Персоны

Михаил Друскин

1905–1991
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Михаил Друскин

Биография

Друскин Михаил Семенович – пианист, ученый, доктор искусствоведения.

Михаил Друскин, 14 июня 1936 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Сегодня в музыкальном мире Михаил Семенович Друскин известен как автор многочисленных трудов по истории музыки, каждый из которых отмечен не только глубиной исследования, но и безупречным, ярким и образным языком. А в середине 1920-х годов он появился на концертных площадках Ленинграда как пианист, исполнявший чаще всего современную музыку.

В 1921 году Друскин поступает на математический факультет Петроградского университета, но вскоре бросает его. С 1922-го он уже студент курсов Института истории искусств и одновременно Петроградской консерватории. В институте Друскин посещает семинары Юрия Тынянова на факультете словесности и Бориса Асафьева на факультете музыки, в консерватории учится в фортепианном классе у Александра Винклера и Ольги Калантаровой.

Вскоре после окончания консерватории состоялся и его филармонический дебют – 22 апреля 1926 года Михаил Друскин сыграл премьеры сочинений Кшенека, Малипьеро и принял участие в исполнении «Байки про лису, кота, петуха да барана» Стравинского в Малом зале филармонии, располагавшемся тогда в нынешнем Бетховенском фойе БЗФ. Это был концерт учрежденной в 1925 году при Филармонии Ассоциации современной музыки, членом которой был молодой музыкант.

Стравинский останется важнейшим для Друскина композитором – в 1974 году выйдет его монография «Игорь Стравинский. Личность. Творчество. Взгляды», вызвавшая резкую реакцию обкомовских работников, но и сегодня остающаяся лучшей книгой о композиторе, написанной на русском языке.

В 1926 и 1927 годах в Малом зале прошли и два сольных концерта Михаила Друскина. «Совсем еще молодой пианист», который «представляет собой значительную фигуру на нашем музыкальном горизонте», как пишет о нем рецензент, играл пьесы Прокофьева, Стравинского, Пуленка. В программе его клавирабендов были также сонаты Скарлатти и пьесы Шуберта. А в одном из концертов Ассоциации современной музыки пианист исполнил сочинения ленинградцев Щербачева, Рязанова, Дешевова, Попова, Тюлина.

В апреле 1929 года Михаил Друскин впервые играет с Филармоническим оркестром в Большом зале. Их следующее совместное выступление состоится спустя три года: в 1930–1932 Друскин живет в Берлине, где занимается у Артура Шнабеля, читает лекции о современной советской музыке, пишет о новом искусстве.

Доклад Михаила Друскина о жизни и творчестве Л. ван Бетховена перед концертом 26 марта 1952 года, посвященным 125-летию со дня смерти композитора.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

После возвращения в Ленинград и до 1935 года он неоднократно играет в Большом зале. С оркестром под управлением Николая Малько, Макса Шнейдермана, Фрица Штидри и немецких гастролеров Ганса Штейнберга, Якова Горенштейна, Густава Брехера исполняет концерты Бетховена (№ 4), Шумана, Моцарта (№ 26), Стравинского (впервые), Концертную музыку Хиндемита.

В последний раз пианист выступит с Заслуженным коллективом в эвакуации в Новосибирске – под управлением Курта Зандерлинга он будет солировать в Пятом Бранденбургском концерте Баха.

Бах – еще одна важнейшая тема в жизни музыканта. Вместе с братом, философом и математиком Яковом Друскиным (в 1942-м, после ареста Даниила Хармса, Яков Друскин из опечатанной квартиры поэта, с которым был дружен, вынесет его архивы и сохранит их), он начал готовить к изданию монографию о Бахе Альберта Швейцера. Она будет опубликована в 1965-м. В соавторстве с братом Друскин напишет и исследование «Пассионы И. С. Баха», а в 1982 году выйдет и его собственная монография – «Иоганн Себастьян Бах».

Оставив карьеру пианиста, Друскин продолжил тесное сотрудничество с Филармонией – как лектор, автор публикуемых издательством Филармонии брошюр к концертам, как сотрудник массово-методического отдела (1930-е – 1940-е годы).

М. С. Друскин и Е. А. Мравинский, вторая половина 1960-х годов.
© Фото ЛенТАСС, хранится в библиотеке Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Всю жизнь Михаил Семенович Друскин преподавал: сначала в Центральном музыкальном техникуме, а затем, с 1935-го и до конца жизни (с кратким перерывом, поскольку борьба с космополитизмом коснулась и его биографии), в консерватории. После себя он оставил большую музыковедческую школу. Ее представители, под руководством профессора Людмилы Ковнацкой, подготовили публикацию семитомного собрания трудов учителя.


Концерты

  • 22 апреля 1926

    Бетховенское фойе (в 3-х отделениях)

    Ленинградская ассоциация современной музыки
    При Ленинградской академической филармонии
    IV концерт

    В программе: Кшенек, Малипьеро, Руссель, Орик, Вейсберг, Михайлов, Александров, Каратыгин, Стравинский

  • 3 декабря 1926

    Бетховенское фойе (с аннотацией на Друскина)

    Концерт (Klavierabend)
    Михаил Друскин

    Прокофьев. Соната № 4. «Мимолетности». Соната № 2. Стравинский. Серенада. «Les cinq doigts». «Piano rag music». Сюита из балета «Петрушка»

  • 29 марта 1927

    Бетховенское фойе (с двумя газетными рецензиями)

    Фортепианный вечер
    Михаил Друскин

    Шуберт. Вальсы. Экосез. Галоп. Менуэт. Лендлер. Прокофьев. Соната № 5. Стравинский. Соната до мажор. Риети. Сонатина до мажор. Скарлатти. Три сонаты. Пуленк. Соната для валторны, трубы и тромбона

  • 12 апреля 1927

    Бетховенское фойе (Бюллетень АСМ, в 3-х отделениях)

    Ленинградская ассоциация современной музыки
    При Ленинградской академической филармонии

    В программе: Стравинский, Рязанов, Тюлин, Дешевов, Попов, Щербачев, Кшенек, Равель, Х. Нин

  • 14 апреля 1929

    10-й концерт 5-го утреннего абонемента

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    Бетховен. Увертюра из оперы «Фиделио». Мясковский. Симфония № 9. Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Стравинский. Сюита для малого оркестра № 1

  • 19 марта 1932

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Ганс Штейнберг (Германия)

    Берлиоз. Увертюра к опере «Бенвенуто Челлини». Равель. «Испанская рапсодия». Стравинский. Концерт для фортепиано с оркестром. Сюита из сказки-балета «Жар-птица»

  • 27 декабря 1932

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Яков Горенштейн (Германия)

    Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Концерт для фортепиано с оркестром № 26. Малер. Симфония № 5

  • 1 января 1933

    (анонс)

    Закрытый концерт

    Ратхауз. Прелюдия для трубы и струнного оркестра. Фогель. Ritmica ostinata. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 26. Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». Сборный концерт

  • 6 февраля 1934

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Густав Брехер (Германия)

    Брамс. Симфония № 4. Яначек. Увертюра к опере «Из мертвого дома». Хиндемит. Концертная музыка для фортепиано, духовых и двух арф. Вебер. Увертюра к опере «Оберон»

  • 17 января 1935

    (анонс)

    Университет музыкальной культуры
    II цикл. III лекция-концерт
    «Немецкие музыкальные романтики эпохи становления капитализма в Германии»

    Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром. Шуман. Увертюра «Манфред». Концерт для фортепиано с оркестром. Вебер. Увертюра к опере «Волшебный стрелок»

  • 20 января 1935

    4-й концерт 2-го абонемента (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Фриц Штидри (Вена)

    Шёнберг. Вариации для оркестра. Моцарт. Симфония № 40. Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром. Шёнберг. Вариации для оркестра (повтор)

  • 11 февраля 1935

    (анонс)

    Университет музыкальной культуры
    VI цикл. III концерт-лекция
    «Танцевальная музыка эпохи империализма»

    В программе: негритянские песни, Фр. Делле, М. Шполян, К. Вейль, Дебюсси, Мийо, К. Плейель, Барток, Хенди

  • 11 мая 1935

    (анонс)

    Университет музыкальной культуры
    VI цикл. IV концерт-лекция
    «Европейский балет XVII и XIX века»

    В программе: Глюк, Моцарт, Бетховен, Делиб, Сен-Санс, Роже-Дюкас, Бизе

  • 28 мая 1935

    (анонс)

    Университет музыкальной культуры
    VI цикл. V концерт-лекция
    «Балет в России и СССР»

    Глинка. Танцы из оперы «Руслан и Людмила». Глазунов. «Весна», «Лето», «Осень» из балета «Времена года». Чайковский. Фрагменты из балета «Щелкунчик». Стравинский. Колыбельная из балета «Жар-птица». Асафьев. Сюита из балета «Бахчисарайский фонтан». Римский-Корсаков. Шествие из оперы-балета «Млада»

  • 13 марта 1943

    Вечер старинной музыки
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Гендель. Concerto grosso № 3. Моцарт. Концерт для валторны с оркестром № 4. Бах. Бранденбургский концерт № 5. Пассакалия для органа (в обработке для оркестра)

  • 23 декабря 1945

    концерт 5-го абонемента (машинопись и рукопись)

    Внеплановый симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Лекция «Мировое значение русской музыкальной культуры». Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Вальс-фантазия. Римский-Корсаков. Ария Марфы из оперы «Царская невеста». Ария Снегурочки из оперы «Снегурочка»

  • 18 июня 1950

    8-й концерт 4-го абонемента

    Бах

    Бах. Месса си минор

  • 20 июня 1950

    Бах

    Бах. Месса си минор

  • 2 марта 1952

    5-й концерт 7-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Илья Мусин

    Бетховен. Музыка к трагедии И. Гёте «Эгмонт». Симфония № 7

  • 26 марта 1952

    Симфонический концерт
    Бетховен (к 125-летию со дня смерти)
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Доклад «Жизнь и творчество Л. Бетховена». Бетховен. Симфония № 9

  • 18 ноября 1953

    2-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Шуберт (к 125-летию со дня смерти)
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Фантазия для фортепиано с оркестром «Скиталец» (обработка Листа). Симфония до мажор

  • 19 ноября 1953

    (повторение программы 18 ноября)

    Симфонический концерт
    Шуберт (к 125-летию со дня смерти)
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Фантазия для фортепиано с оркестром «Скиталец» (обработка Листа). Симфония до мажор

  • 14 января 1954

    1-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Глинка (к 150-летию со дня рождения)
    Дирижер – Борис Хайкин

    Глинка. Фрагменты из оперы «Руслан и Людмила»

  • 20 марта 1954

    Симфонический концерт из произведений Леона Александровича Ходжа-Эйнатова
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Ходжа-Эйнатов. Увертюра-фантазия «Юность». Дивертисмент для струнного оркестра «На родине». «Элегическая поэма». Танцы для симфонического оркестра. Поэма-кантата для солиста, хора и оркестра, слова Н. Глейзарова

  • 27 января 1956

    Симфонический концерт
    Моцарт (к 200-летию со дня рождения)
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Моцарт. Увертюра к опере «Дон Жуан». Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром. Симфония ми-бемоль мажор



Другие материалы

Сергей Алперс

Сергей Алперс

Фортепиано 1896–1931
Николай Чесноков

Николай Чесноков

Тенор 1898–1962

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»