Персоны
Нина Чернявская
Биография
Чернявская Нина Александровна – актриса, чтица, диктор Ленинградского радио.
Актерскому мастерству Нина Чернявская училась в «Институте живого слова» у его основателя и директора Всеволодского-Гернгросса, в его Экспериментальном театре дебютировала на сцене в 1923 году. В мемуарах «Дороги искусства» Елизавета Тиме вспоминает:
«Из учеников своего курса Всеволодский-Гернгросс создал «Экспериментальный театр»; позднее он стал называться Этнографическим [с 1930]. Особенной известностью здесь пользовалась постановка инсценированного обряда русской народной свадьбы. Роль невесты играла талантливая ученица Всеволодского, ныне известный мастер художественного слова Нина Александровна Чернявская, отличавшаяся красивым, сильным голосом и музыкальностью» (Тиме Е. Дороги искусства. М.; Л.: ВТО, 1962. С. 133.).
В 1936-м актриса пришла в Театр Ленинградского областного совета профсоюзов (ЛОСП). Он размещался в нынешнем Театре на Литейном, помещение которого в 1920–1930-е годы становилось площадкой для самых разных трупп – Украинского театра, Передвижного театра Павла Гайдебурова, Театра рабочей молодежи (ТРАМа), Театра Пролеткульта, на основе труппы которого и открыли в 1931-м ЛОСП. Впрочем, труппа тоже просуществовала недолго, лишь до 1939 года. Неизвестно, где после ее закрытия служила Нина Чернявская, но в 1941-м она оказалась в блокадном Ленинграде и стала артисткой других театров: с 1942-го – Блокадного, где играли оставшиеся в городе актеры, а еще раньше – «Театра у микрофона», созданного на Ленинградском радио.
Голос Чернявской ленинградцы знали. От нее слышали сводки Информбюро, стихи и прозу. Судьба собственной семьи артистки была трагичной – ее мать и сын умерли от голода, муж погиб на фронте, но слушателям она несла утешение. Вспоминает лектор Петроконцерта А. Л. Погосова:
«Помню, я подробно записала устный рассказ Н. А. Чернявской, которая всю блокаду выступала на Ленинградском радио: ‘’Я читала из передачи в передачу свою композицию по роману И. Гончарова „Обломов“, главы из „Войны и мира“, рассказы Н. Лескова, а мне говорили, что надо читать гражданские стихи, что людей надо мобилизовывать... А нам хотелось, чтобы звучала русская литература, и я знала, как слушали эти передачи! Ведь люди чувствовали свою принадлежность к тому духовному богатству, которое можно отобрать только с жизнью’’».
В Большом зале Нина Чернявская чаще читала именно гражданские стихи – Симонова, Тихонова, но также Лермонтова, Толстого. А первые ее выступления в Филармонии состоялись в программах Симфонического оркестра Радиокомитета: в июле 1942-го на сцене Большого зала под управлением Семена Аркина была трижды показана композиция по опере Бизе «Кармен». По замыслу режиссера композиции – певицы Надежды Вельтер, музыкальные номера оперы связывались чтением новеллы Мериме, сюжет которой и стал основой либретто. Новеллу читала Нина Чернявская.
Источник изображения: сайт Кино-Театр.ру
Она приняла участие и в симфонических концертах, состоявшихся в сентябре 1943 года, где исполнялась кантата Чайковского «Москва». И хотя написана кантата была в 1883 году на коронацию Александра III, а в тексте Аполлона Майкова описываются давние исторические события, основной его пафос – призыв к объединению русского народа в моменты внешней опасности и к защите Москвы – был близок и понятен публике 1943 года. В партитуре Чайковского, конечно же, нет роли чтеца, эта партия, вероятно, была введена для более ясного донесения до слушателей текста, не всегда понятного в исполнении певцов и хора. Исполнение кантаты с участие Чернявской упоминается в книге А. В. Бурова «Блокада день за днем, 22 июня 1941 г. – 27 янв. 1944 г.» (Л.: Лениздат, 1979), в которой автор, опираясь на архивные документы и газетные публикации, отбирая важнейшие события блокадных дней, воссоздает каждодневную хронику событий тех лет. Вот чем отмечен в этом условном дневнике день 18 сентября 1943 года:
«18 сентября, суббота
Отбив у врага Синявинскую высоту и закрепившись на ней, наши войска прекратили наступление, чтобы начать подготовку к решающему удару.
Враг несет потери прежде всего от артиллерийского огня. По-прежнему с рассвета и дотемна выслеживают гитлеровцев снайперы.
В Ленинграде сегодня тихо. Два снаряда, выпущенные по нему рано утром, не причинили никакого вреда.
В Большом зале филармонии состоялся концерт. Кантату Чайковского «Москва» исполнили симфонический оркестр, объединенный хор Ленинградского радиокомитета и фронтового ансамбля, солисты М. И. Мержевская, В. Л. Легков, чтец Н. А. Чернявская.
Горком партии принял сегодня решение: в целях дальнейшего улучшения бытовых условий ленинградцев до 1 ноября 1943 года включить электрическое освещение во всех домах, имеющих исправные внутренние сети».
После войны Нина Александровна Чернявская выступила в программах праздничных концертов, состоявшихся в Большом зале днем и вечером 8 ноября 1951 года. На радио она в это время уже не работала, артистов из литературной и музыкальной редакций увольняли, а годы блокады, невыносимые, страшные, тяжелые, стали для многих из них одновременно и пиком творческой судьбы.
Композицию по роману «Обломов» и сцены из «Войны и мира», которые так утешали радиослушателей в блокаду, Нина Чернявская все же представила и филармонической публике в Малом зале имени Глинки. Здесь в 1952–1954 она приняла участие в семи литературных и праздничных программах уже как артистка Концертного бюро филармонии, в котором служила вплоть до его закрытия в начале 1957 года.
И. Р.
Концерты
-
1 июля 1942
(общая программка на 1, 5 и 19 июля, машинопись и рукописная книга, пометка в рукописной книге: афиша разм. 1 л., оповещение по радио, афиша 1 дня 1 и 5 /VII)
Бизе. «Кармен»
Опера в концертном исполнении
-
5 июля 1942
(общая программка на 1, 5 и 19 июля, машинопись и рукописная книга, пометка в рукописной книге: афиша разм. 1 л., оповещение по радио, афиша 1 дня 1 и 5 /VII)
Бизе. «Кармен»
Опера в концертном исполнении
-
19 июля 1942
(общая программка на 1, 5 и 19 июля, машинопись и рукописная книга, пометка в рукописной книге: афиша разм. 1 л., оповещение по радио, афиша 1 дня 1 и 5 /VII)
Бизе. «Кармен»
Опера в концертном исполнении
-
11 октября 1942
(рукописная книга, пометка: объявление по радио, плакаты)
Сборный концерт
В программе: Делиб, Целлер, Миклашевская, Горький, Кальман, Логинов, И. Штраус, Александров, Дунаевский, Стрельников, Планкетт
-
17 октября 1942
(рукописная книга, пометка: без рекламы)
Закрытый сборный концерт для Ленжилуправления
В программе: Симонов, Жак, Будашкин, Соловьев-Седой, Безыменский, Цветков, И. Штраус, Делиб, Дунаевский, М. Твен, Чайковский, Кочуров, Бенацки–Фримль, Логинов, Планкетт, Александров
-
1 ноября 1942
(рукопись, машинопись, рукописная книга с пометкой: афиша разм. 1,5 л., оповещение по радио)
Сборный концерт
В программе: Шопен, Римский-Корсаков, Лермонтов, Кайярман, Чайковский, Бизе, Сен-Санс, Калинина, Цветков, Шопен, Лист, Гуно, И. Штраус, Савельев, Оффенбах, Красев–Брандсбург, Кальман, Александров
-
7 ноября 1942
(машинопись, рукописная книга с пометкой: афиша разм. 1,5 л.)
Праздничный концерт
В программе: Александров, Носов, Симонов, Тихонов, Глинка, И. Штраус, Соловьев-Седой, Будашкин, Дунаевский, Безыменский, Калинина, Леви
-
25 декабря 1942
Организован Ленсоветом (машинопись, рукописная книга)
Закрытый концерт для огородников
В программе: Римский-Корсаков, Тихонов, Мошковский, Чайковский, Бизе, Листов, Безыменский, Калинина, Гузынин, Речкунов, Шопен, Асафьев, Кононенко, Арманд
-
26 декабря 1942
Организован Агитотделом Горкома ВКП(б) (рукописная книга)
Бесплатный концерт для политорганизаторов
В программе: Тихонов, Глинка, Римский-Корсаков, И. Штраус, Ромашев, народные и солдатские песни
-
27 декабря 1942
(машинопись, рукописная книга)
Сборный концерт
В программе: Россини, Глинка, И. Штраус, Чайковский, Бетховен, Лекок, Леонкавалло, Л. Толстой, Шаминад–Крейслер, Брамс
-
10 января 1943
(машинопись, рукописная книга)
Сборный концерт
В программе: Л. Толстой, Чайковский, Рахманинов, Логинов, Трояновский, Андреев, Алябьев, Даргомыжский, Бетховен, Сен-Санс, Хренников, Фримль, Крейслер, Дворжак, Пресман, Контронэ, русские народные песни
-
11 января 1943
(рукописная книга)
Сборный концерт
В программе: Мусоргский, Лист, Бетховен, Некрасов, Глинка, Леонкавалло, Лекок, Безыменский, Цветкова, Делиб, Чайковский, Листов, Бизе, Симонов, Кальман, Кононенко, Финк и Червинский, Арманд
-
18 сентября 1943
(рукописная книга)
Симфонический концерт
Дирижер – Карл ЭлиасбергЧайковский. Сюита для оркестра № 1. Кантата «Москва»
-
25 сентября 1943
(рукописная книга с пометкой: программы 1000 экз.)
Сборный концерт
В программе: Чайковский, Мусоргский, Шопен, Бетховен, Римский-Корсаков, Бизе, Верди, Ардити, Хачатурян, Крейслер–Пуньяни, Глинка, Рахманинов, Маяковский, Джамбул
-
2 октября 1943
(рукописная книга с пометкой: афиша разм. в 0,5 л.)
Литературный вечер
В программе: М. Алигер, Гоголь, Л. Толстой, А. Толстой, М. Горький, Симонов, Твардовский
-
22 января 1944
(рукописная книга, афиша)
Закрытый концерт для Городского комитета ВЛКСМ
В программе: Глух, Чайковский, Маяковский, Бетховен, Коваль, Евлахов, Рахманинов, Гречанинов, Носов, Симонов
-
7 мая 1944
(рукописная книга с пометкой: афиша увелич. размера, щиты, объявление по радио)
Вокальный концерт
Лауреат Сталинской премии
Заслуженный артист РСФСР
Борис ФрейдковВ программе: Глюк, Чайковский, Пушкин, Глинка, Бородин, Рахманинов, Глазунов, Гомес, Гуно, Шопен–Крейслер, Сарасате, О. Генри, Римский-Корсаков, Хачатурян, Прицкер
-
8 ноября 1951
(рукописная книга)
Праздничный концерт
(программа не указана)
-
8 ноября 1951
(рукописная книга)
Праздничный концерт
(программа не указана)
-
5 января 1952
(анонс, афиша)
Литературный вечер
Нина ЧернявскаяГончаров. «Обломов»