Пресса
«Красная Заря»
О концертах 16 и 12 ноября 1938, БЗФУдачи и неудачи декады
Декада советской музыки должна быть смотром достижений нашей музыкальной культуры, должна явиться творческим отчетом наших композиторов!
Если с этой точки зрения рассматривать произведения, исполненные в концертах декады, то следует признать, что у нашей музыкальной культуры имеется ряд больших достижений.
Однако не все исполнявшиеся произведения заслужили того, чтобы они были показаны в декаду советской музыки, как лучшие образцы. По-видимому руководство Филармонии все же недостаточно тщательно или недостаточно критически отнеслось к выбору произведений, которые следовало показать в этих концертах.
Декада советской музыки открылась в Филармонии 16 ноября симфоническим концертом. Звучная и яркая «Песнь ликования» Веприка чрезвычайно удачно была выбрана для начала декады. Это произведение должно войти в репертуар наших симфонических концертов. Бодрая, насыщенная рядом острых музыкальных моментов «Песнь ликования» оставляет очень хорошее впечатление.
Концерт для рояля с оркестром композитора Богданова-Березовского, исполнявшийся при участии молодого пианиста И. М. Рензина, расхолаживающе подействовал на слушателей. Сумбурная музыка, в лучшем случае совершенно не оставляющая впечатления у слушателей, вряд ли может быть названа большим достижением. Это уже шаг назад, а не вперед. И аплодисменты, раздавшиеся после исполнения этого произведения, следует отнести к исполнителям концерта, а не к нему самому.
17-я симфония Мясковского, впервые исполнявшаяся в Ленинграде, была показом мастерства композиторов старшего поколения. Большое, сильное произведение прекрасно звучало в исполнении замечательного оркестра Филармонии, оставив глубокое впечатление у слушателей.
Замечательная сюита Прокофьева «Ромео и Джульетта», интересный концерт для рояля с оркестром (его же) слишком резко оттеняли малоудачный концерт для оркестра молодого композитора Энке. Концерт Энке, слишком беспорядочный и сумбурный, не является лучшим в советской музыке. Мы знаем и такие произведения, как упоминавшаяся «Песнь ликования» Веприка, знаем 5-ю симфонию Шостаковича. Сопоставление с ними весьма невыгодно для Энке.
В заключение нужно отметить и тех дирижеров, которые проводят концерты декады. И заслуженный артист Гаук, и молодой дирижер Стасевич прекрасно провели первые концерты.
И. Э. Сердопольский