный вечер
    Елизавета Боровская

    В программе: Самартини, Парадиз, Сенайе, Моцарт, Беллини, Верди, Шопен, Лист, Глюк, Кампра, Лабриола, Доницетти

  • 20 мая 1944

    (программа на 20 и 21 мая, рукописная книга с пометкой: афиша увел. разм., объявление по радио)

    Концерт артистов Малого оперного театра

    В программе: Чайковский, Глинка, Шуман, Римский-Корсаков, Рубинштейн, Леонкавалло, И. Штраус, Аренский, Бородин, Бетховен, Моцарт, Лист, Френкель, Пуччини, Оффенбах

  • 21 мая 1944

    (программа на 20 и 21 мая, рукописная книга с пометкой: афиша увел. разм., объявление по радио)

    Концерт артистов Малого оперного театра

    В программе: Чайковский, Глинка, Шуман, Римский-Корсаков, Рубинштейн, Леонкавалло, И. Штраус, Аренский, Бородин, Бетховен, Моцарт, Лист, Френкель, Пуччини, Оффенбах

  • 5 декабря 1944

    (рукописная книга)

    Концерт ко Дню Конституции

    В программе: Чайковский, Василенко, Глиэр, Аракишвили, Вердье, Непесли, Глоба, Жаров, Прицкер, Даргомыжский, И. Штраус, Островский, Аранович, Соловьев-Седой, Сорокин, Блантер, Мопассан, Кашеваров, Верди, Хачатурян

  • 24 декабря 1944

    Вечер камерной музыки

    В программе: Шебалин, Римский-Корсаков, Глинка, Кушелев-Безбородко, Булахов, Шопен, Делиб, Бизе, Леонкавалло, Верди, Дворжак

  • 7 января 1945

    (рукописная книга)

    Вокальный вечер
    Николай Середа

    В программе: Григ, Чайковский, Щербачев, Глинка, Варламов, Направник, Бизе, Римский-Корсаков, Блейхман, Рахманинов, Лист, Кашеваров, а также русские, украинские и неаполитанские народные песни



Другие материалы

Иосиф Кауфман

Иосиф Кауфман

Скрипка ?
Андрей Бицкий

Андрей Бицкий

Фортепиано 1909–?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»