Пресса
«Ленинградская правда»
О концерте 8 октября 1924 в БЗФ
ТЕАТР И ИСКУССТВО
Открытие зимного сезона в Гос-Филармонии
Интерес первого концерта сосредоточивался для музыкального мира на выступлении нового дирижера В. Бердяева. С заграничным скрипачей Ж. Сигети нам, ведь, не жизнь коротать! Его прошлогодние и нынешние московские лавры обещали нам крупную артистическую силу. Он дебютировал у нас в концерте Брамса — превосходном по музыке, но несколько громоздком по размерам и пестроватом по стилю: Бетховенские, Шумановские и Листовские влияния как бы спаяны последовательно в трех его частях. Ж. Сигети — виртуоз высокой марки: у него великолепная техника обеих рук, безупречно четкая интонация. Его игра, особенно в местах нежно-лирических, полна вкуса и изящества. Жаль, что при таких качествах ему нe хватает полнозвучного, теплого тона.
Его звук, при всем богатстве оттенков, несколько анемичен. Артист имел шумный успех и дважды играл на бис (Бах, Паганини).
В. Бердяев сделал ошибку, поставив себя в первом своем выступлении перед задачей интерпретации двух великих, но и бесконечно заигранных творений Бетховена — 5-й симфонии и Леоноры: слишком связывает исполнителя груз традиционных приемов и толкований; подойти же к таким произведениям по своему, со свежей индивидуальной трактовкой — удел лишь совершенно исключительных талантов. То, что дал Бердяев, было корректно, местами хорошо по звучности, но мало индивидуально и лишено общей концепции, а потому мало интересно. Впрочем, у него чувствуются дирижерская уверенность и властность, взмах, хотя и не особенно красив, но отчетлив; будем надеяться, что Бердяев сумеет показать себя в менее обязывающих и более выигрышных вещах — уж очень бы этого хотелось при нашей бедности на собственных дирижеров.
А. Р.-К.