Персоны

Алла Васильева

1933–2018
Фото из книги Аллы Васильевой «Виолончель SOLO. Алхимия музыки», М.: Река времен, 2019.
Алла Васильева

Биография

Васильева Алла Евгеньевна – виолончелистка.

Алла Васильева стала одной из первых учениц Мстислава Ростроповича – сначала в ЦМШ (ее педагогу тогда было всего 19 лет), затем в консерватории и аспирантуре. Именно Ростропович порекомендовал свою студентку четвертого курса Аллу Васильеву Рудольфу Баршаю, когда тот в 1955 году собирал новый коллектив – Московский камерный оркестр. Здесь Васильева проработает концертмейстером около 40 лет, часто солируя с оркестром, в том числе и на сценах Ленинградской филармонии. В Большом зале она появится уже в первой программе Камерного оркестра в декабре 1956 года, а в последний раз будет солировать здесь в мае 1981-го в Концертной симфонии для гобоя, фагота, скрипки и виолончели Гайдна. В старинной музыке (в том числе в знаменитом переложении «Искусства фуги» Баха, сделанном Баршаем для своего коллектива) Васильева играла на гамбе.

Невероятно активная деятельность Московского камерного оркестра (за 40 лет, по приблизительным подсчетам самой Васильевой, она отыграла с ним более 2500 концертов) в некотором роде не дала состоятся сольной карьере виолончелистки. Однако Васильева периодически играла сольные концерты, выступала с другими музыкантами, записывалась на пластинки, преимущественно со старинной музыкой на аутентичных инструментах. Так, 26 января 1980 года в Малом зале имени Глинки она исполнила сонаты для виолы да гамба и клавесина Баха и Генделя с Айной Калнциемой.

После отъезда Баршая в оркестре не раз менялся руководитель и дважды – название. Уходила Алла Васильева в 1994 году уже из Государственного камерного оркестра России. Тогда же создала фортепианное Рубинштейн-трио, с которым выступала до 2008 года, а на склоне лет занялась реализацией литературного таланта: Алле Евгеньевне Васильевой принадлежат не только книги по методике виолончельной игры и камерного музицирования, но также автобиографические романы и даже сборник басен «Привет Эзопу» (М.: Московский писатель, 2011).

О. Р.


Концерты

  • 25 декабря 1956

    Московский Камерный оркестр
    Художественный руководитель – Рудольф Баршай

    Бах. Прелюдия и фуга (инструментовка В. Моцарта). Бранденбургский концерт № 3. Концерт для скрипки с оркестром № 2. Концерт для клавесина (фортепиано) с оркестром № 4. Сюита № 2

  • 27 декабря 1956

    Московский Камерный оркестр
    Художественный руководитель – Рудольф Баршай

    Манфредини. Симфония № 10. Рамо. Концерт для струнного оркестра соль минор. Вивальди. Концерт для оркестра ре минор. Концерт для четырех скрипок с оркестром. Перселл. Павана. Чакона

  • 21 октября 1958

    Вечер итальянской музыки
    Московский камерный оркестр

    Альбинони. Концерт для струнных инструментов и органа № 1. Корелли. Concerto Grosso ре мажор. Боккерини. Симфония № 2 ми-бемоль мажор. Вивальди. Концерт для гитары с оркестром. Карулли. Концерт для гитары с оркестром. Джеминиани. Concerto grosso № 12 ре минор (по сонате для скрипки и фортепиано «La folia» Корелли)

  • 22 ноября 1962

    (программка с составом оркестра)

    Антонио Вивальди
    Московский камерный оркестр
    Художественный руководитель – Рудольф Баршай

    В программе: Вивальди

  • 12 мая 1969

    (программка с составом артистов оркестра)

    Московский камерный оркестр

    Вивальди. Концерт для двух скрипок и двух виолончелей с оркестром соль мажор. Концерт для двух гобоев с оркестром ля мажор. Концерт соль минор per l’orchestra di Dresda. Четыре концерта «Времена года»

  • 11 ноября 1970

    (программка с составом оркестра)

    Иоганн Себастьян Бах
    Московский камерный оркестр

    Бах. «Музыкальное приношение»

  • 14 февраля 1978

    (программка с составом оркестра)

    Антонио Вивальди
    Московский камерный оркестр

    Вивальди. Четыре концерта для скрипки, струнных и чембало «Времена года». Концерт для двух гобоев с оркестром ля минор. Концерт для виолончели с оркестром ре минор. Концерт «Ночь» для флейты, фагота, струнных и клавесина. Концерт для двух скрипок, струнных и клавесина ре минор

  • 8 мая 1981

    Йозеф Гайдн
    Московский камерный оркестр

    Гайдн. Концертная симфония для гобоя, фагота, скрипки и виолончели с оркестром. Концерт для фортепиано с оркестром ре мажор. Симфония № 45 фа-диез минор «Прощальная»




Другие материалы

Владимир Валайтис

Владимир Валайтис

Баритон 1923–1987
Галина Вишневская

Галина Вишневская

Сопрано 1926–2012

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»