Персоны
Владимир Эренберг
Биография
Эренберг Владимир Владимирович – актер и режиссер.
Разветвленный род осевших в Петербурге немцев Эренбергов дал России немало известных имен. Наследник рода, советский литератор и фольклорист Владимир Бахтин свое исследование так и называет «Эренберги – большое гнездо» (в книге «Немцы в Санкт-Петербурге (XVIII-XX века)». СПб.: МАЭ РАН, 2003).
Один из представителей рода – отец актера Владимира Эренберга композитор Владимир Георгиевич Эренберг. В дореволюционные годы он сочинял музыку для спектаклей «Бродячей собаки» и кабаре «Летучая мышь», был постоянным автором театра «Кривое зеркало», на сцене которого в 1909 году представили премьеру знаменитой пародии Эренберга на итальянскую оперу – «Вампука, Принцесса Африканская». Пианисткой «Кривого зеркала» была его жена Елена фон Кшефлор.
Владимир Эренберг в фильме "В дни Октября", 1958 год.
Источник изображения: kino-teatr.ru
Актерская судьба Эренберга-младшего оказалась предопределена. В 1929 году он оканчивает Театральную школу
Юрия Юрьева и почти всю жизнь, с 1923-го по 1988 год, служит в Александринском/Пушкинском театре (работал также в украинских театрах: в 1933–1937 в Харькове, в 1954–1955 в Киеве). С 1937 года Эренберг занимается режиссурой, с конца 1950-х снимается в кино. Среди его самых знаменитых театральных постановок (всего их более 30-ти) – «Жизнь Сент-Экзюпери», среди известных киноролей – Горацио в «Гамлете» Григория Козинцева. Эренберг играл Горацио и на сцене Пушкинского театра, где создал яркие образы в пьесах современных и классических драматургов. Один из них – Джозеф в «Школе злословия» Шеридана. 27 апреля 1945 года сцену из «Школы злословия» артисты Пушкинского театра с участием Эренберга покажут в Большом зале филармонии.
В фильме "Мёртвый сезон", 1968 год.
Источник изображения: kino-teatr.ru
Впервые в филармонических концертах Владимир Эренберг выступил в Новосибирске, куда эвакуировались во время войны и Филармония, и Александринка. Здесь в программах артиста были сатирические миниатюры – жанр, любовь к которому он унаследовал от своего отца. Скетчи, водевили в исполнении Эренберга не раз прозвучат потом и в Большом зале.
Владимир Эренберг
Источник изображения: serwant-necom.narod.ru
В Филармонии представят и режиссерские работы Эренберга: в Новосибирске – оперу Пуччини «Мадам Баттерфляй», а в Большом зале – музыкально-драматическую композицию «Манфред» по Байрону–Шуману. Исполнение «Манфреда» состоится под управлением Карла Элиасберга 12 и 15 июня 1956 года, и это будет последнее упоминание имени Владимира Эренберга в филармонической афише.
И. Р.
Концерты
-
24 декабря 1942
(рукопись Е. М. Зингера, г. Новосибирск, «Филиал Лен. Гос. Филармонии в сезоне 1942–43 гг.»)
Вечер водевилей
I-я программаДюмануар. «Покинутая». Амба. «Бедный Федя». Меттер. «Обслужил»
-
24 января 1943
(рукопись Е. М. Зингера, г. Новосибирск, «Филиал Лен. Гос. Филармонии в сезоне 1942–43 гг.»)
Вечер водевилей
II программаМеттер. «Обслужил». Дюмануар. «Покинутая». Амба. «Бедный Федя»
-
28 мая 1944
(общая программка на 28 и 30 мая, 4 июня; рукопись Е. М. Зингера)
Опера в концертном исполнении
Дирижер – Курт ЗандерлингПуччини. «Мадам Баттерфляй» («Чио-Чио-Сан»)
-
30 мая 1944
(общая программка на 28 и 30 мая, 4 июня; рукопись Е. М. Зингера)
Опера в концертном исполнении
Дирижер – Курт ЗандерлингПуччини. «Мадам Баттерфляй» («Чио-Чио-Сан»)
-
4 июня 1944
(общая программка на 28 и 30 мая, 4 июня; рукопись Е. М. Зингера)
Опера в концертном исполнении
Дирижер – Курт ЗандерлингПуччини. «Мадам Баттерфляй» («Чио-Чио-Сан»)
-
7 июня 1944
(общая программка на 7, 22 и 25 июня; рукопись Е. М. Зингера)
Опера в концертном исполнении
Дирижер – Курт ЗандерлингПуччини. «Мадам Баттерфляй» («Чио-Чио-Сан»)
-
22 июня 1944
(общая программка на 7, 22 и 25 июня; рукопись Е. М. Зингера)
Опера в концертном исполнении
Дирижер – Курт ЗандерлингПуччини. «Мадам Баттерфляй» («Чио-Чио-Сан»)
-
25 июня 1944
(общая программка на 7, 22 и 25 июня; рукопись Е. М. Зингера)
Опера в концертном исполнении
Дирижер – Курт ЗандерлингПуччини. «Мадам Баттерфляй» («Чио-Чио-Сан»)
-
12 июля 1944
Опера в концертном исполнении
Дирижер – Курт ЗандерлингПуччини. «Мадам Баттерфляй» («Чио-Чио-Сан»)
-
31 октября 1944
Творческая встреча артистов Филармонии с общественностью г. Ленинграда
В программе: Глинка–Балакирев, Лист, Чайковский, Пушкин, Венявский, Василенко, Глиэр, Славин, Монюшко, Григ, Щербачев, Эренбург, Направник, Леонкавалло, Михалков, Кюи, Алимджан, Уйгун, Непесли, Глоба, Дель-Акуа, Доницетти, Тимори
-
26 февраля 1945
(рукописная книга)
Закрытый концерт для Горкома ВЛКСМ
Шуман, Соловьев-Седой, Жак, Рахманинов, Чайковский, Лист, Бах, Вивальди–Бах, Варламов, Вебер, Амба
-
27 апреля 1945
(рукописная книга)
Закрытый концерт для Городского комитета ВЛКСМ
В программе: Тома, Чайковский, А. Сафонов, Шопен, Леонкавалло, Варламов, Шеридан, И. Штраус, Годовский, Желобинский, Планкетт, Рябов
-
16 июля 1945
(рукописная книга)
Закрытый концерт
В программе: И. Штраус, Григ, Сен-Санс, Рахманинов, Бизе, Янет, Кальман, Оффенбах, Желобинский, Каратыгин, а также народные песни
-
6 ноября 1945
(машинопись и рукописная книга)
Закрытый концерт для ВИТУ [Высшего инженерно-технического училища] ВМФ
В программе: И. Штраус, Жуковский, Твардовский, Глинка, Сизов, Глюк, Билибин, Рахманинов, Рубинштейн, Чайковский, Шуэккер, Леонкавалло, Кресченцо, Анисимов, Кальман
-
24 мая 1947
(анонс и рукописная книга)
Спектакль-концерт
А. Толстой. Литературно-музыкальная композиция «Хождение по мукам»
-
8 июня 1947
(анонс и рукописная книга)
Спектакль-концерт
А. Толстой. Литературно-музыкальная композиция «Хождение по мукам»
-
29 января 1950
(рукописная книга)
Концерт к 90-летию со дня рождения А. П. Чехова
(программа не указана)
-
12 марта 1950
(рукописная книга)
Большой праздничный концерт мастеров искусств
(программа не указана)
-
1 марта 1952
(рукописная книга)
Литературный вечер
Виктор Гюго(программа не указана)
-
27 апреля 1954
(рукописная книга)
Сборный концерт
(программа не указана)