Персоны

Виктор Кнушевицкий

1906–1972
Источник изображения: retroportal.ru
Виктор Кнушевицкий

Биография

Кнушевицкий Виктор Николаевич – дирижер эстрадных оркестров, композитор, аранжировщик.

В семье саратовского юриста и меломана Николая Кнушевицкого сыновей – Виктора и Святослава – с детства учили играть на разных инструментах: Николай Николаевич был скрипачом-любителем, а после революции начал заниматься музыкой профессионально, открыв в городке Петровске первую музыкальную школу. Оба брата с юности подрабатывали в ресторанных оркестрах, исполняя эстрадный репертуар, однако судьба их оказалась совершенно разной. Святослав Кнушевицкий после окончания Московской консерватории станет известным виолончелистом, будет выступать в ансамблях с лучшими советскими музыкантами, в том числе и на сцене Ленинградской филармонии. Виктор Кнушевицкий тоже поступит в консерваторию – в Саратове, затем переведется в Московское училище им. Скрябина, уже как композитор, но закончить ни одно из этих заведений ему не доведется. И виной тому будет увлечение молодого музыканта джазом.

Параллельно со скрипкой Кнушевицкий самостоятельно осваивает несколько духовых инструментов, ходит на концерты Цфасмана и Утесова, проникается культурой джаза, правда, в его адаптированном, советском варианте, и уже вскоре становится незаменимым человеком среди московских композиторов «легкого жанра». Кнушевицкий делает оркестровки и аранжировки сочинений Исаака Дунаевского и Матвея Блантера, по заказу Государственного музыкального издательства составляет и редактирует сборники оркестровых пьес для джазовых оркестров, которые распространяются по библиотекам республиканских эстрадных коллективов. Наконец в 1938 году именно Виктора Кнушевицкого приглашают возглавить новый экспериментальный Государственный джаз-оркестр СССР. Должность была довольно ответственной, ведь в создании коллектива, как ни странно, участвовали «лучшие силы» страны. Костюмы шили у самого известного московского портного, для изменений в «имидже» музыкантов пригласили знаменитого режиссера Григория Александрова, который несколько недель учил оркестрантов… улыбаться. По заказу Государственного симфоджаза сочиняли не только Блантер, Дунаевский и братья Покрасс, но и Дмитрий Шостакович. Впрочем, немалую часть репертуара составляли переложения классики, а непосредственно джазовые, американские композиции представлены в программах почти не были – не для того и создавался оркестр! Однако даже те, кто критиковал Государственный джаз-оркестр за отсутствие джазовой составляющей, отмечали неизменно высокий уровень исполнения, которого добился от своего коллектива Виктор Кнушевицкий.

Судьба Госджаза оказалась трагической: во время войны оркестр давал концерты на фронте, попал в окружение, почти все музыканты погибли. Виктор Кнушевицкий, по счастью, с оркестром уже не работал, он покинул должность главного дирижера в 1940 году.

В послевоенные годы восстанавливать коллектив не стали. Вместо этого в 1945 году при Всесоюзном радио появляется новый Эстрадный оркестр, во главе которого снова оказывается Виктор Кнушевицкий. В условиях начавшейся «холодной войны» об американском джазе речь уже и вовсе не шла. На пластинках под названием «Антология джаза» появлялись названия композиций – «Золотая тайга» или «Катюша». Оркестр аккомпанировал звездам советской эстрады, записывал музыку к фильмам и популярные эстрадные песни советских авторов. Среди них был и Соловьев-Седой, который, впрочем, более тесно сотрудничал с Эстрадным оркестром Ленинградского радио. Именно этому оркестру доверили III отделение юбилейного вечера, посвященного 50-летию Василия Павловича Соловьева-Седого в апреле 1957 года в Большом зале Ленинградской филармонии. В грандиозной программе участвовали несколько дирижеров, одним из них был Виктор Кнушевицкий: под его управлением две песни композитора исполнила московская певица Людмила Геловани.

О. Р.


Концерты

  • 25 апреля 1957

    Юбилейный концерт, посвященный 50-летию В. П. Соловьева-Седого

    В программе: Соловьев-Седой




Другие материалы

Йозеф Хухро

Йозеф Хухро

Виолончель 1931–2009
Георгиос Коколиос-Барди

Георгиос Коколиос-Барди

Тенор 1916–1964

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»