Персоны

Вера Кудрявцева

1911–2009
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Вера Кудрявцева

Биография

Кудрявцева Вера Николаевна – певица, сопрано.
Вера Кудрявцева в Ленинградской филармонии, 6 декабря 1955 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Музыкальные способности проявились у Веры Кудрявцевой еще в ранней юности, но приехав в Ленинград, она после коротких курсов устраивается лаборанткой на химический завод и одновременно идет учиться на рабфак консерватории. Через год, в 1936-м, ее зачисляют на вокальное отделение консерватории, которую Вера Кудрявцева оканчивает в 1941 году у профессора Софьи Акимовой-Ершовой. С самим знаменитым певцом Иваном Ершовым ей доведется петь Вагнера в Оперной студии.
1931 год.
Источник изображения: сайт Gallery-mt.narod.ru

Планы поступления в аспирантуру нарушает война. Вместе с консерваторией Вера Кудрявцева эвакуируется в Ташкент, а вернувшись в 1944-м в Ленинград, становится солисткой Малого оперного (Михайловского) театра. Здесь служит и ее муж – тенор Михаил Довенман. Кудрявцевой доверяют партии в операх Верди, Римского-Корсакова, она поет Наташу Ростову в «Войне и мире» Прокофьева, Татьяну Ларину.
Вера Кудрявцева и Сергей Шапошников в опере-буффа Ж. Оффенбаха "Разбойники".
МАЛЕГОТ, постановка Н. В. Смолича, 1948 год.
Источник изображения: сайт Gallery-mt.narod.ru

Вера Кудрявцева в роли Маженки в опере Б. Сметаны "Проданная невеста".
МАЛЕГОТ, 1946 год.
Источник изображения: сайт Gallery-mt.narod.ru

Партия Татьяны в "Евгении Онегине" решит дальнейшую судьбу артистки: в 1948 году на гастроли в МАЛЕГОТ приезжает Сергей Лемешев. В «Евгении Онегине» он – Ленский, Кудрявцева – Татьяна. Бурный роман заканчивается в 1950-м свадьбой (сначала оба проходят через развод, для Лемешева – четвертый), вместе они проживут счастливых 27 лет. Сначала Вера Кудрявцева живет на два города, продолжая работать в МАЛЕГОТе, но вскоре окончательно переезжает в Москву. В 1955–1968 она служит в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко, затем преподает в Московской консерватории. В концертных программах, в том числе и в Большом зале Ленинградской филармонии, она нередко выступает вместе с Сергеем Лемешевым.
Вера Кудрявцева и Сергей Лемешев (напротив здания Большого зала филармонии), вторая половина 1940-х годов.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Впервые Вера Кудрявцева поет в Большом зале 8 апреля 1941 года в концертном исполнении «Иоланты» (Бригитта). В 1945–1947 она участвует в нескольких филармонических программах, в начале 1950-х выступит в сборных концертах Малого зала имени Глинки.

На сцену Большого зала певица выйдет после перерыва в 1954-м с сольными номерами в концерте Сергея Лемешева. В 1955-м они споют дуэт Ромео и Джульетты Чайковского с Симфоническим оркестром филармонии (СО) под управлением Арвида Янсонса. В 1965 году (в апреле и декабре) и 27 января 1967-го проходят совместные вокальные вечера артистов: Вера Кудрявцева поет в первом отделении, Сергей Лемешев – во втором.

Больше Кудрявцева в Филармонии выступать не будет.
Источник изображения: сайт Opochka.ru

Сергея Лемешева не станет в 1977-м, Вера Кудрявцева проживет еще долгих 32 года, посвятив себя сохранению памяти о своем великом муже. Ее время будет отдано изданию мемуаров певца, сборника статей о нем, участию в работе над документальным фильмом о выдающемся русском теноре.

И. Р.


Концерты

  • 8 апреля 1941

    Симфонический концерт
    Чайковский
    Дирижер – Борис Хайкин

    Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая». «Иоланта», опера в концертном исполнении

  • 13 апреля 1947 (днем)

    (машинопись, рукописная книга)

    Закрытый концерт для Дворца пионеров

    В программе: Чайковский, Римский-Корсаков, Гречанинов, Вердье, Непесли, Хадыр, Лядов, Цабель, Россини, Прицкер, Захаров

  • 9 декабря 1947

    (рукописная книга)

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
    Текст Генрика Ибсена
    Музыка Эдварда Грига

    Постановка и режиссура – Владимир Гайдаров

  • 16 декабря 1947

    (рукописная книга)

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
    Текст Генрика Ибсена
    Музыка Эдварда Грига

    Постановка и режиссура – Владимир Гайдаров

  • 19 декабря 1954

    Вокальный вечер
    Сергей Лемешев

    В программе: Шуберт, Лист, Григ, Доницетти, Шоссон, Чайковский, Пуччини, Римский-Корсаков, русские народные песни

  • 6 декабря 1955

    3-й концерт 10-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Танеев. Симфония № 1. Чайковский. Дуэт «Ромео и Джульетта». Симфоническая фантазия «Франческа да Римини»

  • 19 апреля 1965

    Вокальный вечер
    Сергей Лемешев (тенор) и Вера Кудрявцева (сопрано)

    В программе: Свиридов, Недененко, Шапорин, Чайковский, Даргомыжский, Рахманинов, Тома, Шуберт, Рубинштейн

  • 20 декабря 1965

    Вокальный вечер
    Сергей Лемешев
    Вера Кудрявцева

    В программе: Синдинг, Сибелиус, Верди, Григ, Шуберт, Тома, Лист, Глинка, Балакирев

  • 28 января 1967

    Вокальный вечер
    Сергей Лемешев (тенор) и Вера Кудрявцева (сопрано)

    В программе: Шуберт, Верди, Чайковский, Свиридов, Надененко, Яковлев, Булахов, Дюбюк, Титов, Булахов, народные песни




Другие материалы

Лев Кровицкий

Лев Кровицкий

Актер 1900–1962
Татьяна Лаврова

Татьяна Лаврова

Сопрано 1911–2004

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»