Персоны

Берлинский симфонический оркестр (оркестр Концертхауса Берлина)

Создан в 1952

Биография

Берлинский симфонический оркестр, с 2006-го – Оркестр Концертхауса Берлина / Konzerthausorchester Berlin.

Когда в 1976 году Берлинский симфонический оркестр собирался приехать в Ленинград, его едва ли можно было назвать самым крупным и известным коллективом Германии, но здесь, в Большом зале филармонии, оркестр ждали с особым трепетом. И на это были свои причины.

Все знали, что Берлинский коллектив был детищем Курта Зандерлинга, а в зале еще сидело немало публики, любившей его по концертам с Симфоническим оркестром и, главное, с Заслуженным коллективом, вторым дирижером которого Курт Игнатьевич был двадцать лет.

После разделения Германии на Восточную и Западную в зоне советского влияния остались первоклассные коллективы с вековой историей – Лейпцигский оркестр Гевандхауза, Дрезденская Штаатскапелла. Но в столице новой ГДР ситуация оказалась иной: Берлинский филармонический оркестр был локализован в Западной Германии, и ему требовался некий противовес с восточной стороны. Музыканты всегда относились к этой идее со скепсисом: репутация Берлинского филармонического, мировой авторитет Герберта фон Караяна, руководившего им, казались заведомо недостижимы для любого нового оркестра. Но с политической точки зрения это был понятный шаг, который и привел к появлению еще одного коллектива со своей славной историей.

Эта история началась в 1952-м, когда Берлинский симфонический дал первый концерт под управлением своего первого главного дирижера Германа Хильдебрандта (Hermann Hildebrandt, 1910–1982). Сам он был гражданином ФРГ, как, впрочем, и большинство артистов оркестра: Берлинскую стену еще не построили, и музыканты, жившие в обеих частях города, фактически в разных государствах, могли, имея справку о работе, перемещаться к месту службы через условную границу. Но если в случае оркестрантов на это смотрели сквозь пальцы (что, кстати, вскоре сыграет печальную роль в истории Берлинского симфонического), то Хильдебрандту условием продления контракта поставили непременный переезд в Восточный Берлин. Он отказался. Так начинаются поиски новой кандидатуры на пост главного дирижера коллектива…

21 марта 1960 года в Малом зале Ленинградской филармонии дает концерт струнный квартет из ГДР. Один из его участников, виолончелист Гюнтер Зенневальд позднее в интервью автору этих строк будет вспоминать:

«Как я выяснил позднее, один из музыкантов квартета, который параллельно работал в Министерстве культуры ГДР, получил задание провести переговоры с дирижером Ленинградской филармонии Куртом Зандерлингом по поводу переезда в Восточную Германию, пообещав ему все условия для хорошей жизни и пост главы Берлинского симфонического оркестра. Господин Зандерлинг побывал на нашем концерте, а затем мы, ансамблисты, посетили его концерт в Большом зале филармонии, где были восхищены звучанием оркестра и дирижером. Вскоре он станет нашим дирижером».

Зандерлинг бежал из нацистской Германии в середине 1930-х. В 1937-м получил советское гражданство. В 1941-м, в эвакуации, стал штатным дирижером Ленинградской филармонии. О том, что Советский Союз спас его жизнь и предоставил возможность работы с исключительным коллективом – Заслуженным коллективом, он помнил всегда. Но в послевоенные годы маэстро не раз просил разрешения вернуться на родину и всякий раз получал отказ. Переговоры о назначении в Восточный Берлин стали для него долгожданным шансом на возвращение домой.

В это же время идут и другие переговоры, на куда более высоком уровне: главы правительств обоих блоков пытаются решить вопрос о статусе Берлина и его двух частей. 13 августа 1961 года начинается строительство Стены.

Для Берлинского симфонического оркестра, с которым только начал работать Курт Зандерлинг, это обернется катастрофой. На первой же репетиции после окончательного закрытия границы станет ясно, что большинство артистов навсегда остались по другую сторону. Некоторые группы духовых опустели полностью, в группе виолончелей осталось всего два музыканта, значительно поредели скрипки, альты, контрабасы… Оставшихся не хватало даже на камерный состав. Несколько месяцев Зандерлинг вел прослушивания новых оркестрантов: их набирали из студентов старших курсов консерваторий Лейпцига, Ганновера, Веймара. Так Берлинский симфонический оркестр станет самым «молодым» в Германии. В этом были свои недостатки, но были и плюсы: дирижер невероятной культуры и огромного опыта, Зандерлинг мог с нуля «воспитать» новый коллектив. Как вспоминала его вдова, контрабасистка Барбара Зандерлинг, сам маэстро признавался:

«В Ленинграде я брал – учился у филармонического оркестра, здесь, в Берлине, я отдавал – оркестр учился у меня».

Высокую репутацию оркестру в Германии создают и концерты с «первыми лицами» советской исполнительской школы: с Берлинским симфоническим играют Гилельс, Ойстрах, Ростропович

Уже в конце 1960-х Зандерлингу предлагали привезти Берлинский симфонический на гастроли в СССР, но он отказывался: хотел добиться ощутимых результатов. На сцену Ленинградской филармонии он выведет Берлинский симфонический оркестр только в 1976-м. Здесь с 10 по 13 октября коллектив дает четыре концерта. В зале собралось немало поклонников дирижера, которые всегда с нетерпением ожидали его гастролей. В основе программ, конечно, австро-немецкая музыка – Гайдн, Бетховен, Вагнер, Регер, Брамс (в фортепианном концерте солирует Владимир Фельцман), но также звучит и Симфония № 10 Шостаковича, которого Зандерлинг с первого дня включает в репертуар своего коллектива. О реакции публики можно судить по рецензии в «Вечернем Ленинграде» (13 октября 1976-го):

«… после исполнения оркестром большой программы публика долго, не смущаясь поздним временем, оставалась в зале, продолжая приветствовать артистический коллектив и его руководителя…»

Курт Зандерлинг будет появляться за пультами разных оркестров еще долгие годы, окончив карьеру лишь в 98 лет. Но от позиции главного дирижера Берлинского симфонического он откажется вскоре после ленинградских гастролей, уже в 1977-м. Маэстро считал, что надо уступать место молодым.

До 1984-го оркестром руководит Гюнтер Хербиг (Günther Herbig, с оркестром он работал еще при Зандерлинге, с 1966-го), затем главным дирижером становится Клаус Петер Флор. С ним коллектив из Восточного Берлина приедет в Ленинградскую филармонию осенью 1987-го. Из анонсированных двух концертов (один из них должен был пройти 26 ноября с сочинениями Шостаковича и Дворжака), состоялся лишь один. Да и в нем в заявленной программе произошли изменения: вместо симфоний Шумана (№ 4) и немецкого композитора-современника Гюнтера Кохана (№ 5) прозвучала Вторая симфония Бетховена, а скрипач Михаэль Эркслебен исполнил Концерт Брамса.

К моменту вторых советских гастролей оркестр уже три года работал в собственном концертном зале. Здание, построенное в XIX веке в самом сердце Берлина архитектором Карлом Фридрихом Шинкелем (его работы есть и в петербургских пригородах), хотя и называлось до войны Schauspielhaus (Драматический театр), но музыка здесь звучала с первых дней. В его зале представлял премьеру «Вольного стрелка» Карл Мария Вебер, здесь прошла берлинская премьера Девятой симфонии Бетховена, здесь дирижировали Мендельсон и Вагнер, играли Лист и Паганини. Во время войны театр был почти дотла разрушен и долго стоял в руинах. В 1977-м началась реставрация, в 1983-м музыканты Берлинского симфонического играли в пустом, еще без отделки, зале для инженеров, строителей и рабочих, которые занимались интерьерными работами. К этому времени было уже известно, что Концертхаус (так теперь назывался бывший Шаушпильхаус) станет постоянным домом симфонического коллектива. В 1984-м программой, поделенной между Зандерлингом и Флором, оркестр отметил новоселье, а в 2006-м получил новое название – Берлинский оркестр Концертхауса.

Пост главного дирижера оркестра в разные годы занимали датчанин Михаэль Шёнвандт / Michael Schønwandt (1992–1998), израильтянин Элиаху Инбал (2001–2006), немец Лотар Загрошек / Lothar Zagrosek (2006–2011), венгр Иван Фишер / Iván Fischer (2012–2019). В настоящее время главой оркестра Концертхауса является Кристоф Эшенбах, с которым коллектив продолжает активную концертную, гастрольную и студийную жизнь. В сезоне 2023/2024 его сменит Джоана Мальвитц (Joana Mallwitz, род. в 1986), уже имеющая, несмотря на молодость, опыт руководства оперными театрами Эрфурта и Нюрнберга.

О. Р.


Концерты

  • 10 октября 1976

    2-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Берлинский симфонический оркестр (ГДР)
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Вагнер–Регени. Вступление и ода. Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Бетховен. Симфония № 5

  • 11 октября 1976

    (повтор программы 10 октября)

    Симфонический концерт
    Берлинский симфонический оркестр (ГДР)
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Вагнер–Регени. Вступление и ода. Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Бетховен. Симфония № 5

  • 12 октября 1976

    Симфонический концерт
    Берлинский Симфонический оркестр (ГДР)
    Дирижер – Ханс-Петер Франк

    Бетховен. Симфония № 8. Медек. Концерт для флейты-пикколо с оркестром. Регер. Вариации и фуга на тему Моцарта

  • 13 октября 1976

    2-й концерт 7-го абонемента (для трудящихся объединения «Кировский завод»)

    Симфонический концерт
    Берлинский Симфонический оркестр (ГДР)
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Гайдн. Симфония № 86. Шостакович. Симфония № 10




Другие материалы

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Карен Акопов

Бас Род. в 1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»