Пресса
«Красное Знамя»
О концертах 27 и 28 апреля 1939, БЗФ«Дон-Жуан» Моцарта в концертном исполнении
Гениальный немецкий композитор — классик западноевропейской музыки — Вольфганг Амадей Моцарт родился в 1756 году в семье известного скрипача — педагога Леопольда Моцарта. Уже в трехлетием возрасте Вольфганг обнаружил необыкновенные музыкальные способности. В возрасте 7 лет он совершил с отцом ряд концертных поездок по Англии, Франции, Австрии, Голландии и получил мировую известность, как композитор и блестящий исполнитель на клавесине (прототип современного рояля). Но когда Моцарт из «вундеркинда» превратился в зрелого серьезного музыканта, его не поняла и не оценила та же самая публика — это была главным образом придворная знать, которая расточала похвалы гениальному ребенку. Великий композитор всю свою жизнь боролся с нуждою и лишениями и умер 35 лет от роду (1791 г.) в полном расцвете своих творческих сил, умер в такой нищете, что его похоронили в обшей могиле для бедных.
Моцарт написал множество произведений самых разнообразных жанров и, в том числе, 23 оперы и 39 симфоний, в его огромном творческом наследии одно из самых крупных мест принадлежит опере «Дон-Жуан». Легенда о легкомысленном испанском гранде и его любовных похождениях послужила темой для многих гениальных произведений.
Величайшие писатели — Тирсо де-Молина, Мольер, Пушкин — каждый по-своему использовали сказание о Дон-Жуане. Ярчайшим воплощением образов этой испанской легенды в музыке является опера Моцарта. Сюжет ее подсказал композитору его либреттист аббат Лоренцо да Понте.
Необычайно меткие музыкальные характеристики — юмор, светлая лирика, глубокий драматизм, наконец чарующая мелодичность арий, дуэтов, ансамблей и великолепная звучность оркестра делает «Дон Жуана» одним из самых замечательных созданий мировой оперной драматургии.
В Ленинградской Филармонии «Дон-Жуан» шел 27 и 28 апреля этого года.
Большой благодарности заслуживает коллектив артистов Всесоюзного радиокомитета и дирижер А. В. Гаук, которые дали возможность москвичам и ленинградцам ознакомиться с этой оперой, показанной пока лишь в концертном исполнении.
В этой постановке концертное исполнение должно было отличаться от театрального только отсутствием декораций и костюмов. Артистам следовало не только петь, но и действовать на сцене. Однако, игра без грима, костюмов и декораций оказалась неубедительной и, вероятно, представила немало трудностей для артистов. Очевидно, потому они не создали ни одного запоминающегося образа.
Легкомысленный, ищущий все новых любовных приключений Дон-Жуан, Донна Анна с ее страстной жаждой мести за убитого отца и Донна Эльвира, то безгранично любящая, то ненавидящая Дон-Жуана — все эти персонажи, так ярко охарактеризованные Моцартом, оказались бледными в постановке.
Образы крестьянской девушки Церлины и грозной статуи Командора в исполнении артистов Муратовой и Дейнека получились несколько более убедительными.
Вообще же попытку театрализировать концертное исполнение оперы, да еще такое действенное, как «Дон-Жуан» Моцарта, следует признать неудачной. Получилось так, что артисты не смогли создать ярких сценических образов, а их попытки в этом направлении только снизили качество вокального исполнения.
И все же, несмотря на крупные недостатки, слушатели благодарны постановщикам за то, что они воскресили эту чудесную оперу. Хочется верить, что в недалеком будущем «Дон-Жуан» пойдет на сцене советского оперного театра.
Березина, красильный цех