Персоны

Андрей Бицкий

1909–?
Худ. Татьяна Цырлина
Андрей Бицкий

Биография

Бицкий Андрей Владимирович – пианист.

Родители Андрея Бицкого родом из Пензы, у отца, профессора ветеринарии, в Пензенской губернии было родовое имение. Еще до революции семья перебралась в Петербург, где и родился их сын Андрей. Первые послереволюционные годы переждали в Пензе, но вскоре вернулись обратно. Проявив в раннем детстве незаурядные музыкальные способности (заниматься начал с мамой), Андрей Бицкий в 1924-м окончил Петроградскую консерваторию, в конце 1930-х учился в Московской аспирантуре у Константина Игумнова, занимая перед войной место его ассистента.

В круг общения Бицкого входили известные музыканты. Он был дружен с Владимиром Софроницким, участвовал, наряду с Дмитрием Шостаковичем и Мироном Полякиным, в концертах любительского симфонического оркестра Дома инженерно-технических работников (ДИТР, 1929–1941), был руководителем музыкального кружка Дома Красной армии (ныне Дом офицеров), откуда его уволили в 1935-м сразу после убийства Кирова.

В 1938 году Андрей Бицкий принял участие в Первом всесоюзном конкурсе пианистов. Его победителем стал Исаак Михновский (I премия), II премию разделили Арнольд Каплан и Владимир Нильсен. Бицкий получил лишь почетный диплом. Музыкальный критик Виктор Дельсон в статье об итогах конкурса («Советская музыка», 1938, № 2) назвал такое решение жюри несправедливым, особо отметив безграничные виртуозные способности Бицкого.

С концертами Андрей Бицкий ездил по стране. В Ленинградской филармонии выступал лишь в начале 1930-х годов. В мае и ноябре 1930-го он сыграл два клавирабенда в Малом зале, располагавшемся тогда в нынешнем Бетховенском фойе БЗФ. Судя по количеству проданных на ноябрьский концерт билетов – 198 (бывало и 20), публика Бицкого любила. Через две недели, 23 ноября 1930-го, пианиста приглашают в сборный концерт Большого зала, исполненная им программа соответствовала полноценному клавирабенду. В декабре 1930-го и 1 марта 1931 года состоялись и два сольных вечера Андрея Бицкого в Большом зале. На этой сцене он появится еще лишь с сольными номерами как участник двух концертов Николая Печковского (1931, 1932) и балетного вечера Асафа и Суламифи Мессерер (30.12.1933).

Биографические сведения об Андрее Бицком содержатся в мемуарах его вдовы Ольги Антоновны Бицкой. Она рассказывает о семье мужа, об их первой встрече на концерте в Филармонии, об их друзьях, быте, жизни, корректируемой политическими событиями в стране. Пишет, как его призвали в армию, когда началась война: «Он мог бы не идти, его моментально взяли бы в концертную бригаду, но он не захотел. Говорил: ‘’Не время сейчас играть на рояле’’».

С войны Андрей Бицкий не вернулся.

В серии интервью с пианистами, опубликованной в книге Андрея Хитрука «11 взглядов на фортепианное искусство» (Классика XXI, 2007), Евгений Тимакин вспоминает, что Игумнов «переживал гибель своего ассистента Бицкого, погибшего при нападении бандеровцев где-то в Западной Украине».

Пишет о последней встрече с мужем и Ольга Бицкая. Он отправлял ее и двоих маленьких дочерей из Москвы в эвакуацию: когда они сели в вагоны, уходящий поезд начали бомбить, а он что-то кричал вслед. «Так я и запомнила Андрюшу — одного на перроне, такого изящного в сером костюме, такого беззащитного под бомбежкой».

К сожалению, Ольга Антоновна не сообщает ни обстоятельств, ни даты гибели Андрея Бицкого.


Концерты

  • 19 мая 1930

    (рукописная книга)

    Klavierabend
    Андрей Бицкий

    (программа не указана)

  • 10 ноября 1930

    (анонс в газете, рукописная книга)

    Концерт (Klavierabend)
    Андрей Бицкий

    Бетховен. Соната. Ниман. 2 сонатины. Дебюсси. Отражение в воде. Прелюдия. Равель. Alborada del grazioso. Шопен. Баркарола. Две прелюдии. Соната № 3

  • 23 ноября 1930

    (рукописная книга)

    Сборный концерт

    В программе: Мошковский, Вагнер–Брассен, Шопен, Массне, Василенко, Грибоедов, Лессинг, Григ, Гуно, Брамс, Пушкин, Лист, Аренский, Чайковский

  • 14 декабря 1930

    (рукописная книга)

    Фортепианный концерт (Klavierabend)
    Андрей Бицкий

    Шопен. Баллада № 1. Баллада № 4. Соната № 2. Франк. Прелюдия, хорал и фуга. Лист. «Воспоминания». «Вечерние гармонии». «Кампанелла». Испанская рапсодия

  • 1 января 1931

    (рукописная книга)

    Сборный концерт

    (программа не указана)

  • 1 марта 1931

    (рукописная книга)

    Фортепианный концерт (Klavierabend)
    Андрей Бицкий

    Бетховен–Лист. «Аделаида». Шуман. «Фантастические пьесы». Бетховен–Бузони. «Афинские развалины». Шуберт–Лист. «Ты мой покой». «Баркарола». «Лесной царь». «Маргарита за прялкой». Лист. Этюд. Тарантелла

  • 10 апреля 1931

    (рукописная книга)

    Вокальный концерт
    Николай Печковский

    В программе: Шопен, Некрасов, Массне, Григ, Штраус, Обер, Шуман, Шуберт, Бизе, Аренский, Василенко

  • 16 февраля 1932

    (машинопись)

    Вокальный вечер
    Николай Печковский

    В программе: Лист, Верди, И. Штраус, Григ, Шуберт, Массне, Римский-Корсаков, Цабель, Чайковский, Танеев

  • 30 декабря 1933

    (анонс)

    Балетный вечер
    Артисты Московского балета
    Асаф и Суламифь Мессерер

    В программе: Асафьев, Рахманинов, Глазунов, Черепнин, Цфасман, Дриго, Шопен–Ауэр, Шаминад–Крейслер, Сарасатэ, Глюк, Цабель, Годефруа




Другие материалы

Софья Вакман

Софья Вакман

Фортепиано 1911–2000
Антонина Попова-Журавленко

Антонина Попова-Журавленко

Сопрано 1896(1889)–1981

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»