Персоны
Яша Горенштейн
Биография
Горенштейн Яша – австрийский, американский и британский дирижер.
Ребенком в 1911 году Горенштейн переехал с семьей из Киева в Вену. В Венской музыкальной академии у него были блестящие учителя: Адольф Буш (скрипка), Йозеф Маркс (теория музыки), Франц Шрекер (композиция), вслед за которым Горенштейн уехал в Берлинскую академию, директором которой назначили Шрекера в 1920 году.
Специального дирижерского образования Горенштейн не получил, его кумиром был Фуртвенглер, который и рекомендовал в 1923 году молодого музыканта для дебюта в Венском музыкальном обществе. Затем последовали выступления с Берлинским филармоническим оркестром, а в 1929–1932 Горенштейн был музыкальным директором Дюссельдорфской оперы.
С приходом нацизма он вынужден был покинуть пост, спасаясь от преследований, в 1933-м поселился в Париже, много гастролировал: от Палестины до Австралии, от Латинской Америки до Южной Африки, приезжал в СССР, а в 1939-м по фальшивому паспорту перебрался в Америку. Здесь карьера музыканта не сложилась, и в 1948-м он возвращается в Европу – в Париж. С 1956 году он случайно, на замену, попадает в Лондонский симфонический оркестр – их плодотворное сотрудничество продолжится до конца жизни дирижера.
Музыкальные интересы Горенштейна были самыми разнообразными. Он дирижировал операми Моцарта, Рихарда Штрауса, Яначека, Кшенека, Стравинского, Вайля, Берга (представил Парижскую премьеру «Воццека» в 1950), Вагнера: «Парсифаль» в КовентГардене (1973) – последнее появление дирижера на сцене. С оркестром Горештейн записал Бранденбургские концерты Баха (в оркестре на виоле да гамба играл молодой Николаус Арнонкур), исполнял Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Брамса, Бузони, Айвза. Но главным пристрастием музыканта были Брукнер и Малер. Записи их сочинений, которые Горенштейн начал делать с 1952 года на фирме Vox, удостоены самой высокой оценки музыкальной критики.
Малера, Брукнера, а также Бетховена дирижер выбрал для своей первой гастрольной поездки в Ленинградскую филармонию. Она состоялась в апреле 1932 года. Программы этих концертов в архивах Филармонии не сохранились, однако в «Золотой книге», где музыканты оставляли отзывы о своей работе с Филармоническим оркестром, есть сделанная по-немецки запись от 22 апреля 1932 года. Публикуем ее впервые:
На память о нашей первой встрече и о совместной работе в апреле 1932. Всех музыкантов Филармонического оркестра я благодарю от всего сердца за работу, полную отдачи, во время премьеры Девятой симфонии Малера, а также за исполнение Брукнера и Бетховена.
Яша Горенштейн
22 апреля 1932
Из этой записи ясно, что премьерой в СССР Девятой симфонии Малера дирижировал именно Яша Горенштейн (9 февраля 1933 года она прозвучит вновь, уже под управлением Вацлава Талиха). По-видимому, 22 апреля и состоялся последний концерт дирижера, предыдущий (возможно, не один) мог пройти в период между 10 и 17 апреля: именно эта неделя выглядит незаполненной лакуной в восстановленном по архивам хронографе XI сезона.
В следующий приезд 25 декабря 1932 года оркестр под управлением Горенштейна исполняет в закрытом концерте для завода «Электроприбор» увертюры Моцарта, Бетховена и Вагнера, 27-го звучит Пятая симфония Малера, Концерт № 26 Моцарта, в котором солирует Михаил Друскин, – вероятно, музыканты были знакомы по Германии, где Друскин стажировался у Артура Шнабеля. Моцартовский концерт будет повторен и в новогодней программе, где под управлением Горенштейна оркестр исполнит премьеры сочинений австрийского композитора Кароля Ратгауза (1895–1954) и немецкого композитора русского происхождения Владимира Фогеля (1896–1984). Это будет последнее выступление дирижера в Большом зале.
И. Р.
Концерты
-
10 – 22 апреля 1932
Симфонические концерты
Дирижер – Яша Горенштейн (Германия)Брукнер. (?). Бетховен. (?). Малер. Симфония № 9
-
25 декабря 1932
(анонс)
Закрытый концерт для завода «Электроприбор»
Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». Сборный концерт
-
27 декабря 1932
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Яков Горенштейн (Германия)Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Концерт для фортепиано с оркестром № 26. Малер. Симфония № 5
-
1 января 1933
(анонс)
Закрытый концерт
Ратхауз. Прелюдия для трубы и струнного оркестра. Фогель. Ritmica ostinata. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 26. Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». Сборный концерт