Пресса
«Советское искусство»
О репертуарной и кадровой концертной политике БЗФМолодые дирижеры
Концерты Филармонии
В этом сезоне Ленинградская филармония использует циклический метод построения абонементных концертов (циклы «Эпохи и жанры западно-европейской музыки» и «Русская музыка»).
Сами программы составлены с тщательностью, с учетом требований массового слушателя. Они содержательны, научно обоснованы, дают представление об историческом процессе музыкального творчества, сталкивают представленные характерными образцами различные школы и направления. Вместе с тем, однако, нужно отметить, что в этих программах зачастую некоторые течения и композиторы были представлены неполно (в особенности это относится к программам русского цикла, где слабо и недостаточно характерно представлены Балакирев, Кюи, Метнер, Скрябин, последние предреволюционные группировки и т. д.). Советское творчество в этом цикле было представлено далеко также неполно.
В качестве исполнителей этих циклов Филармонией был привлечен преимущественно дирижерский молодняк. Этим руководство хотело одновременно разрешить и другую проблему — проблему кадров. Самый факт активного привлечения к ответственной работе дирижерской молодежи, талантливо проявившей себя на работе в театрах, кино, клубах и т. п., заслуживает самой горячей поддержки. Но, соединяя обе проблемы, Филармония затруднила разрешение каждой из них в отдельности, поставив в целом ряде случаев малоопытных стажеров перед лицом огромных, непреодолимых для них трудностей.
Это сказалось на первых же концертах. Н. С. Рабиновичу, одному из самых молодых наших дирижеров, довелось вести программу, включавшую «сюиту» Люлли в обработке Мотля, фрагменты из «Энея и Дидоны» Перселла, органный концерт Вивальди и «Concerto-grosso» Корелли. Рабиновичу помог опыт нескольких лет работы с симфоническим оркестром Филармонии по линии звукового кино: он хорошо знал свой оркестр, привык к обращению с ним. И, однако, налицо была только корректная слаженность музыки, отчетливое и несколько даже безразличное «выполнение» партитур. О воссоздании исполнительского стиля или о какой-то новаторской трактовке произведений отдаленного прошлого здесь говорить не приходилось.
Е. А. Мравинский выступил с программой из произведений Чайковского. Мравинский выказал большой музыкальный темперамент, ощущение и чуткую передачу формы, умение выразить музыкальное содержание. Мравинский представляется нам бесспорно одним из наиболее талантливых и многообещающих представителей нашей дирижерской молодежи.
В ином плане выделился М. Э. Шнейдерман. Как дирижер Шнейдерман уже законченный профессионал. Однако произведения большого и сложного идейного содержания ему не удаются. Повышенный эмоционализм исполнения не всегда остается у него в рамках меры и логики, он больше заботится о внешней музыкальной форме, чем о внутреннем содержании исполняемого. Это особенно сказалось в интерпретации Шнейдермана симфонии молодого ленинградского композитора Брусиловского.
Яркое впечатление оставил и И. А. Мусин. Мусин очень даровитый дирижер, бетховенская программа и в особенности программа из цикла «Русской музыки» (Лядов, Аренский, Рахманинов, Скрябин) выявили его как разносторонне развитого, чуткого музыканта.
________
Наряду с Филармонией значительную концертную работу в Ленинграде проводит Государственная академическая капелла.
Веками накопленная, достигающая в отдельных образцах громадной художественной силы, культовая хоровая литература (мессы, оратории, кантаты, литургии, всенощные, псалмы и т. п.), которая составляла до революции основу хорового репертуара, естественно, не могла по понятным причинам занимать большое место в репертуаре советской концертной организации.
Капеллой было сделано все (нужно признать это), чтобы выйти из тупика: был прежде всего «учтен» и разработан материал народных песен всех, населяющих СССР, национальностей (циклы народных песен занимают сейчас большое место в концертном репертуаре капеллы); была пересмотрена и в лучших образцах (Стравинский, Онеггер, Курт Вайль и др.) показана хоровая литература современного буржуазного Запада; были использованы произведения Танеева, Рахманинова.
Советские композиторы мало пишут для хора. Если пишут, то главным образом малые формы, массовые песни. Крупных ораториальных форм у нас почти нет, и это положение не может считаться нормальным. Капелла работает с композиторами. Совершенно очевидно, что наиболее удачное в творчестве А. Ф. Пащенко, много писавшего для капеллы, его владение хоровой фактурой, дано практикой этой совместной работы с организацией. То же в известной мере можно оказать о А. А. Егорове. Но охват композиторских кадров недостаточен. Недостаточна связь капеллы с Союзом советских композиторов.
Последней премьерой капеллы был вечер Стравинского, включивший «Царя Эдипа» и «Свадебку». Исполнение было продуманным, ярким, мастерским (дирижировал М. Г. Климов). Однако нужно подчеркнуть те «технические» моменты и неполадки, которые служили показателями все же известной небрежности, недостатка внимания исполнителей к композитору. Нельзя было в «Эдипе», например, заменять латынь русским переводом, нельзя было в «Свадебке» вместо четырех роялей ограничиваться двумя и т. д. Эти моменты, к сожалению, ослабили впечатление от замечательно интонационно и динамически разработанной хоровой интерпретации произведений Стравинского.
Б. Валерьянов