Персоны

Леонид Якобсон

1904–1975
Источник изображения: сайт Кино-Театр.ру
Леонид Якобсон

Биография

Якобсон Леонид Вениаминович – артист балета, хореограф.

В 1926 году Леонид Якобсон оканчивает исполнительский факультет Ленинградского хореографического училища, но уже в этот момент его мечты далеки от роли премьера в классических балетных постановках. Он мечтает не танцевать, а ставить, и, как скажет позднее Галина Уланова, «с ранних лет в него ‘’вселился бес’’ хореографического сочинительства». Новый, необычный пластический язык хореографических номеров Якобсона словно продолжал утраченную с революцией линию новаторских исканий Фокина, Нижинского. Якобсона легко было представить в среде Сергея Дягилева и его «Русских сезонов». Но время было другое. В ленинградской балетной среде, где царило строгое классическое хореографическое искусство и его главный адепт Агриппина Ваганова, молодому балетмейстеру было непросто. Да и позднее каждый его балет, каждая хореографическая миниатюра с трудом проходили сквозь препоны идеологической цензуры, его спектакли снимали с репертуара, и даже документальный фильм о Якобсоне, снятый режиссером Леонидом Алексейчуком незадолго до смерти хореографа, был запрещен «за грубые идеологические ошибки» и перемонтирован в духе соцреализма.

Все, кто близко знал Якобсона, все, кому довелось работать с ним, утверждали, что он не успел, не смог сделать и десятой доли того, что задумывал. Однако создано было немало. В ленинградском Кировском (Мариинском) театре шли его балеты «Шурале» Яруллина, «Спартак» Хачатуряна, «Двенадцать» Тищенко, «Клоп» на музыку Олега Каравайчука (на афишах композитор заменил свою фамилию псевдонимом «Отказов») и Георгия Фиртича. Отдельные номера в его постановке танцевали в концертных программах Ольга Лепешинская, Наталия Дудинская, Майя Плисецкая, Константин Сергеев, Михаил Барышников, который именно с номером Якобсона «Вестрис» на музыку Геннадия Банщикова получил в 1966 году золотую медаль на Международном конкурсе в Варне, а затем и на Первом международном конкурсе солистов балета в Москве.

Полнее всего новаторская танцевальная лексика Якобсона раскрывалась в жанре хореографической миниатюры – так впоследствии балетмейстер назовет свой собственный театр. Так назывался и балет, поставленный в 1958 году на сцене Театра им. Кирова. «Хореографические миниатюры», экранизированные в 1960-м, принесли автору приз «Золотая нимфа» в Монте-Карло и диплом Парижского университета танца, но, главное, фильм сохранил для потомков уникальную хореографию Якобсона. Спектакль прошел на сцене Кировского театра 73 раза. Долгие годы Леонид Якобсон пытался добиться открытия своего театра, где бы он мог воплощать свои замыслы. Собственную труппу ему разрешат создать в 1970 году. В дневнике в этот день хореограф запишет: «Я получил театр слишком поздно. Но я докажу им, что можно успеть...» Через пять лет Якобсона не стало. Но за эти годы он действительно успел создать новый репертуар: в отдельную программу были собраны миниатюры по скульптурам Родена, поставлены «Экзерсис XX века» на музыку Иоганна Себастьяна Баха, «Симфония бессмертия», «Бродячий цирк», «Свадебный кортеж» по картинам Марка Шагала, возобновлен «Клоп» по Маяковскому, на сей раз с музыкой Шостаковича….

Хореографические номера в постановках Якобсона довольно часто появлялись в балетных вечерах на сцене Большого зала филармонии. Их исполняли в сборных концертах учащиеся Хореографического училища, их включали в свои сольные программы звезды балетной сцены – Фея Балабина, Наталия Дудинская, Константин Сергеев, Габриэла Комлева. Трижды, в 1947, 1959 и 1967 годах, в Большом зале проходили творческие вечера Леонида Якобсона, где его хореографию представляли не только ленинградские, но и знаменитые московские солисты балета – Ольга Лепешинская и Владимир Преображенский.

Среди непосредственных участников концертов Леонид Якобсон появился в филармонической афише лишь на вечере балета 19 февраля 1931 года в исполнении «идеологического номера ‘’Прогульщики’’» (именно так он обозначен в рукописной программе).

Сегодня бывший театр «Хореографические миниатюры» носит имя Леонида Вениаминовича Якобсона. Труппа сохраняет в репертуаре наследие великого балетмейстера, но, по понятным причинам, куда чаще на ее афише появляются классические «Лебединое озеро» и «Спящая красавица». В 1993 году вдова хореографа Ирина Певзнер-Якобсон издала книгу «Беседы о Леониде Якобсоне, или Необходимый разговор и письмо, посланное вслед». В 2004 году к столетию со дня рождения Леонида Якобсона в Петербурге был показан фильм «Сердце Полишинеля», запрещенный когда-то, но сохраненный и смонтированный заново уже в эмиграции режиссером Алексейчуком. Издана и книга самого Якобсона – «Письма Новерру»: продолжателем идей французского хореографа-новатора, еще в XVII столетии критикующего декоративность и бессодержательность классического балета, чувствовал себя выдающийся новатор века ХХ.

О. Р.


Концерты

  • 19 февраля 1931

    (рукописная книга)

    Вечер балета

    Танцы и номера из балетов

  • 24 мая 1945

    Балетный вечер
    Фея Балабина и Константин Сергеев

    В программе: Рахманинов, Шопен–Крейслер, Аранович, Дриго, Шуэкер, Лист, Гурилев, Направник, Чайковский, Глазунов, И. Штраус

  • 3 марта 1947

    (рукописная книга)

    Вечер танца
    В постановке Леонида Якобсона

    В программе: Григ, Гранадос, И. Штраус, Табаровский, Чайковский, Танеев, Глюк, Глазунов, Шопен, Понсе–Хейфец, Фалья, Даргомыжский, Альбенис

  • 8 декабря 1947

    (рукописная книга)

    Балетный вечер
    Наталия Дудинская и Константин Сергеев

    В программе: Мусоргский–Каменский, Дебюсси, Корещенко, Заранек, Годовский, Крейслер, Мендельсон, Россини, Морле, Брамс, Рахманинов, Асафьев, Золя, Шульман–Донато, Залесский, Прицкер

  • 14 декабря 1947

    (повторение программы 8 декабря, рукописная книга)

    Балетный вечер
    Наталия Дудинская и Константин Сергеев

    В программе: Мусоргский–Каменский, Дебюсси, Корещенко, Заранек, Годовский, Крейслер, Мендельсон, Россини, Морле, Брамс, Рахманинов, Асафьев, Золя, Шульман–Донато, Залесский, Прицкер




Другие материалы

Юлиус Эрлих

Юлиус Эрлих

Дирижер 1894–1976
Раиса Кристи

Раиса Кристи

Сопрано 1901–?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»