Персоны

Евгений Лебедев

1904–1976
Худ. Татьяна Цырлина
Евгений Лебедев

Биография

Лебедев Евгений Дмитриевич – органист, пианист, хормейстер, дирижер.

Выпускник Вологодского музыкального техникума, а затем и Ленинградской консерватории (1930) по классу фортепиано и органа профессора Исайи Браудо, Евгений Лебедев был музыкантом универсальным. В оратории Генделя «Иуда Маккавей», трижды прозвучавшей в Большом зале весной 1939-го под управлением Евгения Мравинского, а также в «Самсоне» Генделя (1946) и в Высокой мессе Баха (1947 и 1950), исполненных под управлением Александра Гаука, он играл партию органа (а его учитель Браудо – партию чембало). К многократному концертному исполнению в Филармонии оперы Моцарта «Волшебная флейта» силами труппы Малого оперного (Михайловского) театра под управлением Эдуарда Грикурова Евгений Лебедев готовил хор – с 1937-го и почти до конца жизни он был хормейстером (с 1940-го – главный хормейстер) МАЛЕГОТа.

Опера была не просто работой, но страстью Лебедева. Еще в юности (1921–1928) он, как член петроградского Вагнеровского общества, подготовил к показу несколько опер Вагнера, в конце 1920-х руководил оперной мастерской Дома ученых, с 1930-х годов сотрудничал с музыкальной редакцией Ленинградского радиокомитета, представив в эфире редко звучащие русские оперы – от Алябьева и Пашкевича до Ипполитова-Иванова и Щербачева, а также неизвестные слушателям оперы Гайдна и Сметаны. С 1937-го Евгений Лебедев вел класс на кафедре оперной подготовки и режиссуры Ленинградской консерватории, тогда же стал художественным руководителем Оперной студии. Сохраняя этот пост до конца жизни, он поставил на сцене Студии немало редкостей, среди которых «Пилигримы в Мекку» Глюка, «Помолвка при фонарях» Оффенбаха, «Джанни Скикки» Пуччини, «Укрощение строптивой» Шебалина…

Другим сильным увлечением музыканта была камерная вокальная музыка. Он был опытным концертмейстером (работал в Кировском (Мариинском, 1931–1933) и в Малом оперном театрах) и прекрасным ансамблистом, нередко выступал с певцами в камерных программах.

Идеальный дуэт сложился у Лебедева с солистом МАЛЕГОТа баритоном Сергеем Шапошниковым. В их репертуаре, частично записанном на пластинки, были все романсы Глинки и Даргомыжского, Чайковского и Мусоргского, Рахманинова и Метнера, песни и вокальные циклы Шумана и Шуберта (в фондах Петербургского радио сохранилась запись «Зимнего пути»). Вместе они гастролировали по стране и Европе, выступали в Большом и Малом залах филармонии.

И. Р.


Концерты

  • 30 марта 1939

    9-й концерт 1-го абонемента (программка с составом оркестра)

    Гендель

    Гендель. Оратория «Иуда Маккавей»

  • 3 апреля 1939

    (программка с составом оркестра)

    Гендель

    Гендель. Оратория «Иуда Маккавей»

  • 14 апреля 1939

    (программка с составом оркестра)

    Гендель. «Иуда Маккавей», оратория

    Гендель. Оратория «Иуда Маккавей»

  • 3 ноября 1940

    Моцарт. «Волшебная флейта», опера в II действиях

    В концертном исполнении

  • 12 ноября 1940

    Моцарт. «Волшебная флейта», опера в II действиях

    В концертном исполнении

  • 9 марта 1941

    Моцарт. «Волшебная флейта», опера в II действиях

    Опера в концертном исполнении

  • 3 мая 1945

    5-й концерт 2-го абонемента (перенос с 25 апреля, рукописная книга)

    Моцарт. «Волшебная флейта»

    Опера в концертном исполнении

  • 7 мая 1945

    Моцарт. «Волшебная флейта»

    Опера в концертном исполнении

  • 14 апреля 1946

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Гендель. Оратория «Самсон»

  • 15 апреля 1946

    4-й концерт 2-го абонемента (повторение программы 14 апреля)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Гендель. Оратория «Самсон»

  • 8 февраля 1947

    4-й концерт 5-го абонемента

    Камерный концерт
    Чайковский

    Чайковский. Трио «Памяти великого артиста». Романсы. Квартет № 2

  • 26 мая 1947

    Бах. Месса си минор
    Дирижер – Александр Гаук

    Бах. Месса си минор

  • 28 мая 1947

    (повторение программы 26 мая)

    Бах. Месса си минор
    Дирижер – Александр Гаук

    Бах. Месса си минор

  • 31 октября 1947

    (рукописная книга)

    Камерный концерт из произведений Чайковского

    В программе: Чайковский

  • 13 марта 1948

    (рукописная книга)

    Вокальный вечер
    Солист Малого оперного театра
    Сергей Шапошников

    В программе: Чайковский, Рахманинов, Глинка, Римский-Корсаков, Рубинштейн, Пасхалов, Дюбюк, Верди, Россини

  • 17 января 1949

    (программа и рукописная книга)

    Симфонический концерт
    К 125-летию со дня рождения В. В. Стасова

    В программе: Глинка, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Глазунов, Балакирев

  • 22 ноября 1949

    2-й концерт 1-го абонемента

    Чайковский

    Чайковский. Секстет «Воспоминание о Флоренции». «Ни отзыва, ни слова, ни привета». «Соловей». «На нивы желтые». «О, дитя, под окошком твоим». «Слезы». «Любовь мертвеца». «Я тебе ничего не скажу»

  • 26 января 1950

    Вечер камерной музыки

    В программе: Рахманинов. «Элегическое трио». Свиридов. «Роняет лес багряный свой убор». Прицкер. «Вот уж вечер». Кочуров. «Нет, не тебя так пылко я люблю». «Посвящение». «Верность». Левитин. Трио

  • 26 февраля 1950

    3-й концерт 12-го абонемента (анонс, афиша)

    Лекция-концерт «Шуберт и Шуман»

    Шуберт. Струнный квартет № 14 «Смерть девушки». Песни. Шуман. Пьесы для фортепиано. Песни

  • 19 марта 1950

    (афиша)

    Вечер советского романса

    В программе: Волошинов, Кочуров, Василенко, Аракишвили, Долуханян, Глиэр




Другие материалы

Владимир Лебедев

Владимир Лебедев

Актер 1870–1952
Юрий Левитин

Юрий Левитин

Композитор 1912–1993

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»