Персоны
Анатолий Орфёнов
Биография
Орфёнов Анатолий Иванович – певец, тенор.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Окончив в 1933 году вечерний музыкальный техникум, Анатолий Орфёнов поступает в хор Оперного театра Станиславского. Здесь его замечает музыкальный руководитель труппы Леонид Собинов, и уже в 1934-м молодой хорист становится солистом театра. Он поет главные партии в спектаклях и при Мейерхольде, возглавившем театр после смерти Станиславского в 1938 году (до ареста останется меньше года), но после объединения Театра Станиславского со студией Немировича-Данченко (Музыкальный академический театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в настоящее время) уходит из коллектива.
В 1942–1955 годы Анатолий Орфёнов – солист Большого театра. Здесь у него тоже титульные роли, но чаще в филиале Большого, а на основной сцене певцу нередко приходится выходить на замену Лемешева и Козловского. Выступает Орфёнов и в концертных программах. В 1950-м он дважды – в июне и октябре – приезжает в Большой зал Ленинградской филармонии солировать в Мессе си минор Баха, концертами дирижирует Александр Гаук. Под управлением Кирилла Кондрашина 7 марта 1951-го Орфёнов и Леокадия Масленникова поют дуэт Ромео и Джульетты Чайковского, а 17 декабря 1951 года состоится единственный сольный концерт певца в Большом зале.
В 1955-м новое руководство Большого театра отправляет 47-летнего Анатолия Орфёнова на пенсию по выслуге лет. Он становится художественным руководителем вокальной группы Всесоюзного радио (1954–1959), преподает – с 1950-го в Институте имени Гнесиных, затем в Каирской (с 1971) и в Братиславской (в 1974–1980) консерваториях. Но в Большой театр он еще вернется, причем дважды.
В 1963-м опытного певца пригласят на должность заведующего оперной труппой. Именно в этом качестве Анатолий Иванович представит молодых солистов Большого на сцене Ленинградской филармонии 27 января 1965 года. В 1969-м Орфёнов покинет пост, но позднее придет сюда как консультант репертуарно-творческого отдела, а потом в 1980–1984 опять возьмет на себя обязанности зав. труппой и вновь встретится с артистами, которые когда-то при его дружелюбной поддержке делали свои первые шаги на сцене.
И. Р.
Концерты
-
18 июня 1950
8-й концерт 4-го абонемента
Бах
Бах. Месса си минор
-
20 июня 1950
Бах
Бах. Месса си минор
-
29 октября 1950
1-й концерт 3-го абонемента
Бах. Месса си минор
Бах. Месса си минор для солистов, хора и оркестра
-
31 октября 1950
1-й концерт 4-го абонемента
Бах. Месса си минор
Бах. Месса си минор для солистов, хора и оркестра
-
7 марта 1951
4-й концерт 7-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Кирилл КондрашинЧайковский. Сюита № 4 «Моцартиана». Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром ля мажор. Чайковский. Дуэт Ромео и Джульетты. «Франческа да Римини»
-
8 марта 1951
(рукописная книга)
Торжественное заседание и концерт, посвященные 8 марта
(программа не указана)
-
17 декабря 1951
Вокальный вечер
Анатолий ОрфеновЧайковский. Романсы. Монюшко. Ария из оперы «Страшный двор». Серенада. Шуберт. Серенада. Шуман. Две песни из цикла «Любовь поэта». Гуно. Каватина Ромео из оперы «Ромео и Джульетта». Баркарола
-
27 января 1965
Молодые солисты Большого театра Союза ССР
В программе: Верди, Глинка, Даргомыжский, Бородин, Моцарт, Новиков, Мусоргский, Гречанинов, Пуччини, Леонкавалло, Бородин, Чайковский, Рахманинов, Де Фалья