Персоны
Николай Чесноков
Биография
Чесноков Николай Яковлевич – оперный и камерный певец, тенор.
Судьбу Николая Чеснокова определил счастливый случай. Он родился в глухой деревне Вологодской области в бедной семье. Рано остался без родителей и, имея за плечами два класса церковно-приходской школы, в 1918 году устроился на работу в одно из предприятий «Водного транспорта», обслуживающего Мариинскую водную систему – от Волги до Балтийского моря, а в свободное время пел в клубе. На предприятие с концертами приехала бригада артистов, среди которых был певец ГАТОБа (Мариинского) Василий Шаронов. Услышав Чеснокова, Шаронов порекомендовал его для обучения в Петроградской консерватории. Так в 1921 году Чесноков стал студентом, и можно лишь представить, какое впечатление на него произвела недавняя столица, стены консерватории и ее профессора, – а учился Чесноков у Ивана Ершова, Иоакима Тартакова, Николая Большакова. Он прошел курс оперного и камерного пения, а тонкий музыкальный слух, природный артистизм, чувство стиля и меры сразу сделали его заметной среди студентов фигурой.
С 1926 года Чеснокова приглашают на небольшие роли в ГАТОБ, в 1928-м вместе с Оперной студией консерватории он едет на Зальцбургский фестиваль, где солирует в опере Бернхарда Паумгартнера, будущего президента фестиваля.
В 1931 году выпускника консерватории Чеснокова приглашают в труппу Малого оперного театра (Михайловского). Здесь он прослужит до 1958 года. Интенсивная занятость в репертуаре театра не мешает Чеснокову выступать с концертами, сняться в первом советском фильме-опере «Черевички», где участвуют в основном солисты Большого театра (Чесноков поет Дьяка), записываться на пластинки – сохранилось много записей старинных русских романсов, которые Чесноков исполняет с особой культурой и обаянием.
Филармонический дебют Чеснокова состоялся 22 апреля 1926 года в концерте Ассоциации современной музыки. Студентом он принял участие в исполнении «Байки про лису, кота, петуха да барана» Стравинского. Концерт проходил в Малом зале филармонии, который в 1921–1931 годах располагался в нынешнем Бетховенском фойе Большого зала. В 1930-е Чесноков участвовал в камерных филармонических программах (они сохранились в далеко неполном объеме) на разных площадках. В 1950-е пел в Малом зале имени Глинки (открыт в 1949-м) – в сборных концертах и в зингшпиле Моцарта «Директор театра» (1956, 1957).
На сцену Большого зала филармонии Чесноков впервые вышел 19 ноября 1933 года в авторском концерте Сергея Прокофьева: под аккомпанемент Павла Серебрякова он исполнил романс «Под крышей» – первый из цикла «Пять стихотворений для голоса и фортепиано». Уже через год, 20 ноября 1934-го, Чесноков будет петь этот романс под аккомпанемент Прокофьева, а еще они исполнят сложнейший «длинный романс» (так называл его автор) «Гадкий утенок», повторив его в концерте 26 ноября.
«Гадкого утенка» Чесноков споет еще раз в апреле 1935 года, уже под аккомпанемент Софьи Давыдовой в программе с говорящим названием «Русский романс в эпоху империализма» (кроме Прокофьева, там будут Глазунов, Метнер, Рахманинов, Глиэр и Стравинский). Из новой советской музыки певец исполнит фрагменты из оперы Желобинского «Мать», отдельные номера фольклорной сюиты Наталии Леви «Два детства» для солистов, хора и оркестра народных инструментов.
В программах артиста звучит и классика – сцены из «Сорочинской ярмарки» Мусоргского, «Черевичек» Чайковского, сольные арии – Ленского, Левко, Берендея, опера Моцарта «Волшебная флейта», в ее концертном исполнении под управлением Эдуарда Грикурова артист трижды (1941, 1945) исполнял партию Моностатоса.
Пел Николай Чесноков и старинные русские романсы – в камерных концертах и с Русским народным оркестром имени Андреева. Именно с этим коллективом он в последний раз выступил в Большом зале 18 января 1954 года в программе, посвященной 300-летию воссоединения Украины с Россией.
И. Р.
Концерты
-
22 апреля 1926
Бетховенское фойе (в 3-х отделениях)
Ленинградская ассоциация современной музыки
При Ленинградской академической филармонии
IV концертВ программе: Кшенек, Малипьеро, Руссель, Орик, Вейсберг, Михайлов, Александров, Каратыгин, Стравинский
-
19 ноября 1933
(анонс)
Камерный концерт из произведений Сергея Прокофьева
В программе: Прокофьев
-
20 ноября 1934
(анонс)
Концерт Сергея Прокофьева
Прокофьев. Соната № 2. «Под крышей». Этюд, соч. 52. «Пейзаж». Сонатина-пастораль. «Гадкий утенок». Этюд, соч. 2 № 4. «Мимолетности». Токката
-
26 ноября 1934
(анонс)
Концерт из произведений Сергея Прокофьева
Прокофьев. «Вальсы Шуберта, выбранные и объединенные в сюиту для фортепиано». «Мимолетности». Два гавота. Токката. Баллада. «Гадкий утенок». Увертюра на еврейские темы
-
24 марта 1935
(машинопись)
Симфонический концерт для школьников 7–10 классов
В программе: Чайковский, Кассиль, Стравинский, Прокофьев, Ипполитов-Иванов
-
30 марта 1935
(повторение программы 24 марта, машинопись)
Симфонический концерт для школьников 7–10 классов
В программе: Чайковский, Кассиль, Стравинский, Прокофьев, Ипполитов-Иванов
-
11 апреля 1935
(анонс)
Университет музыкальной культуры
IV цикл. VI концерт-лекция
«Опера в России в эпоху становления капитализма»В программе: Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин
-
19 апреля 1935
(анонс)
Университет музыкальной культуры
V цикл. VII концерт-лекция
«Русский романс в эпоху империализма»В программе: Танеев, Глазунов, Метнер, Рахманинов, Глиэр, Гнесин, Прокофьев, Щербачев, Стравинский
-
13 февраля 1937
Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии
Первый концерт цикла развлекательной музыки «Юмор в русской музыке»
В программе: Глинка, Лядов, Римский-Корсаков, Фомин, Мусоргский, Даргомыжский
-
24 ноября 1938
(программка с составом оркестра)
Декада советской музыки
Симфонический концерт
Дирижер – Борис ХайкинГедике. Симфония № 3. Желобинский. Фрагменты из оперы «Мать»
-
29 ноября 1938
Концерт оркестра русских народных инструментов имени Андреева
Дирижер – Николай МихайловВ программе: Затеплинский, Леви, Савельев, Тюлин, Дунаевский, Носов, Заславский, Дзержинский, Соловьев-Седой
-
18 января 1939
3-й концерт 2-го абонемента (рукопись)
Сборный концерт
В программе: Ипполитов-Иванов, Россини, Шуэкер, Яковлев, Варламов, Желобинский, Резо, Бах, Глюк, Крейслер
-
28 марта 1939
Торжественное заседание и концерт, посвященные 100-летию со дня рождения Модеста Петровича Мусоргского
Доклад о жизни и творчестве композитора. Концерт из произведений Мусоргского
-
8 апреля 1939
6-й концерт для рабочей художественной самодеятельности
Концерт в ознаменование 100-летия со дня рождения М. П. Мусоргского
Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина». Ария Шакловитого из оперы «Хованщина». Ария Бориса из оперы «Борис Годунов». Сцена гадания Марфы из оперы «Хованщина». «Гопак». «Ночь на Лысой горе». Отрывки из оперы «Сорочинская ярмарка»
-
12 апреля 1939
Дом Красной Армии имени Кирова. Концертное бюро филармонии
Концерт, посвященный 100-летию со дня рождения Модеста Петровича Мусоргского
Монолог Бориса из оперы «Борис Годунов». «Полководец». «Семинарист». «Песня о блохе». Сцена у фонтана из оперы «Борис Годунов». «Картинки с выставки». Сцена гадания Марфы из оперы «Хованщина». Сцена в корчме из оперы «Борис Годунов». «Раек». Сцена Черевика, Хиври и Поповича из оперы «Сорочинская ярмарка». Н. Серебряков. Новелла «Мусорянин»
-
20 ноября 1939
Декада советской музыки
Государственный оркестр русских народных инструментов имени Андреева
Дирижер – Николай МихайловЛеви. Сюита «Два детства». Сюита «Наша Родина». Кабалевский. Увертюра к опере «Кола Брюньон». Шостакович. Менуэт из симфонии № 5. Чишко. Скерцо для ксилофона с оркестром. Савельев. Красноармейский пляс
-
1 января 1940
(рукопись)
Сборный концерт
В программе: Щербачев, Биксио, Мусоргский, Дунаевский
-
9 марта 1941
Моцарт. «Волшебная флейта», опера в II действиях
Опера в концертном исполнении
-
3 мая 1945
5-й концерт 2-го абонемента (перенос с 25 апреля, рукописная книга)
Моцарт. «Волшебная флейта»
Опера в концертном исполнении
-
7 мая 1945
Моцарт. «Волшебная флейта»
Опера в концертном исполнении