Персоны

Яша Горенштейн

1898–1973
Яша Горенштейн

Биография

Горенштейн Яша – австрийский, американский и британский дирижер.

Ребенком в 1911 году Горенштейн переехал с семьей из Киева в Вену. В Венской музыкальной академии у него были блестящие учителя: Адольф Буш (скрипка), Йозеф Маркс (теория музыки), Франц Шрекер (композиция), вслед за которым Горенштейн уехал в Берлинскую академию, директором которой назначили Шрекера в 1920 году.

Специального дирижерского образования Горенштейн не получил, его кумиром был Фуртвенглер, который и рекомендовал в 1923 году молодого музыканта для дебюта в Венском музыкальном обществе. Затем последовали выступления с Берлинским филармоническим оркестром, а в 1929–1932 Горенштейн был музыкальным директором Дюссельдорфской оперы.

С приходом нацизма он вынужден был покинуть пост, спасаясь от преследований, в 1933-м поселился в Париже, много гастролировал: от Палестины до Австралии, от Латинской Америки до Южной Африки, приезжал в СССР, а в 1939-м по фальшивому паспорту перебрался в Америку. Здесь карьера музыканта не сложилась, и в 1948-м он возвращается в Европу – в Париж. С 1956 году он случайно, на замену, попадает в Лондонский симфонический оркестр – их плодотворное сотрудничество продолжится до конца жизни дирижера.

Музыкальные интересы Горенштейна были самыми разнообразными. Он дирижировал операми Моцарта, Рихарда Штрауса, Яначека, Кшенека, Стравинского, Вайля, Берга (представил Парижскую премьеру «Воццека» в 1950), Вагнера: «Парсифаль» в КовентГардене (1973) – последнее появление дирижера на сцене. С оркестром Горештейн записал Бранденбургские концерты Баха (в оркестре на виоле да гамба играл молодой Николаус Арнонкур), исполнял Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Брамса, Бузони, Айвза. Но главным пристрастием музыканта были Брукнер и Малер. Записи их сочинений, которые Горенштейн начал делать с 1952 года на фирме Vox, удостоены самой высокой оценки музыкальной критики.

Малера, Брукнера, а также Бетховена дирижер выбрал для своей первой гастрольной поездки в Ленинградскую филармонию. Она состоялась в апреле 1932 года. Программы этих концертов в архивах Филармонии не сохранились, однако в «Золотой книге», где музыканты оставляли отзывы о своей работе с Филармоническим оркестром, есть сделанная по-немецки запись от 22 апреля 1932 года. Публикуем ее впервые: 

На память о нашей первой встрече и о совместной работе в апреле 1932. Всех музыкантов Филармонического оркестра я благодарю от всего сердца за работу, полную отдачи, во время премьеры Девятой симфонии Малера, а также за исполнение Брукнера и Бетховена. 

Яша Горенштейн 
22 апреля 1932 

Из этой записи ясно, что премьерой в СССР Девятой симфонии Малера дирижировал именно Яша Горенштейн (9 февраля 1933 года она прозвучит вновь, уже под управлением Вацлава Талиха). По-видимому, 22 апреля и состоялся последний концерт дирижера, предыдущий (возможно, не один) мог пройти в период между 10 и 17 апреля: именно эта неделя выглядит незаполненной лакуной в восстановленном по архивам хронографе XI сезона.

В следующий приезд 25 декабря 1932 года оркестр под управлением Горенштейна исполняет в закрытом концерте для завода «Электроприбор» увертюры Моцарта, Бетховена и Вагнера, 27-го звучит Пятая симфония Малера, Концерт № 26 Моцарта, в котором солирует Михаил Друскин, – вероятно, музыканты были знакомы по Германии, где Друскин стажировался у Артура Шнабеля. Моцартовский концерт будет повторен и в новогодней программе, где под управлением Горенштейна оркестр исполнит премьеры сочинений австрийского композитора Кароля Ратгауза (1895–1954) и немецкого композитора русского происхождения Владимира Фогеля (1896–1984). Это будет последнее выступление дирижера в Большом зале.

И. Р.



Яша Горенштейн

Яша Горенштейн

Дирижер 22 апреля 1932



Другие материалы

Мария Бриан

Мария Бриан

Сопрано 1886–1965
Ганс Кнаппертсбуш

Ганс Кнаппертсбуш

Дирижер 1888–1965

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»