Персоны
Илья Черкасов
Биография
Черкасов Илья Сергеевич – директор филармонии с 18 апреля 2006 года по настоящее время.
У Ильи Черкасова интересная родословная. Дед со стороны отца был военным атташе в Иране, в 1943-м обеспечивал боевую охрану Тегеранской конференции, после войны стал начальником Северо-западного пароходства, выйдя в отставку, возглавил «Интурист». Его сын, Сергей Матвеевич (отец Ильи Черкасова) – выпускник института иностранных языков, успешный лектор общества «Знание», один из инициаторов проведения первых телевизионных ток-шоу в стране, ученый-философ, психоаналитик, автор работ о теории Зигмунда Фрейда, один из основателей Восточно-европейского института психоанализа (институтская библиотека носит имя Сергея Черкасова) был своим человеком в актерской среде, консультировал артистов, состоял членом Театрального общества. Он и ввел сына в театральный круг, но с «черного входа» – устроил монтировщиком сцены в Малый драматический театр. Илья Черкасов как раз взял академотпуск в университете, где учился на математико-механическом факультете. В выборе профессии он пошел по стопам мамы – преподавателя физики в школах и в Академии тыла и транспорта для иностранных студентов-офицеров. Вернулся на учебу уже на экономический факультет и закончил отделение экономической кибернетики в 1987 году. В МДТ продолжал работать монтировщиком сцены, потом завпостом, в 1993-м занялся собственным бизнесом. Профессиональное образование пригодится Черкасову в Мариинском театре, куда его позовут для разработки системы электронной продажи билетов (1997–2002).
Его жизнь трудно назвать скучной: он увлекался горным туризмом и футболом, до 2002 года, пока не получил травму, играл в любительской команде полузащитником. Футбольная история получила неожиданное продолжение: друзья купили ФК «Зенит» и предложили Черкасову место генерального директора клуба. Предложение он воспринял как вызов, и за три года (2002–2005) не только одел весь город в знаменитые сегодня шарфики, но и вывел команду с 10-го на 2-е место в турнирной таблице. Ирина Родионова, Юрий Темирканов, Илья Черкасов,
Фото Павла Маркина
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Менеджерский успех ждал Черкасова и в филармонии, куда его позвали директором в апреле 2006 года в кризисный момент. Подготовка к запланированной реконструкции Большого зала была провалена, а средства от Министерства культуры уже выделены. Сформулированная задача – провести все предварительные проектные работы, привлечь опытных акустиков, подрядчиков, начать и завершить реконструкцию за год – выглядела абсолютно нереалистичной. Не только скептики, но и оптимисты не верили в возможность уложиться в срок, а история реставрации объектов культуры в стране давала для недоверия веские поводы. Но 4 мая 2007 года, через девять месяцев после закрытия сезона, в Большом зале состоялся традиционный концерт для ветеранов, а 7 мая начались открытые концерты для публики. Это была сенсация! Илья Сергеевич, впрочем, считал своевременное завершение реконструкции фактом само собой разумеющимся, ведь главное в этом деле было точно поставить задачу и выстроить математическую модель ее решения.
Контракт с Черкасовым был заключен на год, на реставрацию. Но работает он уже 15 лет. Остался по просьбе
Юрия Хатуевича Темирканова, с которым сложились прекрасные отношения. Они обсуждают не только служебные дела, но беседуют о литературе, о режиссуре, о театре, о жизни. «Есть за 15 лет и общие воспоминания, – говорит Черкасов, – но не о музыке». Юрий Темирканов, Илья Черкасов,
Фото Павла Маркина
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Меломаном он так и не стал. Но в хитросплетениях непростой жизни концертной организации сориентировался быстро, четко обеспечивая функционирование творческих структур. Условием стабильной работы организации он считает разделение полномочий и в филармоническую афишу вмешивается, лишь корректируя ее финансовые условия. При этом, новым творческим проектам открыт. Именно Черкасов был первым, кто активно поддержал идею создания электронной летописи к 100-летию филармонии. Под его директорством Петербургская филармония и встречает свой вековой юбилей.
И. Р.