Персоны
Белла Давидович
Биография
Давидович Белла Михайловна – пианистка.
Белла Давидович в Ленинградской филармонии в день концерта 8 апреля 1950 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
16 июля 2018 года Белла Михайловна Давидович отметила 90-летие. По признанию пианистки, ее первые музыкальные впечатления были связаны с радиопередачами, в которых звучала классика. Особенно нравился ей Вальс си минор Шопена, который девочка пробовала подбирать на пианино, стоявшем в их бакинском доме (ее мама была концертмейстером Оперного театра в Баку). В шесть лет Давидович начинает заниматься в Специальной музыкальной школе при Бакинской консерватории, в девять впервые выступает с оркестром под управлением Николая Аносова, исполнив концерт Бетховена. Талантливого ребенка показывают заезжим московским гастролерам – Генриху Нейгаузу, Константину Игумнову, который в 1947 году берет ее в свой консерваторский класс.
Белла Давидович в концерте 29 ноября 1962 года. Госужарственный симфонический оркестр Союза ССР, дирижер Константин Иванов.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Когда Игумнова не стало, Белла Давидович продолжила занятия у Якова Флиера. Диплом она получит в 1954-м, признание придет раньше: в 1949 году на IV Международном конкурсе Шопена в Варшаве студентка Московской консерватории делит первую премию с польской пианисткой Галиной Черны-Стефаньской. После победы начинается интенсивная концертная жизнь. Давидович станет выдающейся шопенисткой своего времени. Она гастролирует по стране, а потом и за рубежом, как солистка Московской филармонии, дает сольные концерты, играет с оркестром, выступает в дуэте со своим мужем – скрипачом Юлианом Ситковецким. В Ленинградской филармонии вместе они сыграют лишь раз – в апреле 1954 года в Малом зале имени Глинки: после долгой болезни Юлиан Ситковецкий уйдет из жизни в 1958 году.
Белла Давидович впервые выступит в Большом зале с сольной программой из Шопена, Шумана и Скрябина 13 марта 1950 года. Всего до 1 мая 1977 года здесь состоятся 17 клавирабендов пианистки. Еще 26 пройдет в Малом зале имени Глинки. Звучат в них в основном близкие ей романтики, среди которых главными остаются Шопен и Шуман. Романтический репертуар преобладает и в ее симфонических программах. Белла Давидович приезжает в Большой зал с Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и телевидения под управлением Александра Гаука (1960), трижды – с Государственным симфоническим оркестром Союза ССР: в 1962 году играет под управлением Константина Иванова, в 1966-м и 1971-м – с Евгением Светлановым.
Выступает пианистка и с оркестрами Ленинградской филармонии. В концертах Шопена, Шумана, Сен-Санса (№ 2), Бетховена (№ 1, № 3), Моцарта (№ 23), Рахманинова (№ 1 и Рапсодия на тему Паганини), Гершвина ей аккомпанируют Курт Зандерлинг, Карл Элиасберг, Кирилл Кондрашин, Давид Ойстрах, Одиссей Димитриади, Генрик Чиж, Юрий Темирканов, Александр Дмитриев. Но чаще всего Белла Давидович играет с оркестром под управлением Арвида Янсонса. С ним она дает свой первый концерт с Заслуженным коллективом 8 апреля 1950 года (Рапсодия Паганини), с ним исполняет Концерт № 1 Прокофьева 7 ноября 1977 года на последнем перед эмиграцией выступлении. В этом году из страны уезжает ее сын – скрипач Дмитрий Ситковецкий. Белле Давидович сразу же отменяют все зарубежные гастроли. Начинаются проблемы и в консерватории, где она преподает с 1962 года. Давидович принимает решение уехать из Советского Союза и в 1978-м прилетает в Нью-Йорк.
В концерте 24 апреля 1965 года. Оркестр ЗКР, дирижер Арвид Янсонс.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В США Белла Михайловна прежде никогда не была, как пианистку ее хорошо знают в Европе, но не за океаном. Она уверена, что дальнейшей карьере помог случай: один из американских импресарио слышал ее на концерте в Милане и сразу же предложил сотрудничество. Теперь Белла Давидович гастролирует по всему миру, выступает с лучшими американскими оркестрами, концертирует в Европе...
В концерте 28 сентября 1970 года. Симфонический оркестр Филармонии, дирижер Юрий Темирканов.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Отъезд из СССР в те годы исключал малейшую возможность когда-нибудь вернуться в страну. Всё меняется во времена перестройки, и Белла Михайловна Давидович становится одной из первых эмигрировавших музыкантов, выступивших на московских и ленинградских сценах. Ее первое выступление в Большом зале уже Петербургской филармонии было запланировано на 2 июля 1992 года: с Новосибирским симфоническим оркестром под управлением Арнольда Каца Белла Давидович должна была сыграть концерт № 2 Шопена. Но на сцену Белла Михайловна в тот раз не вышла: в Петербурге ей нездоровилось, и все пять дней она пролежала в своем номере в гостинице «Астория». Долгожданная для филармонической публики встреча с пианисткой состоится 24 и 25 декабря 1994 года, под управлением Мариса Янсонса Белла Давидович исполнит концерт Шумана. Символично, что этот вечер будет посвящен памяти Арвида Янсонса, с которым пианистка так много играла в Большом зале. 27 декабря она даст сольный концерт с программой из Шумана, Брамса и Шопена.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Летом 1998 года Белла Михайловна вновь приезжает в Петербург. В Большом зале она сыграет 11 июня концерт Шумана с Юрием Темиркановым и Заслуженным коллективом, с ними отправится на гастроли в Куала-Лумпур и Сингапур. До отъезда, 13 июня, выступит в Малом зале филармонии, где с Дмитрием Ситковецким они сыграют сонаты Баха (№ 3), Прокофьева (№ 2) и Концерт Шоссона для скрипки, фортепиано и струнного квартета: 23 декабря 1968 года Белла Давидович играла Концерт Шоссона в Малом зале с Давидом Ойстрахом и Квартетом имени Танеева, а на последнем выступлении в Петербургской филармонии исполнила его с сыном и с Новым филармоническим квартетом.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Белла Михайловна Давидович уже не выступает, оставила она и преподавание в Джульярдской школе. Главным ее занятием, по собственному признанию, сейчас стало чтение. А в 2013 году в московском издательстве «П. Юргенсон» вышли ее мемуары «Мои воспоминания», в которых выдающаяся пианистка и чудесный человек Белла Давидович рассказывает о своей жизни, о музыке, о семье, о больших музыкантах, с которыми ей довелось встречаться на сцене.
И. Р.
Концерты
-
13 марта 1950
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Белла ДавидовичШуман. Симфонические этюды. Скрябин. Пять этюдов. Вальс. Шопен. Баллада № 4. Ноктюрн. Экспромт № 1. Две мазурки. Скерцо. Вальс. Шуман. «Вещая птица». Мендельсон. Скерцо
-
8 апреля 1950
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсДворжак. Серенада для струнного оркестра. Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини. Чайковский. Симфония № 5
-
13 апреля 1950
(анонс, афиша)
Фортепианный вечер
Белла ДавидовичШопен. Полонез фа-диез минор. Четыре прелюдии. Баркарола. Ноктюрн до-диез минор. Три экосеза. Экспромт № 1. Четыре мазурки. Скерцо № 4
-
12 апреля 1951
6-й концерт 5-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингСметана. «Из чешских полей и лесов» из цикла «Моя Родина». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Шуман. Симфония № 3 «Рейнская»
-
17 января 1952
3-й концерт 7-го абонемента
Фортепианный вечер
Белла ДавидовичРахманинов. Вариации на тему Корелли. «Сирень». Два этюда-картины. Вальс. «Полишинель». Шуберт-Рахманинов. «Куда?». Скрябин. Пять этюдов. Две поэмы. Три прелюдии. Две мазурки. Соната № 4
-
8 января 1954
Фортепианный вечер
Белла ДавидовичМоцарт. Соната фа мажор. Шуман. Арабеска. Прокофьев. Пьесы из сюиты «Ромео и Джульетта». Дебюсси. «Остров радости». Шопен. Фантазия фа минор. Ноктюрн ми мажор. Баркарола. Экспромт. Две мазурки. Скерцо № 4
-
21 апреля 1956
6-й концерт 11-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Виктор ДубровскийДворжак. Симфония № 5 (№ 9) «Из Нового Света». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Энеску. Румынская рапсодия
-
6 декабря 1956
2-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений СветлановРахманинов. Симфония № 2. Сен-Санс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Светланов. Рапсодия № 1 «Картины Испании»
-
26 февраля 1957
Фортепианный вечер
Белла ДавидовичБетховен. Соната № 14 «Лунная». Шуман. Цикл «Карнавал». Дебюсси. Сюита «Детский уголок». Лист. «Сонет Петрарки» № 123 из цикла «Годы странствий II: Италия». Этюд «Шум леса». Венгерская рапсодия № 12
-
15 мая 1957
7-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Карл ЭлиасбергШопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Малер. Симфония № 4
-
20 октября 1957
1-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Николай АносовВерди. Увертюра к опере «Сицилийская вечерня». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром. Моцарт. «Маленькая ночная серенада». Респиги. Симфоническая поэма «Пинии Рима»
-
22 октября 1957
(повторение программы 20 октября)
Симфонический концерт
Дирижер – Николай АносовВерди. Увертюра к опере «Сицилийская вечерня». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром. Моцарт. «Маленькая ночная серенада». Респиги. Симфоническая поэма «Пинии Рима»
-
1 декабря 1957
Фортепианный вечер
Белла ДавидовичМоцарт. Адажио си минор. Рамо–Годовский. Сарабанда. Тамбурин. Бетховен. Шесть экосезов Соната № 18. Шопен. Экспромт № 2. Две мазурки. «Большой блестящий полонез». Прокофьев. Марш. Прелюд. Ригодон. Соната № 3
-
24 октября 1958
1-й концерт 1-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингЯначек. Симфониетта. Сен-Санс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная»
-
20 декабря 1958
Фортепианный вечер
Белла ДавидовичШопен. Фантазия фа минор. Ноктюрн ми мажор. Баллада № 3. Экспромт № 2. «Большой блестящий полонез». Баркарола. Мазурка ля минор. Мазурка фа-диез минор. Мазурка до-диез минор. Вальс № 11. Вальс № 2. Прелюдия до-диез минор. Скерцо № 2
-
5 февраля 1959
Фортепианный вечер
Белла ДавидовичШуберт. Соната № 10. Шуман. «Бабочки». Брамс. Два интермеццо. Шопен. Ноктюрн. Фантазия-экспромт. Три мазурки (соч. 50). Вальс № 10. Вальс № 2
-
9 февраля 1959
5-й концерт 8-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсБетховен. Увертюра из музыки к трагедии И. Гёте «Эгмонт». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 5
-
24 апреля 1959
7-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Константин ИвановБетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 3 «Героическая»
-
25 апреля 1959
(повтор программы 24 апреля)
Симфонический концерт
Дирижер – Константин ИвановБетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 3 «Героическая»
-
19 января 1960
Фортепианный вечер
Белла Давидович
Шопен. Скерцо № 4. Ноктюрн, соч. 62 № 2. Соната № 3. Полонез № 5. Три мазурки. Экспромт № 3. Три вальса