Персоны

Антонина Попова-Журавленко

1896(1889)–1981
Источник изображения: Кино-Театр.ру
Антонина Попова-Журавленко

Биография

Попова-Журавленко Антонина Ивановна – сопрано.

В 1915 году Антонина Попова окончила Петербургскую консерваторию по классу пения Терезы Лешетицкой – дочери знаменитых пианистов Теодора Лешетицкого и Анны Есиповой. До 1918 года она пела в Петроградском театре музыкальной драмы, где и познакомилась со своим будущим первым мужем – басом Павлом Журавленко (1887–1948). В 1918-м они вместе поступили в труппу ГАТОБа (так в те годы назывался Мариинский театр), а с середины 1930-х Попова-Журавленко служила в Малом оперном театре (Михайловском). Ее второй брак – с писателем и переводчиком Сергеем Спасским (1898–1956) – оказался непродолжительным: в 1951-м Спасского высылают по 58-й статье на 10 лет в лагеря, но в 1954-м после смерти Сталина освобождают. В архивах РГАЛИ хранится лагерная переписка Спасского с женой.

На театральную сцену Антонина Попова-Журавленко выходила не только в партиях Мими и Мюзетты, Чио-Чио-сан и Розины, Татьяны и Марфы, но и в опереттах, которые в те годы регулярно ставились в Малом оперном.

В Большом зале филармонии певица начала выступать в 1935 году: 25 января приняла участие в сборном целевом концерте, а с мая сразу в нескольких концертах под управлением Евгения Мравинского исполнила песни Сольвейг в музыкально-драматической композиции «Пер Гюнт» по Ибсену–Григу.

После этого Попова-Журавленко несколько раз участвовала в сборных камерных и в симфонических концертах, исполнив романсы Василенко, Гурилева, фрагменты из «Евгения Онегина».

Сцену письма Татьяны она пела и с Филармоническим оркестром, а в 1936-м дважды исполнила партию Сенты в концертной версии «Летучего голландца» Вагнера под управлением Фрица Штидри.

29 февраля 1940 года в консерваторском Зале имени Глазунова, где проходили камерные концерты Филармонии, состоялся сольный вечер Антонины Поповой-Журавленко, в котором она исполнила романсы Чайковского. А на сцену Большого зала певица в последний раз вышла 18 февраля 1941 года как одна из многочисленных участников юбилейного вечера пианистки-ансамблистки Софьи Давыдовой.

И. Р.


Концерты

  • 20 мая 1930

    (рукописная книга)

    Вечер песни
    Антонина Попова-Журавленко

    (программа не указана)

  • 25 января 1935

    Обл. шефская комиссия Союза рабис (работников искусств) – Красной Армии (афиша)

    Концерт мастеров оперы, драмы и балета

    (программа не указана)

  • 17 мая 1935

    9-й концерт 2-го абонемента (анонс)

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма

    Музыка Эдварда Грига, текст Генрика Ибсена

  • 21 мая 1935

    9-й концерт 4-го абонемента (анонс)

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма

    Музыка Эдварда Грига, текст Генрика Ибсена

  • 30 мая 1935

    (анонс)

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма

    Музыка Эдварда Грига, текст Генрика Ибсена

  • 31 октября 1935

    В помещении Государственной Академической Филармонии, ул. Лассаля, 2 (афиша)

    Областной комитет Союза работников искусств – Красной Армии
    Вечер мастеров

    (программа не указана)

  • 9 декабря 1935

    (машинопись)

    Исторические концерты
    Шуберт, Вебер и Шуман

    Шуберт. Музыка к пьесе «Розамунда». Вебер. Ария Агаты из оперы «Волшебный стрелок». Шуман. Симфония № 4

  • 12 мая 1936

    10-й концерт 1-го абонемента (анонс и машинопись)

    Вагнер. «Моряк–скиталец»

    Опера в концертном исполнении

  • 18 мая 1936

    машинопись

    Вагнер. «Моряк–скиталец»

    Опера в концертном исполнении

  • 26 декабря 1936

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма
    Музыка Эдварда Грига
    Текст Генрика Ибсена

    Композиция текста и режиссерская проработка Александра Глумова

  • 11 декабря 1939

    (рукопись)

    Сборный концерт

    В программе: Ипполитов-Иванов, Годефруа, Чайковский, Юрасовский, Бизе, Волошинов, Гайдн, Глиэр, Шаминад–Крейслер, Динику–Хейфец, Рубинштейн, Контронэ

  • 23 декабря 1939

    (рукопись)

    Сборный концерт

    В программе: Шопен, Юрасовский, Василенко, Гурилев, Чайковский, Россини, Волошинов, Гайдн, Даргомыжский

  • 7 января 1940

    (рукопись)

    Сборный концерт

    В программе: Шопен, Василенко, Гурилев, Чайковский, Римский-Корсаков, Вебер, Пуччини, Гулак-Артемовский, Бизе

  • 12 января 1940

    (машинопись)

    Сборный концерт

    Чайковский. Сюита из балета «Спящая красавица». Сцена письма Татьяны из оперы «Евгений Онегин». Элегия и вальс из Серенады для струнного оркестра. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»

  • 18 февраля 1940

    (машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Вахтанг Нейман

    Чайковский. «Итальянское каприччио». Сюита из балета «Щелкунчик». Сцена письма Татьяны и ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»

  • 29 февраля 1940

    В Консерватории, Зал Глазунова. Концертное бюро Филармонии

    Вокальный вечер из произведений П. И. Чайковского
    Антонина Попова-Журавленко

    В программе: Чайковский. Романсы и арии

  • 19 февраля 1941

    Юбилейный концерт, посвященный 45-летию артистической деятельности Заслуженной артистки РСФСР Софьи Осиповны Давыдовой

    (программа не указана)




Другие материалы

Андрей Бицкий

Андрей Бицкий

Фортепиано 1909–?
Юлиан Вайнкоп

Юлиан Вайнкоп

Музыковед 1901–1974

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»