Персоны
Нина Оксентян
Биография
Оксентян Нина Ивановна / Оксентьян Нунэ Ованесовна – органистка, профессор Петербургской консерватории.
Музыкальные способности Нунэ Оксентьян проявились в детстве, она сама попросила маму отвести ее в Таганрогскую музыкальную школу. В Ленинграде, куда переехала семья, она окончила музыкальное училище, а в 1936-м поступила в консерваторию в органный класс Исайи Александровича Браудо. Занятия были прерваны войной, в эти годы Нина Оксентян работала чертежником на заводе в Ташкенте, куда была эвакуирована консерватория, а в 1944-м отправилась с бригадой в Ленинград восстанавливать здание консерватории.
Диплом Оксентян получит в 1947-м, специально для нее в Министерстве культуры добились места в аспирантуре – Оксентян стала первой аспиранткой органного факультета в истории консерватории. Тогда же она начала преподавать – сначала как ассистентка Браудо, а после окончания учебы, в 1950-м, получила свой класс. В консерватории Нина Ивановна работала до конца своей долгой жизни, воспитав не одно поколение органистов. 2 мая 1964 года в Большом зале Ленинградской филармонии состоялся концерт учеников Браудо и Оксентян. Сама она впервые вышла на эту сцену аспиранткой консерватории вместе со своим профессором, а завершила филармоническую биографию почти в 90-летнем возрасте в концерте 28 июля 2005 года. За 55 лет Оксентян примет участие без малого в 130 концертах!
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Это были программы с оркестром (редко), сольные и органно-вокальные вечера, особенно популярные в течение многих лет. Наиболее устойчивым был ее ансамбль с Ириной Богачевой и с молдавской певицей Марией Биешу, но выступала Нина Оксентян и с другими певцами – Борисом Гмырей, Галиной Ковалевой, Борисом Штоколовым, Надеждой Дроздовой-Вайнер, а на последнем концерте – с Петром Мигуновым.
Нина Оксентян в концерте 30 мая 1950 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В программах Оксентян нередко принимали участие инструменталисты – арфистка Ася Варосян (их связывала прочная дружба со студенческих лет), солисты Филармонических оркестров, Квартет имени Танеева, молодые музыканты. На ее глазах менялась эпоха. Нина Ивановна Оксентян застала время, когда на органные концерты ломилась публика всех возрастов, особенно молодежь (ведь орган привлекал не только сам по себе, в сознании многих этот инструмент ассоциировался с музыкой церкви – запретным плодом, который, как известно, особенно сладок), и период, когда интерес к органу с конца 1980-х начал падать. Но Оксентян сохраняла верность инструменту и музыке, которую играла.
В концерте 14 апреля 1953 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Основу ее программ составлял Бах и французы. Выросшая в классе Браудо, учившегося в Париже у Вьерна, она впитала французскую исполнительскую традицию, поражая мастерством даже ее носителей – знаменитых органистов-гастролеров из Франции. Одной из первых Оксентян начала исполнять Мессиана – его цикл «Рождество господне» сначала был обозначен в афишах как «Девять размышлений», потом как «Девять медитаций». Оригинальное название цикла было впервые напечатано на афише концерта органистки 26 января 1989 года, приуроченном к 80-летию Мессиана.
На сцене Большого зала Нина Оксентян праздновала и свои юбилейные даты: в программу концерта 12 февраля 1999 года, посвященного 50-летию творческой деятельности, она включила музыку Баха, Франка, Вьерна, Видора и Мессиана.
И. Р.
Концерты
-
30 мая 1950
(рукописная книга)
Органный концерт
В программе: Бах
-
14 апреля 1953
Органный вечер
Нина ОксентянБах. Пассакалия и фуга до минор. Четыре хоральные прелюдии. Токката и фуга ре минор. Гендель. Соната для скрипки и органа ми мажор. Страделла. Ария. Джордани. Ария. Шуберт. Песня. Григ. Песня Сольвейг из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Боэльман. Адажио. Видор. Вариации. Токката фа мажор из симфонии для органа № 5
-
25 ноября 1952
Органный вечер
Нина ОксентянВ программе: Пахельбель, Бах, Франк, Кушнарев, Бах–Гуно, Лист, Рахманинов, Римский-Корсаков, Чайковский, Видор
-
5 апреля 1954
Органный вечер
Нина ОксентянВ программе: Бах, Бах–Вивальди, Джордани, Шуберт, Лист, Рахманинов, Видор
-
2 января 1955
Органный концерт
В программе: Боэльман, Моцарт, Бах, Шуберт, Лист, Григ, Римский-Корсаков, Бородин, Чайковский
-
4 апреля 1955
Вокально-органный вечер
Борис Гмыря (бас) и Нина Оксентян (орган)В программе: Бах, Гендель, Боэльман, Видор, Бетховен, Шуберт, Варламов, Рахманинов, Римский-Корсаков
-
27 мая 1955
Органный вечер
Нина Оксентян
В программе: Бах, Лист, Вивальди-Бах, Видор
-
7 февраля 1956
Органный вечер
Нина ОксентянБах. Прелюдия и фуга для органа ми минор. Три хоральные прелюдии. Пастораль. Токката и фуга для органа ре минор. Тартини. Соната для скрипки и органа. Вивальди–Бах. Концерт. Гайдн. Ария Ганны из оратории «Времена года». Шуберт. «Ave Maria». «Ты мой покой»
-
3 апреля 1956
Французская и немецкая хоровая музыка
Государственный академический Русский хор Союза ССРВ программе: народные песни, Пуленк, Чайковский, Равель, Сен-Санс, Брамс, Вагнер, Шуман, Бах, Рахманинов
-
20 апреля 1956
Органный вечер
Нина ОксентянВ программе: Франк, Видор, Глюк, Моцарт, Григ, Бородин, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Леманс
-
23 февраля 1957
Органный вечер
Нина ОксентянМоцарт. Фантазия для механического органа фа минор. Гендель. Соната для флейты и органа соль минор. Концерт для органа си-бемоль мажор. Ария из оперы «Ксеркс». Гайдн. Ария Ганны из оратории «Времена года». Шуберт. «Ave Maria». Бах. Пастораль. Токката и фуга фа мажор
-
3 декабря 1957
8-й концерт 10-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Ежи СемковМоцарт. «Маленькая ночная серенада». Гендель. Концерт для органа с оркестром. Шостакович. Симфония № 6
-
17 декабря 1957
Органный вечер
Нина ОксентянЛист. Вариации на тему «бассо остинато» из кантаты № 12 Баха. Ария для голоса, арфы и органа. Фантазия и фуга на тему BACH. Бах. Ария из кантаты № 36. Ария из кантаты № 57. Пастораль. Токката и фуга фа мажор
-
25 мая 1958
Органный вечер
Нина ОксентянБах. Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор. Две арии из кантаты № 84 в сопровождении гобоя, скрипки и органа. Токката и фуга ре минор. Гендель. Соната ми мажор для скрипки и органа. Соната си-бемоль мажор
-
9 марта 1959
Хоровой концерт
Государственный Академический Русский Хор Союза СССРВ программе: Бетховен, Брамс, Сен-Санс, Гретри, Момпоу, Бах, Брукнер, Депре, Лассо, Паизиелло, Гульельми, Гендель
-
2 февраля 1964
Органный концерт.
Нина ОксентянБах. Восемь маленьких прелюдий и фуг. Концерт ре минор. Пять хоральных прелюдий. Токката и фуга «Дорийская»
-
11 октября 1964
1-й концерт 8-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Даниэль Стернфельд (Бельгия)Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Р. Штраус. «Смерть и просветление», симфоническая поэма. Сен-Санс. Симфония № 3.
-
13 октября 1964
(повтор программы 11 октября)
Симфонический концерт
Дирижер – Даниэль Стернфельд (Бельгия)Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Р. Штраус. «Смерть и просветление», симфоническая поэма. Сен-Санс. Симфония № 3.
-
29 марта 1965
Органный концерт
Нина ОксентянВ программе: Моцарт, Франк, Бах
-
23 сентября 1965
Органный вечер
Нина ОксентянБах. Пассакалия и фуга до минор. «Маленький гармонический лабиринт». Соната, прелюдия и фуга ре мажор. Шесть хоральных прелюдий. Прелюдия и фуга ля минор