Пресса
«Огонёк» № 44
Анонс премьеры симфонии № 11 Шостаковича, к концертам 3 и 5 ноября 1957 в БЗФЛенинград, филармония
Большой зал Ленинградской филармонии. 11 часов утра. На эстраду выходят музыканты прославленного оркестра. За дирижерский пульт встает Евгений Мравинский. Начинается репетиция новой, Одиннадцатой симфонии Дмитрия Шостаковича.
В зрительном зале с партитурой в руках сидит автор, вслушиваясь в оркестровое звучание симфонии, посвященной незабываемым событиям 1905 года. Возникают образы первой части: «Дворцовая площадь»...
С большим увлечением дирижер и оркестр работают над новым сочинением композитора: исполнение симфонии приурочено к 40-й годовщине Великого Октября.
Как часто в этом же зале, в те же часы содружество композитора, дирижера и оркестра рождало к жизни новые и новые сочинения выдающегося советского композитора! Многолетняя творческая дружба связывает Дм. Шостаковича с дорогим для него оркестром Ленинградской филармонии. Именно здесь, в Большом зале филармонии, состоялись премьеры многих его симфонических произведений.
Старые музыканты оркестра помнят день 12 мая 1926 года. Двадцатилетний композитор дебютировал тогда своей первой симфонией, вскоре обошедшей с триумфом концертные эстрады мира и принесшей ее автору широкую известность.
Или 21 октября 1937 года — премьера Пятой симфонии. За дирижерским пультом был Евгений Мравинский.
«С необыкновенной тщательностью и любовью, — говорил об этом дне композитор, — дирижер изучил партитуру, глубоко проникся всеми деталями замысла. Первое исполнение музыкального произведения почти всегда, или очень часто, бывает решающим для его судьбы. Я считаю, что в том благоприятном приеме, который встретила Пятая симфония, очень большая заслуга Евгения Мравинского, ее первого интерпретатора».
Так зародилась творческая дружба двух замечательных музыкантов.
С залом Ленинградской филармонии связаны многие волнующие страницы творческой биографии композитора.
...9 августа 1942 года. В осажденном Ленинграде, скованном кольцом блокады, под артиллерийские залпы вражеских орудий в белоколонном зале звучит Седьмая (Ленинградская) симфония Дмитрия Шостаковича — симфония всепобеждающего мужества, как назвал ее Емельян Ярославский.
Мужало и крепло дарование и мастерство композитора, пламенного патриота своей Родины, горячо откликавшегося на все события, волновавшие его современников — строителей нового, коммунистического общества. Вслед за Седьмой возникли Восьмая, затем Девятая, наконец, Десятая симфонии.
И вот к всенародному празднику 40-летия Великого Октября появилась новая, Одиннадцатая симфония. Давно вынашивал Дмитрий Шостакович идею этого сочинения. Еще в 1951 году в 10 хоровых поэмах, написанных им на стихи старых революционных поэтов, этот замысел нашел свое первое творческое воплощение. А теперь страстным, взволнованным языком драматурга-симфониста композитор поведал о полных драматизма эпизодах первой русской революции.
Одиннадцатая симфония — программное сочинение. Названия четырех частей идущей без перерыва симфонии раскрывают ее содержание: «Дворцовая площадь», «9-ое января», «Вечная память», «Набат». В симфонии использованы интонации революционных песен той поры («Вы жертвою пали...», «Варшавянка» и других).
Ленинградцы с большим интересом ждут первого исполнения нового произведения Дмитрия Шостаковича. Оно состоится в дни сорокалетия Октября под управлением Евгения Мравинского в Большом зале Ленинградской филармонии.
С. Маринин