Пресса
«Красная газета» (вечерний выпуск)
О юбилейном вечере 7 января 1933 в БЗФРыцарь классики
Ю. М. Юрьев на эстраде Филармонии
Имя Юрьева прочно связано с классикой.
Юбилейный его концерт в Филармонии — еще одно тому доказательство. Концертная эстрада пред’являет драматическому артисту повышенные требования. Здесь — он один, без тех иллюзорных элементов, которыми окружен на сцене. Здесь — все внимание только на актере, только — на технике его игры. А техника Юрьева исключительна. Вот почему Арбенин лермонтовского «Маскарада», так хорошо всем знакомый в исполнении Юрьева, снова с интересом смотрится на концерте Филармонии.
Но еще больший интерес представляет «Манфред» Байрона - Шумана. Суровая гордость трагического Байрона смягчена музыкой композитора. Великий в своем одиночестве, Манфред уже увертюрой музыкально охарактеризован, как исстрадавшийся человек, придавленный в борьбе, сломившей его силы. Музыка Шумана вступает в борьбу с непокорностью и беспокойством Байрона. Она пытается примирить мятущегося Манфреда в его конфликте с существующим порядком вещей. Финальное звучание реквиема (орган и хор) рисует смерть Манфреда, как всепрощающий конец. A Манфред Байрона умирает человеком сильной воли, преодолевшим страхи смерти.
Манере Юрьева ближе байроновская концепция «Манфреда». И Юрьев доносит до нашего зрителя именно то, что ценно в поэзии Байрона для наших дней: веру во всесокрушающую мощь силы человека, великое познание природы, непреклонную волю к преодолению пут, налагаемых на человечество буржуазной косностью. «Поверь, старик, совсем не трудно умирать», звучит в чеканной роли Юрьева, как мощное утверждение жизни.
Чтение Юрьевым поэмы Байрона, таким образом, является содержательным раскрытием замыслов лорда - мятежника.
Юбилейный концерт большого артиста получил достойное его окружение. Как всегда, на высоте — образцовый оркестр Филармонии, которым вдумчиво управляет Гаук.
Б. Мазинг