Персоны

Юлиан Вайнкоп

1901–1974
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Юлиан Вайнкоп

Биография

Вайнкоп Юлиан Яковлевич – музыковед, лектор, в 1941–1944 – художественный руководитель, а в 1944–1949 – консультант Концертного бюро филармонии.

В 1919-м году в витебском еженедельнике «Школа и революция» вышла статья Юлиана Вайнкопа. Несмотря на возраст автора (ему всего восемнадцать), это не первый его опубликованный текст, но о музыке он пишет впервые – статья посвящена Клоду Дебюсси. Так начинался путь Вайнкопа-музыковеда, просветителя, так открывался длинный список его публикаций, написанных в разные годы, для разной аудитории.

О Витебске начала прошлого века, где и родился Юлиан Яковлевич, написано немало. Удивительным образом на короткое время после революции город стал местом обитания множества фигур, знаковых для русской и даже мировой культуры, прежде всего художественной: это Шагал, Кандинский, Малевич, Лисицкий и их ученики.

Здесь же, в 1918 году открывают Народную консерваторию, где преподает немало московских и петербургских музыкантов. Возглавляет консерваторию Николай Малько – будущий главный дирижер Петроградской филармонии. У него берет уроки инструментовки сын известного витебского врача, студент композиторского отделения Юлиан Вайнкоп. В это же время, кстати, класс Малько посещает Иван Соллертинский – два уроженца Витебска позднее будут неоднократно пересекаться по работе в Большом зале Ленинградской филармонии!

Из Витебска Вайнкоп уезжает уже в начале 1920-х. Сначала коротко учится в Москве, в Литературно-художественном институте имени Брюсова. В январе 1925-го институт закроют, но сам Вайнкоп к этому времени уже готовится к выпускным экзаменам на факультете общественных наук Ленинградского университета, а в 1929-м получает диплом Ленинградского института истории искусств. Здесь у него блестящие педагоги: Борис Асафьев, Роман Грубер, Максимилиан Штейнберг

Нет сомнений в том, что с момента переезда в Ленинград Вайнкоп становится постоянным посетителем Филармонии. С 1925-го года с его впечатлениями от концертов могут сверить свое мнение и другие слушатели: в газете «Ленинградская правда», журналах «Рабочий и театр» и «Жизнь искусства» выходят рецензии Юлиана Вайнкопа на программы знаменитых гастролеров – Отто Клемперера, Амар-Хиндемит квартета, Йожефа Сигети и Эгона Петри, на текущие выступления филармонического оркестра и ленинградских солистов.

В 1927-м в музыкальном издательстве «Тритон» выходит брошюра Вайнкопа – «Игорь Стравинский», а с 1928-го Юлиан Яковлевич становится заведующим редакции издательства, занимая этот пост до ликвидации «Тритона» в 1936 году. Параллельно, с 1930-го по 1933 год он является художественным руководителем Общества камерной музыки, а с 1938-го заведует отделом пропаганды ленинградского отделения Союза композиторов. Логотип издательства "Тритон"

С филармонией Юлиан Вайнкоп начинает сотрудничество с конца 1920-х годов. С 1928-го он пишет развернутые аннотации в программки (к концертам Онеггера, Цемлинского, Ансерме). Но на сцену Большого зала филармонии лектор впервые выходит лишь в 1933-м. Сначала его зовут на школьные утренники, концерты для студентов, на литературные вечера и выступления самодеятельных коллективов. Со временем Вайнкоп все чаще готовит публику к серьезным программам, выходя со вступительными словами о Бетховене, Вагнере, Верди… Выезжает он и на летние сезоны филармонического оркестра, которые проходят на популярных советских курортах. Дирижер Гавриил Юдин вспоминал:

«В 1937 году в Кисловодске он [Вайнкоп] вел вступительное слово к одному концерту Заслуженного коллектива, симфонического оркестра. И вдруг погас свет. Он продолжал говорить, и света не было 25 минут - я посмотрел на часы. Он говорил, говорил, и так интересно говорил! И когда зажегся свет, ему устроили овацию грандиозную. У слушателя совершенно не было ощущения, что он тянет время, чтобы можно было начать концерт...»

Именно с филармонией в августе 1941 года Вайнкоп отправляется в эвакуацию, уже как художественный руководитель филармонического концертного бюро. Вместе с артистами бюро он выступает в воинских частях, клубах, госпиталях, выезжает с концертными бригадами в прифронтовые зоны. В статье «Вспоминая Вайнкопа» музыковед Эра Барутчева приводит выдержки из военных дневников Юлиана Яковлевича:

«29.XI[1942] – Выступаем в неблагоприятных условиях: в помещении клуба t ниже нуля. Но слушают хорошо, среди бойцов и командиров много ленинградцев… Концерт проходит блестяще… Один из слушателей, полковник Обухов говорит: «Всю жизнь мечтал послушать Квартет имени Глазунова, дожил до седых волос и привелось услышать в карельских лесах. Спасибо вам, товарищи, теперь и умирать можно” …».

Выступает Вайнкоп и перед новосибирской публикой, предваряя концерты Ленинградской филармонии, но в первые военные годы не так уж часто – основную лекторскую нагрузку берет на себя Иван Иванович Соллертинский. После смерти Соллертинского в феврале 1944-го эта работа перейдет именно к Юлиану Вайнкопу… Он ведет оставшиеся концерты в Новосибирске, а потом выступает и перед слушателями первой программы оркестра и Евгения Мравинского в Большом зале после возвращения из Сибири 29 октября 1944 года. III конференция слушателей абонементный концертов, 3 июня 1947 года
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

После реэвакуации Вайнкоп оставляет должность худрука Концертного бюро и становится его старшим консультантом. Одновременно преподает в Театральном институте и Высшем военно-политическом училище. Дата увольнения со всех этих постов – начало 1949-го года, и она неслучайна.

В 1948-м, как известно, начинается очередной виток «борьбы с формалистами». Постановление об опере «Великая дружба» становится спусковым крючком для травли как композиторов, куда более известных, чем автор «Дружбы» Вано Мурадели, так и музыкальной общественности, в разной степени поддерживающей новую музыку. На бесчисленных собраниях приходится «каяться в грехах формализма» не только Шостаковичу и Прокофьеву. Одно из таких заседаний со слов своего учителя, Александра Должанского, описывает Киралина Южак:

«К столу президиума, за которым на этом собрании сидели В. П. Соловьёв-Седой, И. И. Дзержинский и Г. Н. Носов (Должанский называл только эти имена), поочередно вызывали провинившихся членов Союза. Идя к «лобному месту» мимо Должанского, Вайнкоп шепнул ему: «Понятия не имею, о чем говорить». Он начал свое «покаяние» со стандартных признаний: «Да, я пропагандировал музыку Прокофьева, да я пропагандировал музыку Шостаковича». Говоря это, он раскачивался в своей привычной лекторской манере, раскланиваясь как маятник направо и налево. Во время очередного поклона он увидел лица сидящих в президиуме – и тут прорвалось: «Но если Прокофьев не напишет советскую оперу, то вы (грозно указующий жест в сторону президиума) ее не напишете, а если Шостакович не напишет советскую симфонию, то вы (тот же жест) ее не напишете». Что было потом? Вайнкоп был изгнан отовсюду; они жили на нищенскую зарплату его жены; он погибал от болезни, и его спасла знаменитый тогда врач Соркина».

Не стоит забывать, что наряду с кампанией против «формалистов», шла так называемая «борьба с космополитами», т. е. кампания антисемитская. Увы, Вайнкоп подходил под обе категории. В архивах разных заведений по всей необъятной стране можно найти разные тому свидетельства. Например, проверка 1949-го года в музыкальном училище Иркутска выявила «недостаточное внимание к постановлениям по поводу оперы «Великая дружба» и заодно посетовала на то, что в библиотеке училища до сих пор хранятся «книги космополита Вайнкопа» (правда, дальше, через запятую, шли сочинения «реакционера Шопенгауэра»: попадая под идеологический каток, люди обычно оказывались в неплохой компании).

История постепенно все расставит по своим местам. И, словно ответом на горести конца 1940-х, прозвучит программа юбилейного концерта в Большом зале 25 декабря 1971 года: Филармония празднует пятидесятилетие со дня основания, со вступительным словом выступает «старейший музыковед Ленинграда» Юлиан Вайнкоп, оркестр под управлением Юрия Темирканова играет Шостаковича и Прокофьева. Но о «формализме» забудут не сразу…

21 января 1949 года Юлиан Вайнкоп еще рассказывает со сцены Большого зала о программном симфонизме, в следующий раз он выйдет на эту сцену спустя три с лишним года – в марте 1952-го. С этого момента и до последних дней жизни лектора имя его не будет больше исчезать из филармонических афиш и программок. В том же 1952-м Вайнкоп впервые появляется на сцене Малого зала им. Глинки. До 1974-го прочитает здесь 284 лекции! © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Публика Вайнкопа любит: худой, высокий, чуть напоминающий внешне Мейерхольда, он с одинаковой увлеченностью рассказывал о музыке старинной и современной, русской и зарубежной, симфонической и оперной, вел слушательские конференции (такова была длительная филармоническая традиция), представлял во вступительных словах хрестоматийную классику и новые сочинения, именитых музыкантов и дебютантов, едва справляющихся со сценических волнением.

В последний раз он встретился с филармоническими слушателями 10 апреля 1974 года. Через две недели музыканта не стало. Книги Вайнкопа – «Что нужно знать об опере», «Краткий биографический словарь композиторов» и многие другие, пережили множество переизданий и после ухода автора.

О. Р.


Концерты

  • 5 июня 1930

    (рукописная книга)

    Liederabend
    Лидия Вырлан

    (программа не указана)

  • 22 марта 1933

    (анонс)

    Литературно-музыкальный вечер
    Лев Николаевич Толстой

    Толстой. Сцены из романов «Воскресение», «Анна Каренина», «Война и мир». Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 9 «Крейцерова». Мусоргский. «Песни и пляски смерти». Толстой. Сцены из спектакля «Живой труп»

  • 26 марта 1933

    (анонс)

    Закрытый литературно-музыкальный вечер
    Лев Николаевич Толстой

    Толстой. Сцены из романов «Воскресение», «Анна Каренина», «Война и мир». Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 9 «Крейцерова». Мусоргский. «Песни и пляски смерти». Толстой. Сцены из спектакля «Живой труп»

  • 15 февраля 1935

    Художественный совет центрального райсовета ОЗЕТ [Общества землеустройства еврейских трудящихся] в помещении Государственной академической Филармонии (афиша)

    Концерт Натальи Дудинской и Вахтанга Чабукиани

    В программе: Венявский, Минкус, Годар, Аренский, Сен-Санс, Бизе, Скрябин

  • 6 октября 1937

    Вокальный вечер
    Любовь Орлова

    В программе: Даргомыжский, Мусоргский, Рахманинов, Чайковский, Глинка, Дунаевский

  • 12 ноября 1938

    2-й абонемент для учащихся средних школ (рукопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Томилин. «Федька». Александров. «Детские песенки». Дзержинский. Концерт для фортепиано с оркестром. Бизе. Увертюра, антракт к II акту, цыганская песня и ария Тореадора из оперы «Кармен». Фрагменты из сюиты «Арлезианка»

  • 14 ноября 1938

    В связи с 50-летним юбилеем Оркестра

    Творческая встреча оркестра русских народных инструментов имени Андреева с художественной самодеятельностью города Ленина

    В программе: Андреев, Ниман, Крюковский, Фомин, Каркин, Римский-Корсаков, Чайковский, Аренский, Мусоргский, Верди, Мендельсон

  • 11 января 1939

    4-й концерт молодежного абонемента (программка с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Николай Рабинович

    Бетховен. Симфония № 7. Вагнер. Вступление и «Смерть Изольды» из муз. драмы «Тристан и Изольда». Две арии Вольфрама из оперы «Тангейзер». Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры»

  • 12 апреля 1939

    Дом Красной Армии имени Кирова. Концертное бюро филармонии

    Концерт, посвященный 100-летию со дня рождения Модеста Петровича Мусоргского

    Монолог Бориса из оперы «Борис Годунов». «Полководец». «Семинарист». «Песня о блохе». Сцена у фонтана из оперы «Борис Годунов». «Картинки с выставки». Сцена гадания Марфы из оперы «Хованщина». Сцена в корчме из оперы «Борис Годунов». «Раек». Сцена Черевика, Хиври и Поповича из оперы «Сорочинская ярмарка». Н. Серебряков. Новелла «Мусорянин»

  • 30 мая 1939

    Зал Глазунова в Консерватории (Пригласительный билет). Концертного бюро Ленинградской государственной Филармонии

    Отчетный концерт артистов
    Концертного бюро Ленинградской государственной Филармонии

    В программе: Гольц, Ган, Дзержинский–Каменский, Хачатурян, Зейналлы, Палиашвили, Глиэр, Лермонтов, Мусоргский, Рахманинов, Верди, Бородин, Чехов

  • 9 ноября 1939

    Концерт абонемента для рабочей художественной самодеятельности (программка с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Николай Рабинович

    Бетховен. Симфония № 7. Лист Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер»

  • 18 ноября 1939

    Концерт 2-го абонемента (программка с составом оркестра)

    Открытие декады советской музыки
    Симфонический концерт
    Дирижер – Абрам Стасевич

    Энке. Фрагменты из оперы «Любовь Яровая». Мурадели. Симфония № 1 «Памяти С. М. Кирова»

  • 20 ноября 1939

    Декада советской музыки
    Государственный оркестр русских народных инструментов имени Андреева
    Дирижер – Николай Михайлов

    Леви. Сюита «Два детства». Сюита «Наша Родина». Кабалевский. Увертюра к опере «Кола Брюньон». Шостакович. Менуэт из симфонии № 5. Чишко. Скерцо для ксилофона с оркестром. Савельев. Красноармейский пляс

  • 24 ноября 1939

    Концерт абонемента для рабочей художественной самодеятельности (программка с составом оркестра)

    Декада советской музыки
    Симфонический концерт
    Дирижер – Эдуард Грикуров

    Вечер фрагментов из новых опер: Л. Ходжа-Эйнатов. Опера «Семья». Ю. Левитин. Опера «Монна Марианна». И. Дзержинский. Опера «Волочаевские дни». В. Волошинов. Опера «Слава»

  • 1 декабря 1939

    Концерт абонемента для молодежи (программка с составом оркестра)

    Симфонический концерт, посвященный памяти С. М. Кирова

    Хачатурян. «Поэма о Сталине». Мурадели. Симфония № 1 «Памяти С. М. Кирова»

  • 5 декабря 1939

    (программка с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Хачатурян. «Песня о Сталине». Бетховен. Симфония № 9

  • 27 декабря 1939

    Концерт абонемента для комсостава РККА и ВМФ

    Симфонический концерт

    Лист. «Прелюды». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Вагнер. Увертюра к опере «Риенци». Вступление к опере «Лоэнгрин». Увертюра к опере «Тангейзер»

  • 19 января 1940

    (рукопись)

    Вокальный вечер
    Солист Театра оперы и балета имени Кирова
    Николай Печковский

    Лист. Испанская рапсодия. Грибоедов. Два вальса. Даргомыжский. Балакирев. «Что в имени тебе моем». «Ночной зефир». Каватина Князя из оперы «Русалка». «Я Вас любил». «Юноша и дева». «Я здесь, Инезилья». Балакирев. «Песня Селима». «Слышу ли голос твой». «Сосна». «Сон». «Из-под таинственной, холодной полумаски». «Утес»

  • 24 января 1940

    Концерт абонемента для молодежи (программа с вкладышем-аннотацией)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эдуард Грикуров

    Шостакович. Симфония № 1. Глиэр. Концерт для арфы с оркестром. Хренников. Музыка к комедии Шекспира «Много шума из ничего». Щербачев. Фрагменты сюиты из музыки к кинофильму «Гроза»

  • 3 февраля 1940

    (машинопись)

    Сборный концерт

    В программе: Чайковский, Даргомыжский




Другие материалы

Антонина Попова-Журавленко

Антонина Попова-Журавленко

Сопрано 1896(1889)–1981
Антон Шварц

Антон Шварц

Актер 1896–1954

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»