Персоны

Александр Станг

1943–2023

Биография

Станг Александр Григорьевич – скрипач, артист группы первых скрипок Симфонического оркестра Ленинградской-Петербургской филармонии в 1964–1978, Заслуженного коллектива в 1978–1995, с 1983 до 2006 – вторая скрипка Квартета имени Танеева.

Учить сына музыке родителям Александра Станга посоветовал концертмейстер оркестра Театра оперы и балета имени Кирова Владимир Парашин. Он заметил, что мальчик, сидя в ложе на репетициях, не только внимательно слушает музыку, но и дирижирует. Театральное детство было вынужденным – папа работал в бухгалтерии театра, мама – в балетной труппе, и мальчика попросту не с кем было оставить. В 1950 году его привели в Специальную музыкальную школу, хотя никаких практических навыков у ребенка не было, учителя разглядели в нем способности. Станга определяют в класс молодого педагога Якова Рябинкова (1927–1999). Но до 1956 года он чаще занимается дома у Любови Марковны Сигал, приемной мамы Рябинкова, окончившей когда-то Петроградскую консерваторию у самого Леопольда Ауэра и ставшей добрым ангелом для воспитанников десятилетки.

После смерти Любови Сигал (1956) Александр Станг становится не только формальным, но и фактическим учеником Якова Семеновича Рябинкова, у него в 1966-м оканчивает и консерваторию. Еще студентом IV курса поступает в группу первых скрипок Симфонического оркестра филармонии, в котором играет, продвигаясь с последнего до первых пультов, до 1978-го (с годичным перерывом на службу в армии).

В оркестровых программах Стангу доводится играть скрипичные соло, в концертах Малого зала он много выступает в ансамблях различных составов не только с коллегами по оркестру, но и с именитыми солистами – Наталией Гутман, Олегом Каганом, Гидоном Кремером, Алексеем Любимовым. Играет Александр Станг и в Камерном оркестре Ленинградской филармонии (СО), которым руководит концертмейстер Симфонического оркестра Лев Шиндер. С этим коллективом выступает и как солист – в филармонических концертах в зале Капеллы и в Малом зале имени Глинки.

Позднее Станг будет играть и в Ленинградском камерном оркестре Заслуженного коллектива: в ЗКР он поступит по конкурсу в первые скрипки в 1978 году. В программах Камерного оркестра Александр Станг солирует в концертах Вивальди, Баха, в Малом зале часто исполняет современную ансамблевую музыку – участвует в ленинградской премьере Септета Альфреда Шнитке (1983), играет в «Истории солдата» Стравинского (1984, 1986) и в премьере Симфонии № 5 “Amen” для скрипки, гобоя, трубы, тубы, ударных и солиста Галины Уствольской (1991).

В Заслуженном коллективе Станг сидит за вторым пультом, но несколько лет занимает место второго концертмейстера оркестра, первой скрипкой которого был в то время Владимир Овчарек. Среди оркестровых соло, исполненных Александром Стангом, – выразительнейшее соло в Сюите № 3 Чайковского, исполненной под управлением Юрия Темирканова в октябре 1993 года. В декабре того же года имя Станга последний раз появится в афише Большого зала: с Владимиром Овчареком они солируют в концерте Баха для двух скрипок с оркестром. Музыканты сотрудничает не только в Заслуженном коллективе, но и в Квартете имени Танеева: Овчарек – неизменный примариус, Станг с 1983 года – вторая скрипка.

11 мая 1995 года завершится работа Станга в оркестре, в Квартете он будет играть до 2006 года, оставаясь постоянным участником концертов Малого зала филармонии. Сейчас Александр Григорьевич Станг – профессор кафедры скрипки и альта Петербургской консерватории, где преподает с 1981 года.

И. Р.


Концерты

  • 13 октября 1970

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
    Текст Генрика Ибсена
    Музыка Эдварда Грига

    Литературная композиция Льва Колесова

  • 23 октября 1973

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
    Текст Генрика Ибсена
    Музыка Эдварда Грига

    Литературная композиция Льва Колесова

  • 12 февраля 1974

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
    Текст Генрика Ибсена
    Музыка Эдварда Грига

    Литературная композиция Льва Колесова

  • 22 января 1981

    1-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юрий Симонов

    Барток. Симфоническая поэма «Кошут». «Два портрета», две пьесы для оркестра. Опера «Замок герцога Синяя Борода»

  • 23 января 1981

    (повтор программы 22 января)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юрий Симонов

    Барток. Симфоническая поэма «Кошут». «Два портрета», две пьесы для оркестра. Опера «Замок герцога Синяя Борода»

  • 6 октября 1982

    2-й концерт 5-го абонемента

    К 100-летию Заслуженного коллектива РСФСР академического
    симфонического оркестра филармонии
    Симфонический концерт
    Дирижер – Эдвард Чивжель

    И. К. Бах. Концерт для альта с оркестром до минор. Тартини. Концерт для виолончели с оркестром ля мажор. Доницетти. Концертино для английского рожка с оркестром соль мажор. Вивальди. Концерт для фагота с оркестром ля минор. Бах. Бранденбургский концерт № 1

  • 20 октября 1982

    К 20-летию творческой деятельности Ленинградского камерного оркестра
    Вечер инструментальных концертов
    Дирижер – Марис Янсонс

    Вивальди. Концерт для двух скрипок, виолончели струнного оркестра и клавесина № 11 из цикла «Гармоническое вдохновение». Концерт для двух валторн и камерного оркестра. Концерт для виолончели и камерного оркестра. Концерт для двух гобоев и камерного оркестра ре минор. Бах. Концерт для двух скрипок с оркестром. Сюита для оркестра № 2

  • 30 июня 1983

    6-й концерт 18-го абонемента

    Музыка трех столетий
    Дирижер – Игорь Блажков

    Перселл. Сюита из оперы «Диоклетиан, или Пророчица». Бах. Концерт для двух скрипок и оркестра ре минор. Стравинский. «Свадебка» (версия 1917 г.). «Свадебка» (версия 1923 г.)

  • 23 июня 1985

    XXII фестиваль искусств СССР «Белые ночи»
    Органно-вокальный вечер
    Мария Биешу
    Нина Оксентян

    В программе: Бах, Гендель, Пёрселл, Боэльман, Страделла, Джордани, Франк, Лист

  • 5 июля 1985

    Закрытие сезона
    Органно-вокальный вечер
    Бах (к 300-летию со дня рождения)
    Алла Аблабердыева
    Александр Фисейский

    Бах. Пассакалия до минор. Ария из «Магнификата». Ария из оратории «Страсти по Иоанну». Ария из оратории «Страсти по Матфею». Ария из «Кофейной кантаты». Прелюдия и фуга до мажор. Три духовные песни. Две хоральные прелюдии. Ария из Кантаты № 202. Ария из Кантаты № 186. Ария из Кантаты № 57

  • 18 июня 1988

    Органно-вокальный вечер
    Мария Биешу
    Нина Оксентян

    В программе: Бах, Гендель, Шуберт, Марчелло–Бах, Вивальди–Бах, Страделла, Джордани, Респиги, Тости, Годар, Бизе



Другие материалы

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»