Персоны

Белла Давидович

Род. в 1928
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Белла Давидович

Биография

Давидович Белла Михайловна – пианистка.

Белла Давидович в Ленинградской филармонии в день концерта 8 апреля 1950 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

16 июля 2018 года Белла Михайловна Давидович отметила 90-летие. По признанию пианистки, ее первые музыкальные впечатления были связаны с радиопередачами, в которых звучала классика. Особенно нравился ей Вальс си минор Шопена, который девочка пробовала подбирать на пианино, стоявшем в их бакинском доме (ее мама была концертмейстером Оперного театра в Баку). В шесть лет Давидович начинает заниматься в Специальной музыкальной школе при Бакинской консерватории, в девять впервые выступает с оркестром под управлением Николая Аносова, исполнив концерт Бетховена. Талантливого ребенка показывают заезжим московским гастролерам – Генриху Нейгаузу, Константину Игумнову, который в 1947 году берет ее в свой консерваторский класс.

Белла Давидович в концерте 29 ноября 1962 года. Госужарственный симфонический оркестр Союза ССР, дирижер Константин Иванов.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Когда Игумнова не стало, Белла Давидович продолжила занятия у Якова Флиера. Диплом она получит в 1954-м, признание придет раньше: в 1949 году на IV Международном конкурсе Шопена в Варшаве студентка Московской консерватории делит первую премию с польской пианисткой Галиной Черны-Стефаньской. После победы начинается интенсивная концертная жизнь. Давидович станет выдающейся шопенисткой своего времени. Она гастролирует по стране, а потом и за рубежом, как солистка Московской филармонии, дает сольные концерты, играет с оркестром, выступает в дуэте со своим мужем – скрипачом Юлианом Ситковецким. В Ленинградской филармонии вместе они сыграют лишь раз – в апреле 1954 года в Малом зале имени Глинки: после долгой болезни Юлиан Ситковецкий уйдет из жизни в 1958 году.

Белла Давидович впервые выступит в Большом зале с сольной программой из Шопена, Шумана и Скрябина 13 марта 1950 года. Всего до 1 мая 1977 года здесь состоятся 17 клавирабендов пианистки. Еще 26 пройдет в Малом зале имени Глинки. Звучат в них в основном близкие ей романтики, среди которых главными остаются Шопен и Шуман. Романтический репертуар преобладает и в ее симфонических программах. Белла Давидович приезжает в Большой зал с Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и телевидения под управлением Александра Гаука (1960), трижды – с Государственным симфоническим оркестром Союза ССР: в 1962 году играет под управлением Константина Иванова, в 1966-м и 1971-м – с Евгением Светлановым.

Выступает пианистка и с оркестрами Ленинградской филармонии. В концертах Шопена, Шумана, Сен-Санса (№ 2), Бетховена (№ 1, № 3), Моцарта (№ 23), Рахманинова (№ 1 и Рапсодия на тему Паганини), Гершвина ей аккомпанируют Курт Зандерлинг, Карл Элиасберг, Кирилл Кондрашин, Давид Ойстрах, Одиссей Димитриади, Генрик Чиж, Юрий Темирканов, Александр Дмитриев. Но чаще всего Белла Давидович играет с оркестром под управлением Арвида Янсонса. С ним она дает свой первый концерт с Заслуженным коллективом 8 апреля 1950 года (Рапсодия Паганини), с ним исполняет Концерт № 1 Прокофьева 7 ноября 1977 года на последнем перед эмиграцией выступлении. В этом году из страны уезжает ее сын – скрипач Дмитрий Ситковецкий. Белле Давидович сразу же отменяют все зарубежные гастроли. Начинаются проблемы и в консерватории, где она преподает с 1962 года. Давидович принимает решение уехать из Советского Союза и в 1978-м прилетает в Нью-Йорк.

В концерте 24 апреля 1965 года. Оркестр ЗКР, дирижер Арвид Янсонс.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В США Белла Михайловна прежде никогда не была, как пианистку ее хорошо знают в Европе, но не за океаном. Она уверена, что дальнейшей карьере помог случай: один из американских импресарио слышал ее на концерте в Милане и сразу же предложил сотрудничество. Теперь Белла Давидович гастролирует по всему миру, выступает с лучшими американскими оркестрами, концертирует в Европе...

В концерте 28 сентября 1970 года. Симфонический оркестр Филармонии, дирижер Юрий Темирканов.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Отъезд из СССР в те годы исключал малейшую возможность когда-нибудь вернуться в страну. Всё меняется во времена перестройки, и Белла Михайловна Давидович становится одной из первых эмигрировавших музыкантов, выступивших на московских и ленинградских сценах. Ее первое выступление в Большом зале уже Петербургской филармонии было запланировано на 2 июля 1992 года: с Новосибирским симфоническим оркестром под управлением Арнольда Каца Белла Давидович должна была сыграть концерт № 2 Шопена. Но на сцену Белла Михайловна в тот раз не вышла: в Петербурге ей нездоровилось, и все пять дней она пролежала в своем номере в гостинице «Астория». Долгожданная для филармонической публики встреча с пианисткой состоится 24 и 25 декабря 1994 года, под управлением Мариса Янсонса Белла Давидович исполнит концерт Шумана. Символично, что этот вечер будет посвящен памяти Арвида Янсонса, с которым пианистка так много играла в Большом зале. 27 декабря она даст сольный концерт с программой из Шумана, Брамса и Шопена.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Летом 1998 года Белла Михайловна вновь приезжает в Петербург. В Большом зале она сыграет 11 июня концерт Шумана с Юрием Темиркановым и Заслуженным коллективом, с ними отправится на гастроли в Куала-Лумпур и Сингапур. До отъезда, 13 июня, выступит в Малом зале филармонии, где с Дмитрием Ситковецким они сыграют сонаты Баха (№ 3), Прокофьева (№ 2) и Концерт Шоссона для скрипки, фортепиано и струнного квартета: 23 декабря 1968 года Белла Давидович играла Концерт Шоссона в Малом зале с Давидом Ойстрахом и Квартетом имени Танеева, а на последнем выступлении в Петербургской филармонии исполнила его с сыном и с Новым филармоническим квартетом.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Белла Михайловна Давидович уже не выступает, оставила она и преподавание в Джульярдской школе. Главным ее занятием, по собственному признанию, сейчас стало чтение. А в 2013 году в московском издательстве «П. Юргенсон» вышли ее мемуары «Мои воспоминания», в которых выдающаяся пианистка и чудесный человек Белла Давидович рассказывает о своей жизни, о музыке, о семье, о больших музыкантах, с которыми ей довелось встречаться на сцене.

И. Р.


Концерты

  • 13 марта 1950

    (рукописная книга)

    Фортепианный вечер
    Белла Давидович

    Шуман. Симфонические этюды. Скрябин. Пять этюдов. Вальс. Шопен. Баллада № 4. Ноктюрн. Экспромт № 1. Две мазурки. Скерцо. Вальс. Шуман. «Вещая птица». Мендельсон. Скерцо

  • 8 апреля 1950

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Дворжак. Серенада для струнного оркестра. Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини. Чайковский. Симфония № 5

  • 12 апреля 1951

    6-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Сметана. «Из чешских полей и лесов» из цикла «Моя Родина». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Шуман. Симфония № 3 «Рейнская»

  • 8 января 1954

    Фортепианный вечер
    Белла Давидович

    Моцарт. Соната фа мажор. Шуман. Арабеска. Прокофьев. Пьесы из сюиты «Ромео и Джульетта». Дебюсси. «Остров радости». Шопен. Фантазия фа минор. Ноктюрн ми мажор. Баркарола. Экспромт. Две мазурки. Скерцо № 4

  • 21 апреля 1956

    6-й концерт 11-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Виктор Дубровский

    Дворжак. Симфония № 5 (№ 9) «Из Нового Света». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Энеску. Румынская рапсодия

  • 6 декабря 1956

    2-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Светланов

    Рахманинов. Симфония № 2. Сен-Санс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Светланов. Рапсодия № 1 «Картины Испании»

  • 26 февраля 1957

    Фортепианный вечер
    Белла Давидович

    Бетховен. Соната № 14 «Лунная». Шуман. Цикл «Карнавал». Дебюсси. Сюита «Детский уголок». Лист. «Сонет Петрарки» № 123 из цикла «Годы странствий II: Италия». Этюд «Шум леса». Венгерская рапсодия № 12

  • 15 мая 1957

    7-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Малер. Симфония № 4

  • 20 октября 1957

    1-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Николай Аносов

    Верди. Увертюра к опере «Сицилийская вечерня». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром. Моцарт. «Маленькая ночная серенада». Респиги. Симфоническая поэма «Пинии Рима»

  • 22 октября 1957

    (повторение программы 20 октября)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Николай Аносов

    Верди. Увертюра к опере «Сицилийская вечерня». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром. Моцарт. «Маленькая ночная серенада». Респиги. Симфоническая поэма «Пинии Рима»

  • 1 декабря 1957

    Фортепианный вечер
    Белла Давидович

    Моцарт. Адажио си минор. Рамо–Годовский. Сарабанда. Тамбурин. Бетховен. Шесть экосезов Соната № 18. Шопен. Экспромт № 2. Две мазурки. «Большой блестящий полонез». Прокофьев. Марш. Прелюд. Ригодон. Соната № 3

  • 24 октября 1958

    1-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Яначек. Симфониетта. Сен-Санс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная»

  • 20 декабря 1958

    Фортепианный вечер
    Белла Давидович

    Шопен. Фантазия фа минор. Ноктюрн ми мажор. Баллада № 3. Экспромт № 2. «Большой блестящий полонез». Баркарола. Мазурка ля минор. Мазурка фа-диез минор. Мазурка до-диез минор. Вальс № 11. Вальс № 2. Прелюдия до-диез минор. Скерцо № 2

  • 5 февраля 1959

    Фортепианный вечер
    Белла Давидович

    Шуберт. Соната № 10. Шуман. «Бабочки». Брамс. Два интермеццо. Шопен. Ноктюрн. Фантазия-экспромт. Три мазурки (соч. 50). Вальс № 10. Вальс № 2

  • 9 февраля 1959

    5-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Бетховен. Увертюра из музыки к трагедии И. Гёте «Эгмонт». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 5

  • 24 апреля 1959

    7-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Константин Иванов

    Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 3 «Героическая»

  • 25 апреля 1959

    (повтор программы 24 апреля)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Константин Иванов

    Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 3 «Героическая»

  • 19 января 1960

    Фортепианный вечер
    Белла Давидович

    Шопен. Скерцо № 4. Ноктюрн, соч. 62 № 2. Соната № 3. Полонез № 5. Три мазурки. Экспромт № 3. Три вальса

  • 21 февраля 1960

    5-й концерт 10-го абонемента

    Фортепианные концерты
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Торжественное заседание «Великий польский композитор Фредерик Шопен». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Концерт для фортепиано с оркестром № 2

  • 21 октября 1960

    1-й концерт 7-го абонемента (для трудящихся Кировского завода, программка с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    А. Хачатурян. Симфония № 2 «Колокол». Сен-Санс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Равель. «Болеро»




Другие материалы

Вера Крилова

Вера Крилова

Меццо-сопрано 1924–2000
Квартет имени Вильома

Квартет имени Вильома

Ансамбль 1920–1950

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»