Персоны

Антон Чернушенко

1893–?
Фото предоставлено Леонидом Гиршовичем
Антон Чернушенко

Биография

Чернушенко Антон Иванович – скрипач Филармонического оркестра в 1920–1958 годах.

В списке артистов, вошедших в состав оркестра на момент создания Петроградской филармонии (1921) имени Антона Чернушенко нет. Но в его архивной учетной карточке указано, что в группу вторых скрипок оркестра (тогда еще Государственного) уроженец Санкт-Петербурга (из мещан), выпускник Петроградской консерватории был принят 1 мая 1920 года.

Фамилия Чернушенко есть в перечне музыкантов – участников «Первого концерта симфонического оркестра без дирижера», прошедшего в Большом зале 13 июня 1923 года. В мае 1942-го в Новосибирске скрипач принял участие в творческом самоотчете артистов оркестра, с Филармонией вернулся из эвакуации. В отличие от многих своих коллег, Антон Чернушенко не выступал в концертах как солист и ансамблист, но 15 апреля 1931 года единственный раз дирижировал коллективом в дневной симфонической программе.

В оркестре Антон Иванович прослужил почти 40 лет. В 1958 году большая группа музыкантов была отправлена на пенсию. В их числе был и Чернушенко. Именно он пытался отстоять права артистов-ветеранов, которых лишили возможности посещать филармонию. 25 июня 1959 года газета «Советская культура» публикует фельетон, в красках описывающий неприглядность ситуации:

«ГРУППА артистов симфонического оркестра Ленинградской государственной филармонии перешла на пенсию. Обеспеченным, покойным отдыхом увенчался их большой и полезный труд. Это было хорошо и отрадно. Одно только омрачало заслуженных музыкантов: сознание, что теперь им придется начисто порвать с учреждением, в котором проработали кто двадцать, кто тридцать, а кто и сорок с лишним лет. Взять того же Антона Ивановича Чернушенко. На глазах Антона Ивановича и при его ближайшем участии протекала вся деятельность этой старейшей в стране концертно-симфонической организации, росла и совершенствовалась музыкальная культура ее прославленного оркестрового коллектива — одного из лучших у нас по исполнительскому мастерству».

Постоянных пропусков в филармонию артисты, впрочем, так и не получили. Свое возмущение ситуацией Антон Чернушенко выражал не только в письмах в высокие инстанции, но и в сатирических стихах. Об этом его увлечении мы бы никогда не узнали, если бы не случай. Живущий в Германии писатель и скрипач Леонид Гиршович, чей отец когда-то играл в Заслуженном коллективе, упомянул эпиграммы Антона Чернушенко в своем посте в одной из социальных сетей. Конечно, мы связались с Леонидом Гиршовичем, и он рассказал, что его отец Моисей Гиршович был дружен с Антоном Чернушенко. В семейном архиве, несмотря на многократные переезды, сохранилась толстая, на 48 листов, тетрадь Чернушенко с написанными его рукой сатирическими стихами и эпиграммами. На язык Чернушенко был остер, не щадил тех, кого не любил, облекая, впрочем, свои выпады в едкую, но элегантную форму. За это ему доставалось. Есть у строптивого скрипача и целая поэма, посвященная Евгению Мравинскому (эдакий парафраз на «Евгения Онегина»). Последние строфы поэмы и посвящены истории увольнения старейших артистов оркестра – их имена зарифмованы в тексте:

При попустительстве оркестра
Друзья – директор и маэстро –
Как бы не зная, что творят,
О том лишь только говорят,
Чтоб возглавляемый «народным»
Весь коллектив стал однородным.
Чтоб положение поправить,
На пенсию надо отправить
Костяк его, всю сердцевину,
Чтоб не осталось и помину
Традиций славных коллектива,
И чтоб открылась перспектива,
В которой вовсе места нет
Преградам будущих побед.
Победа ж нашего кумира
Похожа на победу Пирра.
Идею эту дерзко, смело
Они уж претворяют в дело.
«Ушли» на пенсию: Маргулис,
Два Розенцвита и Боруля,
Амосов, Шах и Чуяшенко,
Медведев Гриша, Горбаненко;
И после длительных дебатов
«Ушел» на пенсию Левятов.
«Ушел», хотя и не просил,
В. Елизаров, полный сил,
А с ним, хотя и не без трений,
И младший брат его Евгений.
«Ушла» и Манизер чета,
Ушла, конечно, без охоты,
Не получивши ни черта
За двадцать лет своей работы.
«Ушел» и Миша Третьяков,
А перед ним Марк Резников;
«Ушли» совсем еще недавно
Телятник, Кравченко, Адамов.
И к вящей радости маэстро
Нет Чернушенко А. в оркестре;
Сменился весь состав надежный,
И стал оркестр наш «молодежный».

Страница из тетради с эпиграммами А. Чернушенко.
Личный архив Леонида Гиршовича

С благодарностью Леониду Гиршовичу, а также радиожурналисту Марио Банди, взявшему на себя труд сфотографировать все страницы тетради, мы публикуем отдельные эпиграммы Антона Чернушенко на историческом сайте к 100-летию филармонии.

И. Р.


Концерты

  • 15 апреля 1931

    (машинопись)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Антон Чернушенко

    Мусоргский. Вступление к опере «Хованщина». «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки». Вступление и песня Хиври из оперы «Сорочинская ярмарка». Чайковский. I часть концерта для скрипки с оркестром. Сюита из балета «Щелкунчик»

  • 10 мая 1942

    (рукопись Зингера, программа)

    Творческий самоотчет артистов оркестра
    Концерт, посвященный первомайскому соревнованию

    В программе: Бах, Доницетти, Власов, Глазунов, Капорале, Фельцман, Бетховен, Пуньяни–Крейслер, Моцарт, Мусоргский, Мендельсон, Чайковский

  • 10 мая 1943

    (повторение программы 10 мая 1942 года, рукопись Е. М. Зингера, г. Новосибирск)

    Творческий самоотчёт артистов оркестра

    В программе: Бах, Доницетти, Власов, Глазунов, Капорале, Фельцман, Бетховен, Пуньяни–Крейслер, Моцарт, Мусоргский, Мендельсон, Чайковский



Другие материалы

Сильвия Чен

Сильвия Чен

Танцовщица 1905–1996
Елена Чикваидзе

Елена Чикваидзе

Артистка балета 1910–1996

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»