Персоны

Ольга Бородина

Род. в 1963

Биография

Бородина Ольга Владимировна – певица, меццо-сопрано.

Ольга Бородина не любит слово «примадонна», считая, что как только оно «приклеивается» к имени, артист тут же начинает деградировать. Однако статус певицы был именно таков: солистка Мариинского театра Бородина выступала на лучших сценах мира, имея возможность выбирать, где, с кем и когда ей петь, отказываясь от предложений, которые, по ее мнению, не подходили ей по голосу, режиссуре или составу солистов. Постоянные приглашения в постановки Метрополитен-оперы, Ковент-Гардена, Театра «Ла Скала», в Чикаго, Сан-Франциско, Вашингтон, Женеву, Вену и Цюрих, на Зальцбургский и Эдинбургский фестивали… Всё это трудно соотнести с фразой, сказанной в одном из интервью о своей юности: «Конечно, я не надеялась, что буду известной певицей, что у меня будут звания и награды...» Сегодня это звучит абсурдно. Однако у юной Бородиной были причины для таких сомнений, хотя о профессии певицы она мечтала с раннего детства:

«Я всегда хотела петь! И как мне мама рассказывала, я очень любила петь на людях. Невозможно было сесть ни в трамвай, ни в автобус со мной. Я тут же начинала петь»
https://www.operanews.ru/borodina1.html

Занятия музыкой она начала в знаменитом хоре Ленинградского Дворца пионеров, в программах хора дважды участвовала и в филармонии, но уже позднее – в статусе приглашенной звезды (1988, 2006), когда Дворец собирал на свои юбилейные концерты воспитанников, состоявшихся в профессии. После школы Ольга решила поступать в Музыкальное училище имени Римского-Корсакова, но прошла лишь со второго раза, год проработав лаборанткой в Институте текстильной и легкой промышленности. В консерваторию после училища поступала трижды (!), пока в итоге ее не взяла в свой класс Ирина Богачева. Едва ли комиссии пришлось жалеть о своем решении зачислить Бородину: студенткой она станет лауреатом Всесоюзного конкурса оперно-камерного пения (Пермь,1986, II премия), победительницей Всесоюзного конкурса имени Глинки (Баку, 1987), международных конкурсов имени Розы Понсель (Нью-Йорк, 1988) и имени Франсиско Виньяса (Барселона, 1989, I премия и специальный приз «Лучшее меццо-сопрано»). В 1989 году окончит консерваторский курс, к этому времени уже дебютировав в Кировском (Мариинском) театре: сначала будет проходная для ее будущей карьеры партия Зибеля в «Фаусте» Гуно, а затем в феврале 1989-го состоится премьера «Хованщины» с Бородиной-Марфой, после которой о молодой певице сразу заговорят как об истинной звезде.

С конца 1980-х имя Бородиной появляется и в филармонических афишах. В 1987-м она поет в сборной программе к 125-летию Ленинградской консерватории, в 1989-м уже дает в Большом зале сольный концерт. За роялем – авторитетный пианист-ансамблист Семен Скигин, в программе русский и испанский блоки: Глинка, Даргомыжский, Шостакович – де Фалья, Гранадос, «Испанская песня» Делиба. В остальных сольных концертах певицы (еще один в Большом в 1996-м и четыре вечера в Малом зале имени Глинки в 1991–1995 с пианистами Ларисой Гергиевой и Дмитрием Ефимовым) будет звучать преимущественно русская лирика, в том числе любимый Бородиной Мусоргский.

В симфонических программах она в первые годы поет в филармонии только с оркестром Мариинского театра: с Валерием Гергиевым за пультом солирует в «Осуждении Фауста» (1993, 1994) и «Ромео и Джульетте» Берлиоза (1996), исполняет партию Анджелины в концертной версии «Золушки» Россини (1994), под управлением Мариса Янсонса поет во Второй симфонии Малера (с Мариной Шагуч). С Янсонсом же, но уже с Заслуженным коллективом, Бородина в 1997-м солирует в «Реквиеме» Верди. Гораздо позднее, в 2010 году, партия в «Реквиеме» принесет ей «Грэмми» – Ольга Бородина получит премию вместе с сопрано Барбарой Фриттоли, тенором Марио Зеффири, басом Ильдаром Абдразаковым (тогда мужем певицы), Чикагским симфоническим оркестром и дирижером Риккардо Мути. А тогда в конце 1990-х ее карьера на Западе только набирала обороты, правда, стремительно. Это и скажется на выступлениях Бородиной в филармонии.

«Реквием» с Янсонсом станет последним ее появлением в Большом зале перед значительным перерывом. Сольных концертов певица здесь больше давать не будет (гонорары оперной дивы с мировым именем не по карману дирекции филармонии). В 2005 году (впервые после 1997-го) выйдет на сцену с одним номером на торжественном открытии органа после реставрации, в 2006-м споет в сборной программе «Собираемся все вместе» с другими воспитанниками бывшего Дворца пионеров (эта привязанность звезд к месту знакомства с музыкой всегда остается трогательной приметой «братства» выпускников хора Дворца), в 2012-м неожиданно примет участие в вечере фрагментов из оперетт Кальмана, в 2016-м – в творческом вечере балерины Мариинского театра Юлии Махалиной.

Два «настоящих», знаковых концерта в эту новую эпоху связаны с программами Юрия Темирканова и Заслуженного коллектива: в 2007-м Ольга Бородина исполняет с ними цикл «Песни и пляски смерти» Мусоргского, в 2014-м солирует во Второй симфонии Малера. В тот раз она оставила запись в «Золотой книге» автографов Большого зала:

«С огромной любовью и благодарностью моей любимой Филармонии.
Оля Бородина
16.01.2014».

Редкая гостья на филармонической сцене, в родном Мариинском театре Ольга Бородина старалась петь всегда. Графики зарубежных контрактов совмещала с важными постановками Валерия Гергиева в Петербурге. Марфа в «Хованщине» и Марина Мнишек в «Борисе Годунове» Мусоргского, Ольга и Полина (а сегодня и Графиня) в операх Чайковского, Кончаковна из «Князя Игоря», Любаша в «Царской невесте» (премия «Золотой софит», 1997), вердиевские Амнерис и Принцесса Эболи, Далила в опере Сен-Санса… Певица, неизменно острая на язык и прямая в оценках происходящего, порой критикует театр за неразбериху с графиком, сжатые сроки подготовки новых спектаклей и многое другое, но всегда добавляет:

«Я – солистка Мариинского театра. … с Гергиевым я начинала, и ни на кого другого менять его не хочу. Наверное, потому что я избалована и люблю личность рядом».
https://www.belcanto.ru/article10082005.html

Верна этой сцене она остается и сегодня: в июне 2023 года программой из Чайковского и Мусорского Ольга Бородина отметила 35-летие работы в Мариинском театре.

О. Р.




Другие материалы

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»