Пресса

11 апреля 1945

«Ленинградская правда»

О концертах 8–10 апреля 1945 в БЗФ

На концерте народного танца

Гастроли Государственного ансамбля народного танца Союза ССР под художественным руководством народного артиста РСФСР, лауреата Сталинской премии Игоря Моисеева

Игорь Моисеев талантливый представитель советского хореографического искусства, создатель и художественный руководитель ансамбля народного танца Союза ССР. В результате длительного и углублённого изучения фольклорных первоисточников танцевального движения, музыки и костюмов народов нашей родины Игорь Моисеев создал целый ряд прекрасных народных танцев. Эти танцы-картины дают зрителю не только яркое представление о сущности народного танцевального искусства, но и раскрывают перед ним поэзию и национальные особенности каждого народа. Выступления ансамбля И. Моисеева в Ленинградской филармония после длительного перерыва, естественно, вызывают живой интерес ленинградской общественности.

Программа концерта на этот раз носит несколько смешанный характер. Здесь мы видим ряд старых и новых народных танцев. В программе широко представлена русская тема, воплощённая в танцах русско-этнографических, гротесково-комедийных, в картинках прошлого и танцах современной советской деревни.

Открывается концерт русской танцевальной сюитой. Плавные лебединые движения женщин, одетых в старинные русские костюмы, виртуозные присядки мужчин, прекрасная отточенная работа всех участников создают почти этнографическую картину.

Рядом с русской танцевальной сюитой ярко выделяется остроумный номер «Трепак» на музыку Чайковского. Свободно, без нажима и излишнего шаржа, рисует постановщик два образа русского пьянчужки-мужичка и драчливой, крикливой бабы. Жанровая картинка, танец-басня, в котором найдены и интересно разработаны движения каждого персонажа, типаж, костюм, это вызывает у восторженного зрителя несмолкаемые аплодисменты (исполнители Александра Лахтионова и Михаил Тарасов).

Жанровая сценка «Воскресенье» из цикла «Картинки прошлого» поставлена И. Моисеевым с большим чувством меры и тонким юмором. Прекрасно найдены типажи кокетливых мещанок и их кавалеров-сердцеедов. Исполнители (кухарка — Анна Кобзева, горничная — Лидия Тимофеева, приказчик — Валерьян Арсеньев, официант — Виктор Аристов) легко и остро пародируют сцену свидания. В старинной польке-кадрили из этого же цикла «Картинки прошлого» — та же тщательность разработки образов жантильно-жеманных кисейных барышень и их кавалеров. В номере «Колхозная деревня» заметно некоторое однообразие движений и режиссёрских приёмов, несмотря на ряд интересных типажей.

Рядом с этими жанровыми картинками, рисующими в танце русский быт прошлого, пёстрой и яркой вереницей проходят перед зрителем народные танцы. Выделяется танец «Бульба», очень простой в своих движениях и в то же время интересный по выдумке и оригинальности танцевальной композиции. Исполняется он балетным женским составом очень весело и жизнерадостно. Хороша пляска казанских татар, исполняемая артистами Тамарой Зейферт, Марией Кузьминовой, Игорем Филатовым и Ильей Израиловым. Прекрасно поставлен киргизский мужской танец (арт. Иван Карташёв, Андрей Самусенко и Виктор Носков), технически очень трудный. Он уносит зрителя в далёкие степи Киргизии, тонко передаёт особенности танцевальной культуры киргизского народа. Запомнился симд— северо-осетинский танец, в котором женщины в белых платьях, меланхолично опустив глаза, плывут среди летящих, как орлы, горцев, великолепных танцоров, отличающихся почти фантастическим умением ходить на пальцах (солисты Тахно Израйлов и Леонид Мадикянц). Также надо отметить весёлый, но несколько длинный танец «Юрочка» и танец таджикских девушек, исполненный очень грациозно.

Из старых номеров нельзя не отметить «Нанайскую борьбу» в исполнении Игоря Буланинова.

Последним номером программы был показан морской танец, в котором блестящая выдумка режиссёра и балетмейстера нашла своё полное разрешение. Правда, номер по своему стилю сильно выпадает из всей программы. Он как-то не сочетается с показанными народными танцами, но свидетельствует о громадных творческих возможностях талантливого коллектива и его руководителя.

Нельзя не похвалить прекрасную работу художника Бориса Матрунина, очень способствующего успеху ансамбля. Его костюмы театральны и народны. Большая изобретательность художника, яркость красок дополняют творческую мысль постановщика. Также приятно слышать сопровождение всех танцев симфоническим оркестром (дирижёры Самсон Гальперин и Евгений Авксентьев).

Ансамбль под руководством Игоря Моисеева — явление большое и незаурядное. Богато и многообразно танцевальное творчество нашего народа, и хвала постановщику-новатору, не просто переносящему на сцену народный танец, а вносящему своё мастерство, свою творческую мысль в богатую сокровищницу народного искусства.

Заслуженная артистка РСФСР Н. Анисимова



Другие материалы

7 марта 1945

«Ленинградская правда»

О концерте 3 марта 1945 в БЗФ
18 марта 1945

«Ленинградская правда»

О концерте 14 марта 1945 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»