Пресса
«Вечерний Ленинград»
О концертах Государственного оркестра СССР 12–26 декабря 1954 в БЗФКонцерты симфонической музыки
К ИТОГАМ ГАСТРОЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРКЕСТРА СОЮЗА ССР
Закончились выступления Государственного симфонического оркестра Союза ССР, привлекшие живейшее внимание ленинградской музыкальной общественности и широких кругов любителей музыки. Эти гастроли — крупное событие в музыкальной жизни Ленинграда.
Состоялось семь концертов в Большом зале Филармонии, на которых были исполнены Двадцать седьмая симфония Н. Мясковского и Седьмая симфония С. Прокофьева, а также произведения отечественной и зарубежной классики. Оркестр провел также выездной концерт во Дворце культуры имени А. М. Горького. Концерты проходили под управлением главного дирижера оркестра, заслуженного деятеля искусств РСФСР К. Иванова, народного артиста СССР Н. Рахлина и молодого дирижера Г. Рождественского. Солистами выступали пианисты Е. Малинин и М. Гринберг, скрипач Ю. Ситковецкий и виолончелист Д. Шафран.
В артистическом составе коллектива объединены выдающиеся солисты старшего и среднего поколений, многие из которых являются лауреатами всесоюзных конкурсов музыкантов-исполнителей, а также одаренная молодежь. Индивидуальные качества отдельных артистов во многом предопределяют достоинства оркестра, обеспечивают виртуозность, техническую легкость исполнения, полноту и насыщенность общего звучания, выразительность инструментальных соло. Но подлинная культура симфонического исполнения не достигается только путем простого сложения индивидуальных достоинств артистов. Решающую роль играет чуткая согласованность ансамбля, направленная на верное и наиболее полное раскрытие авторского замысла.
Только полная ритмическая свобода и гибкость могли привести к столь рельефной трактовке оркестром во главе с К. Ивановым Седьмой симфонии Бетховена, о которой П. Чайковский писал: «Нельзя передать словами, до чего это бесконечное разнообразие в единстве изумительно; только такие колоссы, как Бетховен, могут справиться с подобной задачей, не утомив внимания слушателя, ни на минуту не охладив его наслаждения назойливостью повторения первой ритмической фигуры». Замысел композитора получил убедительное воплощение благодаря тому, что оркестр и дирижер придерживаются, где это нужно, предельной устойчивости метра и темпа, и в то же время, в совершенстве владеют сменой и противопоставлением различных ритмических форм.
Менее совершенным в исполнении оркестра является соотношение звучаний отдельных групп, из которых наиболее сильной по слитности игры является струнная и, в частности, группа первых скрипок. Оркестру еще предстоит настойчивая работа, чтобы достичь органического слияния звуковых красок, общности манеры произношения, что особенно важно при передаче мелодии от группы к группе или при одновременном проведении двух или более мелодий.
Творчество Бетховена было представлено Первой и Седьмой симфониями, исполненными в одном концерте. Первая симфония еще близка манере Моцарта и Гайдна, но уже предвещает последующее развитие симфонизма девятнадцатого века. Одной из лучших симфоний зрелого периода является Седьмая, названная М. Глинкой «непостижимо прекрасной». Превосходно были исполнены ее первая часть, имеющая светлый, героический характер, и простая, отличающаяся строгой «поступью» музыки вторая часть, а также вихревое скерцо и массовый танцевальный финал. Дирижеру и оркестру удалось оправдать сопоставление двух произведений, убедительно показать рост бетховенской мысли, ее устремленность к демократическим идеалам.
В концерте под управлением Н. Рахлина ленинградцы услышали редко звучащую симфонию П. Чайковского «Манфред»; она была создана по программе, разработанной М. Балакиревым на основе одноименной драматической поэмы Байрона. В письме Чайковскому Балакирев писал: «Сюжет этот, кроме того, что он глубок, еще и современен, т. к. болезнь настоящего человечества в том и заключается, что идеалы свои оно не могло уберечь. Они разбиваются, ничего не оставляя на удовлетворение душе, кроме горечи». Дирижер с большой силой подчеркнул трагедийную основу партитуры, раскрыл характерные для нее контрасты разочарованности, внутреннего смятения и страстных порывов к светлому, но неясному, далекому идеалу.
В том же концерте пианистка М. Гринберг исполнила фантазию Ф. Листа на венгерские народные темы для фортепиано с оркестром. Это темпераментное произведение празднично-танцевального склада требует от солиста энергии и виртуозного блеска. Думается, однако, что дарованию пианистки — художника строгой мысли и внутренней сосредоточенности — не вполне соответствует характер этой пьесы. Зато по-настоящему проникновенно и тонко прозвучали исполненные ею сверх программы вальс и этюд Шопена.
Увертюра к опере «Тангейзер» Вагнера, завершающая этот концерт, была повторена по требованию слушателей.
Одним из наиболее значительных выступлений оркестра был концерт, в котором прозвучали Девятая симфония — «Из Нового света» чешского композитора-классика А. Дворжака, концерт для виолончели с оркестром К. Сен-Санса и симфоническая поэма Ф. Листа «Прелюды». Дирижировал Г. Рождественский — молодой музыкант широкого кругозора и взыскательного вкуса. Его искусство оригинально, лишено подражательности. Оркестр откликается на его намерения с полузнака. Присущую Рождественскому манеру запоминаешь сразу — так уверенно четко изменяет он характер звучания музыки, направление звукового потока; легко и непринужденно его рука чертит вокруг основной темы ажурные линии побочных мелодических рисунков. Особенно наглядно многосторонняя одаренность и тонкий интеллект дирижера выявились в Пятой симфонии Дворжака, насыщенной мелодизмом и богатой полифоническим развитием.
В концерте Сен-Санса, с подлинным вдохновением и безупречным мастерством сыгранном Д. Шафраном, Рождественский показал себя как мастер оркестрового аккомпанемента, а в исполнении «Прелюдов» Листа дал ярко контрастное противопоставление декламационности и напевности, волевых, ораторских и лирико-поэтических приемов музыкальной речи.
Программа состоявшегося вчера заключительного концерта под управлением К. Иванова содержала две симфонии: Седьмую С. Прокофьева — последнее произведение выдающегося советского композитора, отличающееся оптимистическим тоном и светлым праздничным колоритом, и Пятую П. Чайковского — философски глубокую, психологически многогранную. Исполнение обеих симфоний было отмечено большим артистическим подъемом. Вдохновенно была сыграна Пятая симфония Чайковского, внутренний строй которой особенно близок К. Иванову, художнику большого и самобытного дарования, великолепно передающему драматизм и динамику мощных звуковых нарастаний. В ответ на восторженные овации зала был темпераментно и красочно, в стремительном, увлекающем темпе исполнен антракт к третьему действию оперы Р. Вагнера «Лоэнгрин».
Гастроли Государственного симфонического оркестра Союза ССР в Ленинграде прошли с огромным успехом и принесли слушателям много сильных и разнообразных художественных впечатлений.
В. Богданов-Березовский