Персоны

Нина Чернявская

1901–?
Источник изображения: сайт Staroeradio.ru
Нина Чернявская

Биография

Чернявская Нина Александровна – актриса, чтица, диктор Ленинградского радио.

Актерскому мастерству Нина Чернявская училась в «Институте живого слова» у его основателя и директора Всеволодского-Гернгросса, в его Экспериментальном театре дебютировала на сцене в 1923 году. В мемуарах «Дороги искусства» Елизавета Тиме вспоминает:

«Из учеников своего курса Всеволодский-Гернгросс создал «Экспериментальный театр»; позднее он стал называться Этнографическим [с 1930]. Особенной известностью здесь пользовалась постановка инсценированного обряда русской народной свадьбы. Роль невесты играла талантливая ученица Всеволодского, ныне известный мастер художественного слова Нина Александровна Чернявская, отличавшаяся красивым, сильным голосом и музыкальностью» (Тиме Е. Дороги искусства. М.; Л.: ВТО, 1962. С. 133.).

В 1936-м актриса пришла в Театр Ленинградского областного совета профсоюзов (ЛОСП). Он размещался в нынешнем Театре на Литейном, помещение которого в 1920–1930-е годы становилось площадкой для самых разных трупп – Украинского театра, Передвижного театра Павла Гайдебурова, Театра рабочей молодежи (ТРАМа), Театра Пролеткульта, на основе труппы которого и открыли в 1931-м ЛОСП. Впрочем, труппа тоже просуществовала недолго, лишь до 1939 года. Неизвестно, где после ее закрытия служила Нина Чернявская, но в 1941-м она оказалась в блокадном Ленинграде и стала артисткой других театров: с 1942-го – Блокадного, где играли оставшиеся в городе актеры, а еще раньше – «Театра у микрофона», созданного на Ленинградском радио.

Голос Чернявской ленинградцы знали. От нее слышали сводки Информбюро, стихи и прозу. Судьба собственной семьи артистки была трагичной – ее мать и сын умерли от голода, муж погиб на фронте, но слушателям она несла утешение. Вспоминает лектор Петроконцерта А. Л. Погосова:

«Помню, я подробно записала устный рассказ Н. А. Чернявской, которая всю блокаду выступала на Ленинградском радио: ‘’Я читала из передачи в передачу свою композицию по роману И. Гончарова „Обломов“, главы из „Войны и мира“, рассказы Н. Лескова, а мне говорили, что надо читать гражданские стихи, что людей надо мобилизовывать... А нам хотелось, чтобы звучала русская литература, и я знала, как слушали эти передачи! Ведь люди чувствовали свою принадлежность к тому духовному богатству, которое можно отобрать только с жизнью’’».

В Большом зале Нина Чернявская чаще читала именно гражданские стихи – Симонова, Тихонова, но также Лермонтова, Толстого. А первые ее выступления в Филармонии состоялись в программах Симфонического оркестра Радиокомитета: в июле 1942-го на сцене Большого зала под управлением Семена Аркина была трижды показана композиция по опере Бизе «Кармен». По замыслу режиссера композиции – певицы Надежды Вельтер, музыкальные номера оперы связывались чтением новеллы Мериме, сюжет которой и стал основой либретто. Новеллу читала Нина Чернявская.

Источник изображения: сайт Кино-Театр.ру

Она приняла участие и в симфонических концертах, состоявшихся в сентябре 1943 года, где исполнялась кантата Чайковского «Москва». И хотя написана кантата была в 1883 году на коронацию Александра III, а в тексте Аполлона Майкова описываются давние исторические события, основной его пафос – призыв к объединению русского народа в моменты внешней опасности и к защите Москвы – был близок и понятен публике 1943 года. В партитуре Чайковского, конечно же, нет роли чтеца, эта партия, вероятно, была введена для более ясного донесения до слушателей текста, не всегда понятного в исполнении певцов и хора. Исполнение кантаты с участие Чернявской упоминается в книге А. В. Бурова «Блокада день за днем, 22 июня 1941 г. – 27 янв. 1944 г.» (Л.: Лениздат, 1979), в которой автор, опираясь на архивные документы и газетные публикации, отбирая важнейшие события блокадных дней, воссоздает каждодневную хронику событий тех лет. Вот чем отмечен в этом условном дневнике день 18 сентября 1943 года:

«18 сентября, суббота

Отбив у врага Синявинскую высоту и закрепившись на ней, наши войска прекратили наступление, чтобы начать подготовку к решающему удару.

Враг несет потери прежде всего от артиллерийского огня. По-прежнему с рассвета и дотемна выслеживают гитлеровцев снайперы.

В Ленинграде сегодня тихо. Два снаряда, выпущенные по нему рано утром, не причинили никакого вреда.

В Большом зале филармонии состоялся концерт. Кантату Чайковского «Москва» исполнили симфонический оркестр, объединенный хор Ленинградского радиокомитета и фронтового ансамбля, солисты М. И. Мержевская, В. Л. Легков, чтец Н. А. Чернявская.

Горком партии принял сегодня решение: в целях дальнейшего улучшения бытовых условий ленинградцев до 1 ноября 1943 года включить электрическое освещение во всех домах, имеющих исправные внутренние сети».

После войны Нина Александровна Чернявская выступила в программах праздничных концертов, состоявшихся в Большом зале днем и вечером 8 ноября 1951 года. На радио она в это время уже не работала, артистов из литературной и музыкальной редакций увольняли, а годы блокады, невыносимые, страшные, тяжелые, стали для многих из них одновременно и пиком творческой судьбы.

Композицию по роману «Обломов» и сцены из «Войны и мира», которые так утешали радиослушателей в блокаду, Нина Чернявская все же представила и филармонической публике в Малом зале имени Глинки. Здесь в 1952–1954 она приняла участие в семи литературных и праздничных программах уже как артистка Концертного бюро филармонии, в котором служила вплоть до его закрытия в начале 1957 года.

И. Р.


Концерты

  • 1 июля 1942

    (общая программка на 1, 5 и 19 июля, машинопись и рукописная книга, пометка в рукописной книге: афиша разм. 1 л., оповещение по радио, афиша 1 дня 1 и 5 /VII)

    Бизе. «Кармен»

    Опера в концертном исполнении

  • 5 июля 1942

    (общая программка на 1, 5 и 19 июля, машинопись и рукописная книга, пометка в рукописной книге: афиша разм. 1 л., оповещение по радио, афиша 1 дня 1 и 5 /VII)

    Бизе. «Кармен»

    Опера в концертном исполнении

  • 19 июля 1942

    (общая программка на 1, 5 и 19 июля, машинопись и рукописная книга, пометка в рукописной книге: афиша разм. 1 л., оповещение по радио, афиша 1 дня 1 и 5 /VII)

    Бизе. «Кармен»

    Опера в концертном исполнении

  • 11 октября 1942

    (рукописная книга, пометка: объявление по радио, плакаты)

    Сборный концерт

    В программе: Делиб, Целлер, Миклашевская, Горький, Кальман, Логинов, И. Штраус, Александров, Дунаевский, Стрельников, Планкетт

  • 17 октября 1942

    (рукописная книга, пометка: без рекламы)

    Закрытый сборный концерт для Ленжилуправления

    В программе: Симонов, Жак, Будашкин, Соловьев-Седой, Безыменский, Цветков, И. Штраус, Делиб, Дунаевский, М. Твен, Чайковский, Кочуров, Бенацки–Фримль, Логинов, Планкетт, Александров

  • 1 ноября 1942

    (рукопись, машинопись, рукописная книга с пометкой: афиша разм. 1,5 л., оповещение по радио)

    Сборный концерт

    В программе: Шопен, Римский-Корсаков, Лермонтов, Кайярман, Чайковский, Бизе, Сен-Санс, Калинина, Цветков, Шопен, Лист, Гуно, И. Штраус, Савельев, Оффенбах, Красев–Брандсбург, Кальман, Александров

  • 7 ноября 1942

    (машинопись, рукописная книга с пометкой: афиша разм. 1,5 л.)

    Праздничный концерт

    В программе: Александров, Носов, Симонов, Тихонов, Глинка, И. Штраус, Соловьев-Седой, Будашкин, Дунаевский, Безыменский, Калинина, Леви

  • 25 декабря 1942

    Организован Ленсоветом (машинопись, рукописная книга)

    Закрытый концерт для огородников

    В программе: Римский-Корсаков, Тихонов, Мошковский, Чайковский, Бизе, Листов, Безыменский, Калинина, Гузынин, Речкунов, Шопен, Асафьев, Кононенко, Арманд

  • 26 декабря 1942

    Организован Агитотделом Горкома ВКП(б) (рукописная книга)

    Бесплатный концерт для политорганизаторов

    В программе: Тихонов, Глинка, Римский-Корсаков, И. Штраус, Ромашев, народные и солдатские песни

  • 27 декабря 1942

    (машинопись, рукописная книга)

    Сборный концерт

    В программе: Россини, Глинка, И. Штраус, Чайковский, Бетховен, Лекок, Леонкавалло, Л. Толстой, Шаминад–Крейслер, Брамс

  • 10 января 1943

    (машинопись, рукописная книга)

    Сборный концерт

    В программе: Л. Толстой, Чайковский, Рахманинов, Логинов, Трояновский, Андреев, Алябьев, Даргомыжский, Бетховен, Сен-Санс, Хренников, Фримль, Крейслер, Дворжак, Пресман, Контронэ, русские народные песни

  • 11 января 1943

    (рукописная книга)

    Сборный концерт

    В программе: Мусоргский, Лист, Бетховен, Некрасов, Глинка, Леонкавалло, Лекок, Безыменский, Цветкова, Делиб, Чайковский, Листов, Бизе, Симонов, Кальман, Кононенко, Финк и Червинский, Арманд

  • 18 сентября 1943

    (рукописная книга)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Чайковский. Сюита для оркестра № 1. Кантата «Москва»

  • 25 сентября 1943

    (рукописная книга с пометкой: программы 1000 экз.)

    Сборный концерт

    В программе: Чайковский, Мусоргский, Шопен, Бетховен, Римский-Корсаков, Бизе, Верди, Ардити, Хачатурян, Крейслер–Пуньяни, Глинка, Рахманинов, Маяковский, Джамбул

  • 2 октября 1943

    (рукописная книга с пометкой: афиша разм. в 0,5 л.)

    Литературный вечер

    В программе: М. Алигер, Гоголь, Л. Толстой, А. Толстой, М. Горький, Симонов, Твардовский

  • 22 января 1944

    (рукописная книга, афиша)

    Закрытый концерт для Городского комитета ВЛКСМ

    В программе: Глух, Чайковский, Маяковский, Бетховен, Коваль, Евлахов, Рахманинов, Гречанинов, Носов, Симонов

  • 7 мая 1944

    (рукописная книга с пометкой: афиша увелич. размера, щиты, объявление по радио)

    Вокальный концерт
    Лауреат Сталинской премии
    Заслуженный артист РСФСР
    Борис Фрейдков

    В программе: Глюк, Чайковский, Пушкин, Глинка, Бородин, Рахманинов, Глазунов, Гомес, Гуно, Шопен–Крейслер, Сарасате, О. Генри, Римский-Корсаков, Хачатурян, Прицкер

  • 8 ноября 1951

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    (программа не указана)

  • 8 ноября 1951

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    (программа не указана)




Другие материалы

Алла Чернова

Алла Чернова

Балерина 1920–?
Дмитрий Чудненко

Дмитрий Чудненко

Труба 1904–1969

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»