Персоны

Андре Клюитанс

1905–1967
Андре Клюитанс в Ленинградской филармонии в день концерта 4 февраля 1959 года. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Андре Клюитанс

Биография

Клюитанс Андре / André Cluytens – французский и бельгийский дирижер.

Детство Андре Клюитанса прошло за кулисами оперного театра Антверпена. Здесь дирижировал его дед и отец, пела мать – она умерла, когда мальчику был всего год. Солисткой труппы была и новая жена отца, которая воспитала Андре. Здесь же случится и дебют Клюитанса: еще студентом консерватории он работает в театре хормейстером, а в 1926 году заменяет внезапно заболевшего отца за пультом оркестра – и с этого момента на протяжении пяти сезонов дирижирует операми и балетами.


Андре Клюитанс в концерте 4 февраля 1959 года. Большой зал, оркестр ЗКР.
Внизу: с оркестрантами ЗКР.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Однако настоящая карьера музыканта начнется во Франции, куда Клюитанс перебирается в начале 1930-х годов. Дирижер работает в оперных театрах Тулузы, Бордо и Лиона, начинает выступать и с симфоническими оркестрами. В 1945 году он становится руководителем парижской Опера-Комик, а с 1949-го возглавляет Оркестр Концертного общества Парижской консерватории, сменив на посту главного дирижера Шарля Мюнша.

Фотопортрет Андре Клюитанса с дарственной надписью Заслуженному коллективу Республики, 4 февраля 1959 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Появляется Клюитанс и за пультами других коллективов – французских и не только. Дирижирует музыкальными драмами Вагнера в Байройте и в Ла Скала, как приглашенный дирижер выступает в Венской опере, гастролирует с Берлинским филармоническим, Сиднейским и Лондонским симфоническими оркестрами.

Андре Клюитанс и Национальный оркестр Французского радио в концерте 22 мая 1959 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В Большой зал Ленинградской филармонии Андре Клюитанс приезжал дважды на протяжении одного года, но дирижировал разными коллективами. В феврале 1959-го он представляет две программы с Заслуженным коллективом, а в мае дает шесть концертов (три программы с повторами) с Национальным оркестром Французского радио и телевидения, с которым много сотрудничает в Париже и гастролирует по миру. В ленинградских программах Клюитанса, разумеется, звучали сочинения французских композиторов: Берлиоза, Франка, Равеля и Дебюсси. Включает он в концерты и русскую музыку, но именно ту, что «рифмуется» с французским сюжетом программ. Это Мусоргский, которого боготворили композиторы-импрессионисты, и сюита из балета «Жар-птица» Стравинского, написанного для дягилевских «Русских сезонов» в Париже.


С Оркестром Французского радио в концерте 22 мая 1959 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

О русско-французских связях, а также о выступлениях Берлиоза на сцене Дворянского собрания – будущего Большого зала филармонии, маэстро вспомнит и в своей записи в «Золотой книге». Эту книгу автографов Филармония начинала вести еще с 1927 года, однако после войны традиция прервалась, и Клюитанс оказался первым, кто распишется в новом, втором томе. Первую страницу он заполнит почти целиком, оставив развернутое послание Ленинградской филармонии и потомкам:

«Это большая честь быть приглашенным вписать первую строку в Золотую книгу. Представитель Французского оркестра телевидения и радио, дирижер и все музыканты Национального оркестра знают этому истинную цену.

Это правда, что очень много общего всегда существовало между композиторами наших стран, чье взаимное влияние приводит к созданию незабываемых шедевров, и впервые большой французский симфонический оркестр заявляет о себе в России.

Национальный оркестр, которому была поручена эта высокая культурная миссия, имеет большой опыт успешных выступлений от Лос-Анджелеса до Монреаля, от апельсиновых полей Сицилии до ледников Норвегии, от озер Шотландии до Женевского озера. Но, без сомнения, выступая в Советском Союзе, мы чувствуем особенно глубокое волнение, и оно станет почвой для самых верных и самых благодарных воспоминаний.

Спасибо от всего сердца Ленинградской филармонии, её таким разным, замечательным музыкантам, её великолепному руководителю, который уступил нам свое место на несколько дней, дав возможность Национальному оркестру, через сто лет после самого Берлиоза, наполнить звуком тот самый великолепный зал аккордами блистательной Фантастической симфонии, и всеми теми сочинениями, в которых Дебюсси и Равель показали образ Франции в своем дружественном послании ко всем людям доброй воли.

А. Клюитанс

27.05.1959».

Спустя 60 лет дирижер-лауреат Академического симфонического оркестра Александр Сергеевич Дмитриев вспоминал:

«Как-то приехал знаменитый дирижер Андре Клюитанс с Оркестром Французского радио, играли французскую музыку. Играли, конечно, потрясающе, тем более что наш оркестр тогда французской музыки почти не исполнял. Это был человек, у которого было, что называется, всё – и внутри, и в руках, и он произвел на меня потрясающее впечатление. Возможно, я и тогда, и даже сейчас, подражаю его дирижированию, очень изящному».

Концерт 22 мая 1959 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 1960 году Клюитанс вернулся в Бельгию, где возглавил Национальный симфонический оркестр. На этом посту он оставался до конца своей недолгой жизни.

О. Р.


Концерты

  • 1 февраля 1959

    Симфонический концерт
    Дирижер – Андре Клюитанс (Франция)

    Берлиоз. Фантастическая симфония. Дебюсси. Три симфонических эскиза «Море». Равель. Хореографическая поэма «Вальс»

  • 4 февраля 1959

    Симфонический концерт
    Дирижер – Андре Клюитанс (Франция)

    Франк. Симфония ре минор. Равель. «Alborada del grazioso» из цикла «Отражения». «Павана на смерть инфанты». «Болеро»

  • 22 мая 1959

    (буклет гастролей с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Национальный оркестр Французского радио и телевидения
    Дирижер – Андре Клюитанс

    Берлиоз. Фантастическая симфония. Дебюсси. Симфонические эскизы «Море». Равель. Сюита «Дафнис и Хлоя» № 2

  • 23 мая 1959

    6-й концерт 4-го абонемента (повтор программы 22 мая, буклет гастролей с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Национальный оркестр Французского радио и телевидения
    Дирижер – Андре Клюитанс

    Берлиоз. Фантастическая симфония. Дебюсси. Симфонические эскизы «Море». Равель. Сюита «Дафнис и Хлоя» № 2

  • 24 мая 1959

    (буклет гастролей с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Национальный оркестр Французского радио и телевидения
    Дирижер – Андре Клюитанс

    Берлиоз. Характеристическая увертюра «Римский карнавал». Равель. Сюита «Гробница Куперена». Мусоргский. Симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». Дюка. Скерцо «Ученик чародея». Дебюсси. Прелюдия «Послеполуденный отдых фавна». Равель. Хореографическая поэма «Вальс»

  • 25 мая 1959

    8-й концерт 1-го абонемента (повтор программы 24 мая, буклет гастролей с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Национальный оркестр Французского радио и телевидения
    Дирижер – Андре Клюитанс

    Берлиоз. Характеристическая увертюра «Римский карнавал». Равель. Сюита «Гробница Куперена». Мусоргский. Симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». Дюка. Скерцо «Ученик чародея». Дебюсси. Прелюдия «Послеполуденный отдых фавна». Равель. Хореографическая поэма «Вальс»

  • 26 мая 1959

    (буклет гастролей с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Национальный оркестр Французского радио и телевидения
    Дирижер – Андре Клюитанс

    Бизе. Симфония № 1. Равель. «Испанская рапсодия». Стравинский. Фрагменты из балетной сюиты «Жар-птица». Руссель. Балетная сюита «Вакх и Ариадна» № 2

  • 27 мая 1959

    8-й концерт 5-го абонемента (повтор программы 26 мая, буклет гастролей с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Национальный оркестр Французского радио и телевидения
    Дирижер – Андре Клюитанс

    Бизе. Симфония № 1. Равель. «Испанская рапсодия». Стравинский. Фрагменты из балетной сюиты «Жар-птица». Руссель. Балетная сюита «Вакх и Ариадна» № 2




Другие материалы

Национальный оркестр Франции

Национальный оркестр Франции

Симфонический оркестр Основан в 1934 году
Жак Бодри

Жак Бодри

Дирижер 1924 – 2017

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»