Персоны
Юлиан Вайнкоп
Биография
Вайнкоп Юлиан Яковлевич – музыковед, лектор, в 1941–1944 – художественный руководитель, а в 1944–1949 – консультант Концертного бюро филармонии.
В 1919-м году в витебском еженедельнике «Школа и революция» вышла статья Юлиана Вайнкопа. Несмотря на возраст автора (ему всего восемнадцать), это не первый его опубликованный текст, но о музыке он пишет впервые – статья посвящена Клоду Дебюсси. Так начинался путь Вайнкопа-музыковеда, просветителя, так открывался длинный список его публикаций, написанных в разные годы, для разной аудитории.
О Витебске начала прошлого века, где и родился Юлиан Яковлевич, написано немало. Удивительным образом на короткое время после революции город стал местом обитания множества фигур, знаковых для русской и даже мировой культуры, прежде всего художественной: это Шагал, Кандинский, Малевич, Лисицкий и их ученики.
Здесь же, в 1918 году открывают Народную консерваторию, где преподает немало московских и петербургских музыкантов. Возглавляет консерваторию Николай Малько – будущий главный дирижер Петроградской филармонии. У него берет уроки инструментовки сын известного витебского врача, студент композиторского отделения Юлиан Вайнкоп. В это же время, кстати, класс Малько посещает Иван Соллертинский – два уроженца Витебска позднее будут неоднократно пересекаться по работе в Большом зале Ленинградской филармонии!
Из Витебска Вайнкоп уезжает уже в начале 1920-х. Сначала коротко учится в Москве, в Литературно-художественном институте имени Брюсова. В январе 1925-го институт закроют, но сам Вайнкоп к этому времени уже готовится к выпускным экзаменам на факультете общественных наук Ленинградского университета, а в 1929-м получает диплом Ленинградского института истории искусств. Здесь у него блестящие педагоги: Борис Асафьев, Роман Грубер, Максимилиан Штейнберг…
Нет сомнений в том, что с момента переезда в Ленинград Вайнкоп становится постоянным посетителем Филармонии. С 1925-го года с его впечатлениями от концертов могут сверить свое мнение и другие слушатели: в газете «Ленинградская правда», журналах «Рабочий и театр» и «Жизнь искусства» выходят рецензии Юлиана Вайнкопа на программы знаменитых гастролеров – Отто Клемперера, Амар-Хиндемит квартета, Йожефа Сигети и Эгона Петри, на текущие выступления филармонического оркестра и ленинградских солистов.
В 1927-м в музыкальном издательстве «Тритон» выходит брошюра Вайнкопа – «Игорь Стравинский», а с 1928-го Юлиан Яковлевич становится заведующим редакции издательства, занимая этот пост до ликвидации «Тритона» в 1936 году. Параллельно, с 1930-го по 1933 год он является художественным руководителем Общества камерной музыки, а с 1938-го заведует отделом пропаганды ленинградского отделения Союза композиторов.
Логотип издательства "Тритон"
С филармонией Юлиан Вайнкоп начинает сотрудничество с конца 1920-х годов. С 1928-го он пишет развернутые аннотации в программки (к концертам Онеггера, Цемлинского, Ансерме). Но на сцену Большого зала филармонии лектор впервые выходит лишь в 1933-м. Сначала его зовут на школьные утренники, концерты для студентов, на литературные вечера и выступления самодеятельных коллективов. Со временем Вайнкоп все чаще готовит публику к серьезным программам, выходя со вступительными словами о Бетховене, Вагнере, Верди… Выезжает он и на летние сезоны филармонического оркестра, которые проходят на популярных советских курортах. Дирижер Гавриил Юдин вспоминал:
«В 1937 году в Кисловодске он [Вайнкоп] вел вступительное слово к одному концерту Заслуженного коллектива, симфонического оркестра. И вдруг погас свет. Он продолжал говорить, и света не было 25 минут - я посмотрел на часы. Он говорил, говорил, и так интересно говорил! И когда зажегся свет, ему устроили овацию грандиозную. У слушателя совершенно не было ощущения, что он тянет время, чтобы можно было начать концерт...»
Именно с филармонией в августе 1941 года Вайнкоп отправляется в эвакуацию, уже как художественный руководитель филармонического концертного бюро. Вместе с артистами бюро он выступает в воинских частях, клубах, госпиталях, выезжает с концертными бригадами в прифронтовые зоны. В статье «Вспоминая Вайнкопа» музыковед Эра Барутчева приводит выдержки из военных дневников Юлиана Яковлевича:
«29.XI[1942] – Выступаем в неблагоприятных условиях: в помещении клуба t ниже нуля. Но слушают хорошо, среди бойцов и командиров много ленинградцев… Концерт проходит блестяще… Один из слушателей, полковник Обухов говорит: «Всю жизнь мечтал послушать Квартет имени Глазунова, дожил до седых волос и привелось услышать в карельских лесах. Спасибо вам, товарищи, теперь и умирать можно” …».
Выступает Вайнкоп и перед новосибирской публикой, предваряя концерты Ленинградской филармонии, но в первые военные годы не так уж часто – основную лекторскую нагрузку берет на себя Иван Иванович Соллертинский. После смерти Соллертинского в феврале 1944-го эта работа перейдет именно к Юлиану Вайнкопу… Он ведет оставшиеся концерты в Новосибирске, а потом выступает и перед слушателями первой программы оркестра и
Евгения Мравинского в Большом зале после возвращения из Сибири 29 октября 1944 года. III конференция слушателей абонементный концертов, 3 июня 1947 года
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
После реэвакуации Вайнкоп оставляет должность худрука Концертного бюро и становится его старшим консультантом. Одновременно преподает в Театральном институте и Высшем военно-политическом училище. Дата увольнения со всех этих постов – начало 1949-го года, и она неслучайна.
В 1948-м, как известно, начинается очередной виток «борьбы с формалистами». Постановление об опере «Великая дружба» становится спусковым крючком для травли как композиторов, куда более известных, чем автор «Дружбы» Вано Мурадели, так и музыкальной общественности, в разной степени поддерживающей новую музыку. На бесчисленных собраниях приходится «каяться в грехах формализма» не только Шостаковичу и Прокофьеву. Одно из таких заседаний со слов своего учителя, Александра Должанского, описывает Киралина Южак:
«К столу президиума, за которым на этом собрании сидели В. П. Соловьёв-Седой, И. И. Дзержинский и Г. Н. Носов (Должанский называл только эти имена), поочередно вызывали провинившихся членов Союза. Идя к «лобному месту» мимо Должанского, Вайнкоп шепнул ему: «Понятия не имею, о чем говорить». Он начал свое «покаяние» со стандартных признаний: «Да, я пропагандировал музыку Прокофьева, да я пропагандировал музыку Шостаковича». Говоря это, он раскачивался в своей привычной лекторской манере, раскланиваясь как маятник направо и налево. Во время очередного поклона он увидел лица сидящих в президиуме – и тут прорвалось: «Но если Прокофьев не напишет советскую оперу, то вы (грозно указующий жест в сторону президиума) ее не напишете, а если Шостакович не напишет советскую симфонию, то вы (тот же жест) ее не напишете». Что было потом? Вайнкоп был изгнан отовсюду; они жили на нищенскую зарплату его жены; он погибал от болезни, и его спасла знаменитый тогда врач Соркина».
Не стоит забывать, что наряду с кампанией против «формалистов», шла так называемая «борьба с космополитами», т. е. кампания антисемитская. Увы, Вайнкоп подходил под обе категории. В архивах разных заведений по всей необъятной стране можно найти разные тому свидетельства. Например, проверка 1949-го года в музыкальном училище Иркутска выявила «недостаточное внимание к постановлениям по поводу оперы «Великая дружба» и заодно посетовала на то, что в библиотеке училища до сих пор хранятся «книги космополита Вайнкопа» (правда, дальше, через запятую, шли сочинения «реакционера Шопенгауэра»: попадая под идеологический каток, люди обычно оказывались в неплохой компании).
История постепенно все расставит по своим местам. И, словно ответом на горести конца 1940-х, прозвучит программа юбилейного концерта в Большом зале 25 декабря 1971 года: Филармония празднует пятидесятилетие со дня основания, со вступительным словом выступает «старейший музыковед Ленинграда» Юлиан Вайнкоп, оркестр под управлением Юрия Темирканова играет Шостаковича и Прокофьева. Но о «формализме» забудут не сразу…
21 января 1949 года Юлиан Вайнкоп еще рассказывает со сцены Большого зала о программном симфонизме, в следующий раз он выйдет на эту сцену спустя три с лишним года – в марте 1952-го. С этого момента и до последних дней жизни лектора имя его не будет больше исчезать из филармонических афиш и программок. В том же 1952-м Вайнкоп впервые появляется на сцене Малого зала им. Глинки. До 1974-го прочитает здесь 284 лекции! © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Публика Вайнкопа любит: худой, высокий, чуть напоминающий внешне Мейерхольда, он с одинаковой увлеченностью рассказывал о музыке старинной и современной, русской и зарубежной, симфонической и оперной, вел слушательские конференции (такова была длительная филармоническая традиция), представлял во вступительных словах хрестоматийную классику и новые сочинения, именитых музыкантов и дебютантов, едва справляющихся со сценических волнением.
В последний раз он встретился с филармоническими слушателями 10 апреля 1974 года. Через две недели музыканта не стало. Книги Вайнкопа – «Что нужно знать об опере», «Краткий биографический словарь композиторов» и многие другие, пережили множество переизданий и после ухода автора.
О. Р.
Концерты
-
5 июня 1930
(рукописная книга)
Liederabend
Лидия Вырлан(программа не указана)
-
22 марта 1933
(анонс)
Литературно-музыкальный вечер
Лев Николаевич ТолстойТолстой. Сцены из романов «Воскресение», «Анна Каренина», «Война и мир». Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 9 «Крейцерова». Мусоргский. «Песни и пляски смерти». Толстой. Сцены из спектакля «Живой труп»
-
26 марта 1933
(анонс)
Закрытый литературно-музыкальный вечер
Лев Николаевич ТолстойТолстой. Сцены из романов «Воскресение», «Анна Каренина», «Война и мир». Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 9 «Крейцерова». Мусоргский. «Песни и пляски смерти». Толстой. Сцены из спектакля «Живой труп»
-
15 февраля 1935
Художественный совет центрального райсовета ОЗЕТ [Общества землеустройства еврейских трудящихся] в помещении Государственной академической Филармонии (афиша)
Концерт Натальи Дудинской и Вахтанга Чабукиани
В программе: Венявский, Минкус, Годар, Аренский, Сен-Санс, Бизе, Скрябин
-
6 октября 1937
Вокальный вечер
Любовь ОрловаВ программе: Даргомыжский, Мусоргский, Рахманинов, Чайковский, Глинка, Дунаевский
-
12 ноября 1938
2-й абонемент для учащихся средних школ (рукопись)
Симфонический концерт
Дирижер – Кирилл КондрашинТомилин. «Федька». Александров. «Детские песенки». Дзержинский. Концерт для фортепиано с оркестром. Бизе. Увертюра, антракт к II акту, цыганская песня и ария Тореадора из оперы «Кармен». Фрагменты из сюиты «Арлезианка»
-
14 ноября 1938
В связи с 50-летним юбилеем Оркестра
Творческая встреча оркестра русских народных инструментов имени Андреева с художественной самодеятельностью города Ленина
В программе: Андреев, Ниман, Крюковский, Фомин, Каркин, Римский-Корсаков, Чайковский, Аренский, Мусоргский, Верди, Мендельсон
-
11 января 1939
4-й концерт молодежного абонемента (программка с составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Николай РабиновичБетховен. Симфония № 7. Вагнер. Вступление и «Смерть Изольды» из муз. драмы «Тристан и Изольда». Две арии Вольфрама из оперы «Тангейзер». Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры»
-
12 апреля 1939
Дом Красной Армии имени Кирова. Концертное бюро филармонии
Концерт, посвященный 100-летию со дня рождения Модеста Петровича Мусоргского
Монолог Бориса из оперы «Борис Годунов». «Полководец». «Семинарист». «Песня о блохе». Сцена у фонтана из оперы «Борис Годунов». «Картинки с выставки». Сцена гадания Марфы из оперы «Хованщина». Сцена в корчме из оперы «Борис Годунов». «Раек». Сцена Черевика, Хиври и Поповича из оперы «Сорочинская ярмарка». Н. Серебряков. Новелла «Мусорянин»
-
30 мая 1939
Зал Глазунова в Консерватории (Пригласительный билет). Концертного бюро Ленинградской государственной Филармонии
Отчетный концерт артистов
Концертного бюро Ленинградской государственной ФилармонииВ программе: Гольц, Ган, Дзержинский–Каменский, Хачатурян, Зейналлы, Палиашвили, Глиэр, Лермонтов, Мусоргский, Рахманинов, Верди, Бородин, Чехов
-
9 ноября 1939
Концерт абонемента для рабочей художественной самодеятельности (программка с составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Николай РабиновичБетховен. Симфония № 7. Лист Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер»
-
18 ноября 1939
Концерт 2-го абонемента (программка с составом оркестра)
Открытие декады советской музыки
Симфонический концерт
Дирижер – Абрам СтасевичЭнке. Фрагменты из оперы «Любовь Яровая». Мурадели. Симфония № 1 «Памяти С. М. Кирова»
-
20 ноября 1939
Декада советской музыки
Государственный оркестр русских народных инструментов имени Андреева
Дирижер – Николай МихайловЛеви. Сюита «Два детства». Сюита «Наша Родина». Кабалевский. Увертюра к опере «Кола Брюньон». Шостакович. Менуэт из симфонии № 5. Чишко. Скерцо для ксилофона с оркестром. Савельев. Красноармейский пляс
-
24 ноября 1939
Концерт абонемента для рабочей художественной самодеятельности (программка с составом оркестра)
Декада советской музыки
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард ГрикуровВечер фрагментов из новых опер: Л. Ходжа-Эйнатов. Опера «Семья». Ю. Левитин. Опера «Монна Марианна». И. Дзержинский. Опера «Волочаевские дни». В. Волошинов. Опера «Слава»
-
1 декабря 1939
Концерт абонемента для молодежи (программка с составом оркестра)
Симфонический концерт, посвященный памяти С. М. Кирова
Хачатурян. «Поэма о Сталине». Мурадели. Симфония № 1 «Памяти С. М. Кирова»
-
5 декабря 1939
(программка с составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийХачатурян. «Песня о Сталине». Бетховен. Симфония № 9
-
27 декабря 1939
Концерт абонемента для комсостава РККА и ВМФ
Симфонический концерт
Лист. «Прелюды». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Вагнер. Увертюра к опере «Риенци». Вступление к опере «Лоэнгрин». Увертюра к опере «Тангейзер»
-
19 января 1940
(рукопись)
Вокальный вечер
Солист Театра оперы и балета имени Кирова
Николай ПечковскийЛист. Испанская рапсодия. Грибоедов. Два вальса. Даргомыжский. Балакирев. «Что в имени тебе моем». «Ночной зефир». Каватина Князя из оперы «Русалка». «Я Вас любил». «Юноша и дева». «Я здесь, Инезилья». Балакирев. «Песня Селима». «Слышу ли голос твой». «Сосна». «Сон». «Из-под таинственной, холодной полумаски». «Утес»
-
24 января 1940
Концерт абонемента для молодежи (программа с вкладышем-аннотацией)
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард ГрикуровШостакович. Симфония № 1. Глиэр. Концерт для арфы с оркестром. Хренников. Музыка к комедии Шекспира «Много шума из ничего». Щербачев. Фрагменты сюиты из музыки к кинофильму «Гроза»
-
3 февраля 1940
(машинопись)
Сборный концерт
В программе: Чайковский, Даргомыжский