Пресса

Ноябрь 1957

«Огонёк» № 44

Анонс премьеры симфонии № 11 Шостаковича, к концертам 3 и 5 ноября 1957 в БЗФ

Ленинград, филармония

Большой зал Ленинградской филармонии. 11 часов утра. На эстраду выходят музыканты прославленного оркестра. За дирижерский пульт встает Евгений Мравинский. Начинается репетиция новой, Одиннадцатой симфонии Дмитрия Шостаковича.

В зрительном зале с партитурой в руках сидит автор, вслушиваясь в оркестровое звучание симфонии, посвященной незабываемым событиям 1905 года. Возникают образы первой части: «Дворцовая площадь»...

С большим увлечением дирижер и оркестр работают над новым сочинением композитора: исполнение симфонии приурочено к 40-й годовщине Великого Октября.

Как часто в этом же зале, в те же часы содружество композитора, дирижера и оркестра рождало к жизни новые и новые сочинения выдающегося советского композитора! Многолетняя творческая дружба связывает Дм. Шостаковича с дорогим для него оркестром Ленинградской филармонии. Именно здесь, в Большом зале филармонии, состоялись премьеры многих его симфонических произведений.

Старые музыканты оркестра помнят день 12 мая 1926 года. Двадцатилетний композитор дебютировал тогда своей первой симфонией, вскоре обошедшей с триумфом концертные эстрады мира и принесшей ее автору широкую известность.

Или 21 октября 1937 года — премьера Пятой симфонии. За дирижерским пультом был Евгений Мравинский.

«С необыкновенной тщательностью и любовью, — говорил об этом дне композитор, — дирижер изучил партитуру, глубоко проникся всеми деталями замысла. Первое исполнение музыкального произведения почти всегда, или очень часто, бывает решающим для его судьбы. Я считаю, что в том благоприятном приеме, который встретила Пятая симфония, очень большая заслуга Евгения Мравинского, ее первого интерпретатора».

Так зародилась творческая дружба двух замечательных музыкантов.

С залом Ленинградской филармонии связаны многие волнующие страницы творческой биографии композитора.

...9 августа 1942 года. В осажденном Ленинграде, скованном кольцом блокады, под артиллерийские залпы вражеских орудий в белоколонном зале звучит Седьмая (Ленинградская) симфония Дмитрия Шостаковича — симфония всепобеждающего мужества, как назвал ее Емельян Ярославский.

Мужало и крепло дарование и мастерство композитора, пламенного патриота своей Родины, горячо откликавшегося на все события, волновавшие его современников — строителей нового, коммунистического общества. Вслед за Седьмой возникли Восьмая, затем Девятая, наконец, Десятая симфонии.

И вот к всенародному празднику 40-летия Великого Октября появилась новая, Одиннадцатая симфония. Давно вынашивал Дмитрий Шостакович идею этого сочинения. Еще в 1951 году в 10 хоровых поэмах, написанных им на стихи старых революционных поэтов, этот замысел нашел свое первое творческое воплощение. А теперь страстным, взволнованным языком драматурга-симфониста композитор поведал о полных драматизма эпизодах первой русской революции.

Одиннадцатая симфония — программное сочинение. Названия четырех частей идущей без перерыва симфонии раскрывают ее содержание: «Дворцовая площадь», «9-ое января», «Вечная память», «Набат». В симфонии использованы интонации революционных песен той поры («Вы жертвою пали...», «Варшавянка» и других).

Ленинградцы с большим интересом ждут первого исполнения нового произведения Дмитрия Шостаковича. Оно состоится в дни сорокалетия Октября под управлением Евгения Мравинского в Большом зале Ленинградской филармонии.

С. Маринин



Другие материалы

30 октября 1957

«Смена»

Об истории Малого зала
2 ноября 1957

«Вечерний Ленинград»

О концерте 1 ноября 1957 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»