Пресса
«Красная газета»
О концерте 21 марта 1936, БЗФВчера в Филармонии
Неудачный вечер
«Голосование ногами» началось уже после первого отделения. К последнему отделению концерта-демонстрации электромузыкальных инструментов — в зале Филармонии оставалось уже не более трети из тех 700 слушателей, которые пришли к началу.
Неудача этого исключительно интересного в принципе концерта объясняется неправильной его организацией.
Большие технические преимущества электроинструментов («терменвокс», «эмиритон», «электрогитара», «виолена» и др.), позволяющих менять мощь звука от нежнейшего пианиссимо до громового форте, инструментов, позволяющих мгновенно «перебрасывать» источник звука в разные части зала, совершенно не были показаны. Вместо этого присутствовавшие услышали довольно заунывное и весьма однообразное звучание инструментов.
Кроме того, устроители концерта (научно-техническая секция при союзе советских композиторов) погнались сразу за двумя зайцами. Они пытались одновременно демонстрировать не только новые инструменты, но и «новую музыку» Маневича и Георгия Римского-Корсакова, музыку, которая далеко не удовлетворила слушателей.
Наконец, устроители не учли своеобразных законов эстрады. Вещи, поразившие слушателей в лаборатории, на эстраде Филармонии, где к исполнителям предъявляются весьма высокие музыкальные требования, — «не звучали». Это прежде всего относится к культуре исполнения. Из сотни профессиональных скрипачей лишь один может выступать сольным концертом на такой площадке, как эстрада Филармонии. Вчерашние исполнители были, быть может, хорошими изобретателями, но плохими музыкантами (кроме Л. М. Варвича, игравшего на «виолене»).
Этот концерт следует повторить, более тщательно подготовив и программу и исполнителей. Большие художественные и технические возможности электромузыки заслуживают дальнейшей разработки и популяризации.
Л. Израилевич