Персоны
Александр Цфасман
Биография
Цфасман Александр Наумович – пианист, композитор.
Источник изображения: retroportal.ru
Александр Цфасман родился в Запорожье, Музыкальный техникум окончил в Нижнем Новгороде, а высшее образование отправился получать в столицу – в 1935 году он окончит с золотой медалью Московскую консерваторию. Разумеется, на учебных концертах и экзаменах ученик Феликса Блуменфельда играет классику. Говорят, что и дома до последнего дня Александр Наумович любил поиграть для себя Рахманинова и Шопена, а во время чтения напевал симфонии Малера и Шостаковича. Но его концертная жизнь будет связана совсем с другой музыкой. Цфасман окажется одним из создателей «советского джаза». Еще студентом он собирает первый московский джазовый ансамбль, в 1927 году впервые в СССР выступит с джазовой программой на радио, в том же году запишет первую в стране пластинку с джазовой композицией – фокстротом «Аллилуйя», тем самым, под который обедали в «Грибоедове» писатели из булгаковского романа «Мастер и Маргарита».
В 1939 году Цфасман становится руководителем джазового оркестра Всесоюзного радио. С этим коллективом под его руководством поют звезды советской сцены – оперной и эстрадной: Иван Козловский, Сергей Лемешев, Клавдия Шульженко… Выступает Цфасман и с сольными программами, включая в них собственные сочинения, в том числе Концерт для фортепиано с оркестром. Его виртуозной игрой восхищаются консерваторские профессора Гольденвейзер и Нейгауз, композиторы Шостакович и Дунаевский.
В 1944-м Цфасмана услышали на родине джаза, правда, не вживую, а в записи: когда во время войны был открыт Второй фронт, начался официальный обмен радиопередачами между США и СССР. На следующий день после трансляции записи джазового оркестра Всесоюзного радио под руководством Цфасмана в американской газете вышла статья «У русских есть свой Дюк Эллингтон». В 1945 году пианист впервые в СССР играет в зале Московской консерватории «Рапсодию в стиле блюз» Джорджа Гершвина. А через два года, в 1947-м, Александр Цфасман исполнит ее и в Большом зале Ленинградской филармонии с Заслуженным коллективом под управлением Николая Аносова. Это будет единственный выход советского джазмена на ленинградскую филармоническую сцену.
Александр Цфасман в концерте 9 апреля 1947 года. Оркестр ЗКР, дирижёр Николай Аносов.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
К этому времени Цфасмана уже уволили из Всесоюзного радио, «дабы избавить коллектив оркестра от слепого поклонения перед западной музыкой». Инструментальный джаз, а именно за его развитие ратовал Цфасман, был признан идейно вредным. Однако композитор счастливо избежал особых неприятностей, перешел на работу в столичный театр «Эрмитаж», при котором создал симфоджаз, сочинял музыку к фильмам и спектаклям, сумел сохранить любовь публики: на его юбилейный концерт в Колонном зале Дома Союзов в 1956 году было не попасть.
Источник изображения: retroportal.ru
На афише Ленинградской/Петербургской филармонии имя Цфасмана все же появлялось и после его единственного концерта. В программы Государственного Ансамбля народного танца СССР его руководитель Игорь Моисеев часто включал номер «Футбол», поставленный на музыку Цфасмана. А уже в новейшей истории, в XXI веке, джазовые пьесы композитора нередко звучат в молодежном абонементе «Музыка во фраках и в джинсах».
О. Р.
Концерты
-
9 апреля 1947
(программа и пригласительный билет)
Симфонический концерт
Дирижер – Николай АносовДоклад И. Бэлзы. Кассерн. Концерт для струнного оркестра. Мартину. «Лидице». Блисс. Сюита из балета «Шахматы». Мийо. «Провансальская сюита». Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз»