Пресса

Май 1927

«‎Жизнь искусства»‎ № 20

О цикле симфоний Бетховена: 28 апреля – 8 мая 1927

Г. Кнаппертсбуш

Во вторичный свой приезд Ганс Кнаппертсбуш дирижировал только Бетховеном. Выдающееся дирижерское дарование Кнаппертсбуша проявилось и здесь. Но все же Бетховен — вне плана его дирижерского искусства. Общий подход к Бетховену — чрезмерно подчеркнутая индивидуализация отдельных частей и тем (начало V-ой симфонии) — может вызывать существенные возражения. Здесь у него слишком много от самого дирижирования в ущерб художественной цельности. Тем не менее исполнение финала II-ой симфонии и andante V-ой оставляют слушателя удовлетворенным. С несомненным мастерством проведены дирижером (во втором концерте) 3-ья и 4-ая симфонии. 4-ая звучала по-гайдновски наивно и прозрачно. В 3-ей различные настроения отдельных частей были оттенены с максимальной выразительностью. Привычные очертания траурного марша и скерцо этой симфонии значительно обновились в глубоко эмоциональной подаче, что с излишком окупило, вообще говоря, небезупречную сыгранность оркестра на протяжении обоих концертов.

Солистом выступил Ж. Сигети, исполнивший скрипичный концерт во всеоружии виртуозного блеска и художественного проникновения. Налет камерности не ослабил общего впечатления. В. М.

Сопоставление Пасторальной (6-й) и A-dur-ной (7-й) симфоний следует признать вполне закономерным, психологически и эстетически оправданным. Созерцательному растворению в природе полнокровно контрастируют упругие, мощные ритмы героической эпопеи. Вместе с тем над обеими симфониями веет один и тот же бодрый воздух, освеженный грозой Великой Революции. Каково было исполнение? Г. Кнаппертсбуш за дирижерским пультом, за исключением редких моментов, являет собою статическую фигуру со сдержанным, скупым жестом; он склонен управлять оркестром „мановением пальца “, наклоном головы, а то и просто взглядом. Но, при соответствующей ситуаций, он может „разойтись“ и проявить максимальную импульсивность, кипучий темперамент. Впрочем это случается не часто; в целом сказывается тенденция к затягиванию темпов, приводящая нередко к известной вялости и отяжелению симфонических форм.

Пасторальная симфония прозвучала в умеренных, академических тонах; ее созерцательный лиризм и программная звукопись (Сельский праздник, Буря) были поданы в несколько формальном плане. Правда, условная декоративность „Бури“, принимавшая в воображении Берлиоза апокалипсические размеры, уже не воздействует с подобною силою на современного слушателя, но общий холодок интерпретации был все же чувствителен. То же самое в известной мере относится и к симфонии A-dur. Если гениальное Allegretto, пожалуй, не проиграло от переключения его в темп Andante, то эпически-суровая мощь вступления значительно поблекла, а стремительная пульсация скерцо показалась отяжелевшей от благонамеренной уравновешенности темпов. Все это, однако, не помешало Кнаппертсбушу развить в великолепном финале, — использующем тему венгерского крестьянского танца, — буйную динамику, дать почувствовать дыхание масс, пришедших в движение, заражающею и покоряющею силою своего эмоционального захвата.

С. ГР.

Восьмая симфония, светлая и безоблачно радостная, по своему стилю, лаконичности формы и общему настроению столь близка Моцарту, что трудно представить ее предшественницей Девятой, не имеющей с нею никаких точек соприкосновения в характере фактуры. К сожалению, в передаче Кнаппертсбуша 8-я симфония несколько поблекла и не оставила впечатления, достойного гениальной фактуры этого произведения. Напротив, девятая симфония, видимо, чрезвычайно увлекает дирижера, что сделало исполнение глубоко захватывающим; этому немало способствовали в последней части хор и солисты, особенно — М. Рейзен, компактностью звука своего голоса сделавший первую призывную фразу баса сильной и светлой. Несколько замедленный темп начала второй части оправдан дирижером как контраст, достигнутый путем ускорения первой темы при ее повторении в репризе. Хорошо удалась тонко разработанная III часть. В последней части, в проведении финальной темы (в allegro assai) в контрабасах и виолончелях, достигнуто редкое по качеству piano. Глубокий эмоциональный под‘ем, вложенный Бетховеном в заключение IX симфонии, передан Кнаппертсбушем убеждающе и увлекательно.

А. КР.



Другие материалы

29 марта 1927

«‎Смена»‎

О концерте 27 марта 1927 в БЗФ
1927

«‎Красная панорама»‎ № 19

О концертах 9, 10, 13 и 14 апреля 1927 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»