Персоны

Авенир Михайлов

1914–1983
Источник изображения: kopellanin.ru
Авенир Михайлов

Биография

Михайлов Авенир Васильевич – хоровой дирижёр, педагог.

Источник изображения: kapellanin.ru

Ленинградскую консерваторию Авенир Михайлов окончил с золотым дипломом в 1940 году. В дипломе этом была указана специальность: «дирижер хора и оркестра народных инструментов». Михайлову действительно доведется недолго руководить Русским народным оркестром им. Андреева (1952–1955), но в истории он останется именно как хоровой дирижер.

Первый самостоятельный опыт работы с хором Авенир Михайлов получил в Ансамбле пограничных войск Ленинградского военного округа, руководить которым его направили сразу же по окончании консерватории. В состав Ансамбля, помимо хора, входили оркестр и танцевальный коллектив. Уже через год музыканты начнут выступать в полевых условиях перед бойцами Ленинградского фронта, уходившими воевать прямо с концерта. В репертуаре хорового коллектива – народные, в том числе солдатские песни, звучащие часто в обработке самого Авенира Михайлова. Пишет он в это время и авторские хоры.

Руководителем ансамбля Михайлов остается и после войны, до 1950 года. Но одновременно в 1943-м его назначают главным дирижером хора Радиокомитета, с которым он работает 10 лет. В 1950-м параллельно появляется и другая работа: Авенира Михайлова приглашают на должность главного хормейстера Театра оперы и балета имени Кирова. Должность он занимает до 1961 года, а хор за это время обретает, по воспоминаниям очевидцев, небывалую прежде глубину и культуру звучания.

Возможно, новое, «михайловское», дыхание обрел бы и хор Капеллы, художественным руководителем которого музыканта назначили в 1972 году. Но работает он здесь лишь до конца 1974-го. Вера Павлова, певшая тогда в Капелле, пишет:

«В конце ноября в Капелле прошел слух о предстоящей смене руководства капеллы. Однажды на репетицию капеллы Авенир Васильевич не вышел. На работу в Капеллу приглашен Чернушенко Владислав Александрович, ранее работавший в Капелле хормейстером и дирижером».

Все свои силы Авенир Васильевич теперь отдает ученикам и Хору студентов консерватории. Под его руководством студенческий хор достиг звучания, которое многие известные музыканты-современники называли идеальным. Михайлов разучивает с коллективом старинную хоровую музыку (он был большим ее знатоком), представляет премьеры современных композиторов: Шостаковича, Салманова, Слонимского. В консерватории он работает с 1962 года, до конца жизни возглавляя кафедру хорового дирижирования.

Авенир Михайлов готовит хор консерватории для сложнейших программ Большого зала филармонии. Это премьера Военного реквиема Бриттена со студенческим оркестром (1964), Немецкий реквием Брамса (1969) и месса № 2 Шуберта (1970), Реквием Моцарта (1972) и кантата «Курские песни» Свиридова – с ЗКР, поэма «Двенадцать» Салманова (1967) и Симфония псалмов Стравинского (1971) – с СО.

23 апреля 1973 года на премьере вокально-симфонических фресок «Петр Первый» Андрея Петрова, прошедшей под управлением Юрия Темирканова, выступили оба коллектива Авенира Михайлова, в программке указано: Объединенный хор Академической капеллы и студентов Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Капелла, традиционно сотрудничавшая с Филармонией, участвовала в период руководства Михайлова в исполнении Реквиема Верди (1973 – в январе с ЗКР, дирижировал Арвид Янсонс, а в октябре с Московским симфоническим оркестром Вероники Дударовой), «Колоколов» Рахманинова, в авторских вечерах Свиридова (кантата «Снег идет» и ленинградская премьера «Весенней кантаты»), Салманова (кантаты «Двенадцать» и «Скифы» – премьера). Дирижеры, с которыми сотрудничал Авенир Михайлов в работе над филармоническими программами, – Карл Элиасберг, Николай Рабинович, Борис Хайкин, Арвид Янсонс, Юрий Темирканов, Александр Дмитриев, – всегда были уверены в высочайшем уровне готовности хоров к концертам.

Источник изображения: conservatory.ru

Сохранились свидетельства о несостоявшемся сотрудничестве Авенира Михайлова и Евгения Мравинского. В сезоне 1971/1972 Мравинский собирался исполнить в Большом зале Requiem canticles Стравинского и попросил Михайлова подготовить хор студентов к концерту. Рассказывает ученик Михайлова Аркадий Штейнлухт:

«Весной 1971 года мне позвонил Авенир Васильевич. Спросив, есть ли у меня магнитофон (магнитофон был, плохонький, «Романтик»), сказал, что завтра мы едем к Мравинскому. Для меня, студента IV курса, это было событие невероятное. Я даже не посмел поинтересоваться, чью запись на пластинке поставил нам Евгений Александрович, с нее, через максимально приближенный микрофон «Романтика», и был переписан Реквием. Никаких обсуждений будущего исполнения тогда не было, Мравинский вручил Михайлову партитуру и, подав пальто, попрощался. Мне было поручено сделать из партитуры клавир. Весенняя сессия прошла, как во сне, но клавир был готов, и осенью мы приступили к репетициям. Но Мравинский Михайлову так и не позвонил».

Об этом времени вспоминает и другой ученик Авенира Васильевича, Валентин Нестеров:

«Энтузиазм профессора был таким заразительным, что несколько репетиционных дней студенты хорового факультета запомнили на всю жизнь. Перед нами стоял Человек, дерзновенно открывавший для себя и, разумеется, для нас, новый мир образов, неведомую звуковую картину, непривычное по смыслу звуковое мироздание с загадочными координатами».

Неосуществленный замысел учителя реализуют его воспитанники. 18 апреля 2002 года Requiem canticles прозвучит в Большом зале под управлением Николая Алексеева (ЗКР и камерный хор ''Lege artis''), а 4 декабря 2014 года – в серии концертов, посвященных 100-летию Авенира Васильевича, в Малом зале. В этот вечер на сцене соберутся его бывшие студенты – и те, кто учился в его классе, и те, кто пел в студенческом хоре. Основная часть программы пройдет под управлением Валентина Нестерова, а на «Заупокойные песнопения» Стравинского за пульт станет Аркадий Штейнлухт, сделавший в 1971 году клавир Реквиема, так и не исполненного Мравинским.

Воспитанники Михайлова хранят благодарную память о нем. К 90-летию Авенира Васильевича его выпускница, профессор Петербургской консерватории Татьяна Ивановна Хитрова подготовила к печати сборник статей и воспоминаний об учителе «Весна в декабре» (СПб: Сударыня, 2004). Ее перу принадлежит и текст об учителе, опубликованный в программке (почему-то без имени автора) концерта памяти Михайлова, состоявшегося в Большом зале 15 февраля 2005 года (Реквием Верди, дирижер Штейнлухт).

«Это был человек поистине уникального дарования. Перевернув представление о хоровом исполнительстве, которому была отведена второстепенная роль в ряду других, он возвёл его в ранг высокого искусства, на которое обратили внимание представители других видов музыкального исполнительства. Восхищались, поражались, стали с ним считаться… … Вершиной его творческой деятельности стала работа с хором студентов Ленинградской консерватории в 60–80-е годы. Это было явление незаурядное, заставившее всех, кто его слышал, по достоинству оценить возможности хорового исполнительства. Осуществленные хором премьеры произведений Д. Шостаковича, В. Салманова, С. Слонимского, Ю. Фалика оставили глубокий след в памяти и душе исполнителей и слушателей. … Народная песня была для Авенира Васильевича храмом, в котором он исповедовался на протяжении всей своей жизни. Из нее черпалось вдохновение, через нее воплощались боль и печаль, свет и задор, думы и мечты большого музыканта. А. В. Михайлов создал свыше 200 обработок народных песен. … Природа наделила Авенира Васильевича Михайлова необычайно светлым умом и особой художественной прозорливостью. Все это дает его ‘’автографам’’ – ‘’концертам Михайлова’’, ‘’урокам Михайлова’’, ‘’обработкам Михайлова’’ – право оставить свой неповторимый след в истории отечественной музыкальной культуры».

Сам Авенир Михайлов выступал в Большом зале редко. На филармонической афише его имя появляется впервые в 1945 году: на камерной площадке Филармонии, открытой во время войны в Театре Деммени на Невском проспекте, в монографической программе Брамса он дирижирует хором Радиокомитета. С этим же коллективом уже в Большом зале он выступает в 1948 году на вечере к тридцатилетию ВЛКСМ (программа концерта не указана, зато на сохранившемся пригласительном билете есть пометка, что концерт собираются транслировать по радио). В следующий раз Авенир Михайлов выступил здесь лишь в 1977 году: в концерте «Трех поколений Ленинградской консерватории» дирижировал студенческим хором. Это окажется последним выходом дирижера на сцену Большого зала.

О. Р.


Концерты

  • 23 октября 1948

    (пригласительный билет)

    1918–1948
    ХХХ лет ВЛКСМ
    Вечер комсомольского актива совместно с молодыми стахановцами города

    Торжественное вручение переходящих Красных знамен ГК ВЛКСМ комсомольским организациям – победителям соревнования. Концерт комсомольской песни в честь 30-летия ВЛКСМ

  • 30 декабря 1949

    3-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Борис Хайкин

    Римский-Корсаков. «Шехеразада». Сорокин. «Сады цветут»

  • 23 сентября 1967

    1-й концерт 1-го абонемента (второй цикл)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Шостакович. Кантата «Над Родиной нашей солнце сияет». Петров. Поэма. Салманов. Оратория-поэма «Двенадцать»

  • 7 октября 1971

    1-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юрий Темирканов

    Римский-Корсаков. Сюита из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Рахманинов. Три русские песни для хора и оркестра. Стравинский. Симфония псалмов

  • 8 октября 1971

    (повтор программы 7 октября)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юрий Темирканов

    Римский-Корсаков. Сюита из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Рахманинов. Три русские песни для хора и оркестра. Стравинский. Симфония псалмов




Другие материалы

Павел Рудаков и Вениамин Нечаев

Павел Рудаков и Вениамин Нечаев

Артисты эстрады см. в биографии
Балис Дварионас

Балис Дварионас

Композитор 1904–1972

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»