Персоны
Андрей Бицкий
Биография
Бицкий Андрей Владимирович – пианист.
Родители Андрея Бицкого родом из Пензы, у отца, профессора ветеринарии, в Пензенской губернии было родовое имение. Еще до революции семья перебралась в Петербург, где и родился их сын Андрей. Первые послереволюционные годы переждали в Пензе, но вскоре вернулись обратно. Проявив в раннем детстве незаурядные музыкальные способности (заниматься начал с мамой), Андрей Бицкий в 1924-м окончил Петроградскую консерваторию, в конце 1930-х учился в Московской аспирантуре у Константина Игумнова, занимая перед войной место его ассистента.
В круг общения Бицкого входили известные музыканты. Он был дружен с Владимиром Софроницким, участвовал, наряду с Дмитрием Шостаковичем и Мироном Полякиным, в концертах любительского симфонического оркестра Дома инженерно-технических работников (ДИТР, 1929–1941), был руководителем музыкального кружка Дома Красной армии (ныне Дом офицеров), откуда его уволили в 1935-м сразу после убийства Кирова.
В 1938 году Андрей Бицкий принял участие в Первом всесоюзном конкурсе пианистов. Его победителем стал Исаак Михновский (I премия), II премию разделили Арнольд Каплан и Владимир Нильсен. Бицкий получил лишь почетный диплом. Музыкальный критик Виктор Дельсон в статье об итогах конкурса («Советская музыка», 1938, № 2) назвал такое решение жюри несправедливым, особо отметив безграничные виртуозные способности Бицкого.
С концертами Андрей Бицкий ездил по стране. В Ленинградской филармонии выступал лишь в начале 1930-х годов. В мае и ноябре 1930-го он сыграл два клавирабенда в Малом зале, располагавшемся тогда в нынешнем Бетховенском фойе БЗФ. Судя по количеству проданных на ноябрьский концерт билетов – 198 (бывало и 20), публика Бицкого любила. Через две недели, 23 ноября 1930-го, пианиста приглашают в сборный концерт Большого зала, исполненная им программа соответствовала полноценному клавирабенду. В декабре 1930-го и 1 марта 1931 года состоялись и два сольных вечера Андрея Бицкого в Большом зале. На этой сцене он появится еще лишь с сольными номерами как участник двух концертов Николая Печковского (1931, 1932) и балетного вечера Асафа и Суламифи Мессерер (30.12.1933).
Биографические сведения об Андрее Бицком содержатся в мемуарах его вдовы Ольги Антоновны Бицкой. Она рассказывает о семье мужа, об их первой встрече на концерте в Филармонии, об их друзьях, быте, жизни, корректируемой политическими событиями в стране. Пишет, как его призвали в армию, когда началась война: «Он мог бы не идти, его моментально взяли бы в концертную бригаду, но он не захотел. Говорил: ‘’Не время сейчас играть на рояле’’».
С войны Андрей Бицкий не вернулся.
В серии интервью с пианистами, опубликованной в книге Андрея Хитрука «11 взглядов на фортепианное искусство» (Классика XXI, 2007), Евгений Тимакин вспоминает, что Игумнов «переживал гибель своего ассистента Бицкого, погибшего при нападении бандеровцев где-то в Западной Украине».
Пишет о последней встрече с мужем и Ольга Бицкая. Он отправлял ее и двоих маленьких дочерей из Москвы в эвакуацию: когда они сели в вагоны, уходящий поезд начали бомбить, а он что-то кричал вслед. «Так я и запомнила Андрюшу — одного на перроне, такого изящного в сером костюме, такого беззащитного под бомбежкой».
К сожалению, Ольга Антоновна не сообщает ни обстоятельств, ни даты гибели Андрея Бицкого.
Концерты
-
19 мая 1930
(рукописная книга)
Klavierabend
Андрей Бицкий(программа не указана)
-
10 ноября 1930
(анонс в газете, рукописная книга)
Концерт (Klavierabend)
Андрей Бицкий
Бетховен. Соната. Ниман. 2 сонатины. Дебюсси. Отражение в воде. Прелюдия. Равель. Alborada del grazioso. Шопен. Баркарола. Две прелюдии. Соната № 3
-
23 ноября 1930
(рукописная книга)
Сборный концерт
В программе: Мошковский, Вагнер–Брассен, Шопен, Массне, Василенко, Грибоедов, Лессинг, Григ, Гуно, Брамс, Пушкин, Лист, Аренский, Чайковский
-
14 декабря 1930
(рукописная книга)
Фортепианный концерт (Klavierabend)
Андрей БицкийШопен. Баллада № 1. Баллада № 4. Соната № 2. Франк. Прелюдия, хорал и фуга. Лист. «Воспоминания». «Вечерние гармонии». «Кампанелла». Испанская рапсодия
-
1 января 1931
(рукописная книга)
Сборный концерт
(программа не указана)
-
1 марта 1931
(рукописная книга)
Фортепианный концерт (Klavierabend)
Андрей БицкийБетховен–Лист. «Аделаида». Шуман. «Фантастические пьесы». Бетховен–Бузони. «Афинские развалины». Шуберт–Лист. «Ты мой покой». «Баркарола». «Лесной царь». «Маргарита за прялкой». Лист. Этюд. Тарантелла
-
10 апреля 1931
(рукописная книга)
Вокальный концерт
Николай ПечковскийВ программе: Шопен, Некрасов, Массне, Григ, Штраус, Обер, Шуман, Шуберт, Бизе, Аренский, Василенко
-
16 февраля 1932
(машинопись)
Вокальный вечер
Николай ПечковскийВ программе: Лист, Верди, И. Штраус, Григ, Шуберт, Массне, Римский-Корсаков, Цабель, Чайковский, Танеев
-
30 декабря 1933
(анонс)
Балетный вечер
Артисты Московского балета
Асаф и Суламифь МессерерВ программе: Асафьев, Рахманинов, Глазунов, Черепнин, Цфасман, Дриго, Шопен–Ауэр, Шаминад–Крейслер, Сарасатэ, Глюк, Цабель, Годефруа