Персоны
Мария Бриан
Биография
Бриан Мария Исааковна – певица, лирическое сопрано.
Уроки пения Мария Бриан начала брать у солистки Гранд-опера г-жи Лаборд в Париже во время учебы в Сорбонне (1903–1909), вернувшись в Россию, окончила в 1912 году с малой золотой медалью Петербургскую консерваторию по классу сольного пения Анны Григорьевны Жеребцовой-Андреевой. В этом же году дебютировала на оперной сцене знаменитого в то время Театра музыкальной драмы в Петербурге в партии Татьяны («Евгений Онегин»), участвовала в спектаклях Оперного театра Народного дома на Петроградской.
Начинающую артистку замечает Дягилев. В его «Русских сезонах» в Париже (1913) и Лондоне (1914) Мария Бриан исполняет Ксению в «Борисе Годунове», Эмму в «Хованщине», Панночку в «Майской ночи», Кухарочку в «Соловье».
В 1918-м Бриан принимают в труппу Мариинского театра, теперь уже ГАТОБа, солисткой которого она остается до 1933 года. После ухода с театральной сцены она будет выступать в камерных концертах (до 1941) и продолжит преподавать в консерватории, где с 1920-го до 1950 года ведет класс сольного и камерного пения. Как камерная певица Мария Бриан заслужила особое признание современников. В ее большом репертуаре важное место занимали русские романсы – от старинных до новейших.
Ремарка «в 1-й раз» сопровождает и выступления певицы в Большом зале с Филармоническим оркестром: она знакомит публику с музыкой Спендиарова, Штейнберга (под управлением авторов), Юлии Вейсберг. Критика и публика благосклонна к певице: арию Лии из «Блудного сына» Дебюсси, исполненную с оркестром под управлением Эмиля Купера, Бриан по просьбе слушателей повторяет на бис.
Из классиков в симфонических программах певицы только Бетховен – песни Клерхен из «Эгмонта» и концертная ария «Аделаида». Ее Мария Бриан исполняет трижды – под управлением Малько, Гречанинова и Фительберга, с которым 26 января 1934 года в последний раз выступит с оркестром.
Бриан примет участие еще в нескольких камерных программах: в трех концертах образовательного цикла «Университет музыкальной культуры» (старинные итальянские арии и русские романсы – от Гурилева до Метнера) и в юбилейном вечере пианистки-ансамблистки Софьи Давыдовой. С ней Марию Бриан связывает давнее сотрудничество. Под аккомпанемент Давыдовой она дает два сольных концерта в Малом зале (нынешнем Бетховенском фойе) в 1926 году: в первом звучали романсы Чайковского, Римского-Корсакова и Глазунова, во втором – песни Бетховена и Шуберта. В Малом зале певица участвует и в программах новой музыки.
И. Р.
С Софьей Давыдовой состоится и последний филармонический концерт Марии Бриан. Он проходит 10 февраля 1937 года в зале Капеллы и посвящен истории русского романса – от предшественника Глинки Николая Титова до современника Юрия Шапорина.
Концерты
-
24 марта 1922
Бетховенское фойе
Вечера современной музыки
Мясковский. Соната для фортепиано № 2. Гнесин. Романсы. Фортепианный квинтет «Реквием»
-
6 июня 1922
По случаю годовщины деятельности ударной концертной труппы культ.-просвет. отдела Петроградского совета профсоюзов
Вокально-инструментальный концерт-лекция
В программе: Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Чайковский, Рубинштейн, Давыдов, Римский-Корсаков, Скрябин, Рахманинов, Глазунов, Гнесин, Глазунов, Моцарт, Глюк, Бетховен, Шуберт, Пуньяни, Шуман, Брамс, Вольф, Лист, Григ, Вагнер
-
5 декабря 1923
Филармонический оркестр
Спендиаров
Дирижер – автор, Александр СпендиаровСпендиаров. Симфоническая картина «Три пальмы». Сюита «Шах Персии Надир и армянский вождь Татул». Ариозо Надира из оперы «Алмаст». Этюд на еврейские темы. Песни. Сюита «Крымские эскизы: II серия»
-
10 января 1924
Бетховенское фойе (рукописная книга)
Камерный концерт
Квартет имени Глазунова
Мария Бриан
Софья ДавыдоваВ программе: Танеев (без указания произведений)
-
26 октября 1924
Филармонический оркестр
Дирижеры – Валерий Бердяев, Максимилиан ШтейнбергЧайковский. Cимфония № 4. Штейнберг. Монолог из поэмы «Небо и Земля». «Мидас» из триптиха «Метаморфозы»
-
26 ноября 1924
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГречаниновГречанинов. Симфония № 3. Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Бетховен. «Аделаида». Гайдн. Симфония № 13
-
10 февраля 1925
Филармонический оркестр
Дирижер – Самуил СамосудВейсберг. Симфоническая картина «Ночью». «Поет печальный голос». Фрагменты из оперы «Русалочка». Римский-Корсаков. «Боярыня Вера Шелога», пролог к опере «Псковитянка»
-
25 февраля 1926
Вокальный концерт Дмитрия Смирнова
при участии Марии Бриан и Германа БикаВ программе: Шопен, Пуччини, Джордани, Массне, Перес-Фрейре, Рахманинов, Скрябин, Римский-Корсаков, Чайковский
-
26 февраля 1926
Бетховенское фойе
Вокальный вечер
Мария Бриан и Софья ДавыдоваВ программе: Чайковский, Римский-Корсаков, Глазунов
-
27 марта 1926
Филармонический оркестр
Дирижер – Николай МалькоГлюк. Увертюра к опере «Ифигения в Авлиде». Бетховен. «Аделаида». Музыка к трагедии «Эгмонт». Р. Штраус. Сюита из танцев Франсуа Куперена
-
28 марта 1926
Для Губпрофсовета (повторение программы 27 марта)
Филармонический оркестр
Дирижер – Николай МалькоГлюк. Увертюра к опере «Ифигения в Авлиде». Бетховен. «Аделаида». Музыка к трагедии «Эгмонт». Р. Штраус. Сюита из танцев Франсуа Куперена
-
9 апреля 1926
III концерт (Бетховенское фойе)
Ленинградская ассоциация современной музыки
При Ленинградской академической филармонииМясковский. Соната № 4. Штейнберг. Четыре песни на текст Р. Тагора. Заклинание Астарты из поэмы «Небо и земля». «Девушка и путник». Александров. Пять видений. Соната № 6. Стравинский. «История солдата»
-
26 ноября 1926
Бетховенское фойе
Концерт (Liederabend)
Мария БрианПесни Бетховена и Шуберта
-
17 октября 1928
1-й концерт 4-го абонемента
Филармонический оркестр
Дирижер – Максимилиан ШтейнбергК. Ф. Э. Бах. Концерт для малого оркестра. Гайяр. Соната соль мажор. Штейнберг. Драматическая поэма «Небо и Земля»
-
26 января 1934
(анонс)
Симфонический концерт
Цикл Бетховена
III концерт
Дирижер – Григорий Фительберг (Варшава)Бетховен. Увертюра к опере «Фиделио». «Аделаида». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 7
-
24 мая 1934
40-летие музыкальной деятельности пианистки Софьи Осиповны Давыдовой
В программе: Танцы, Стихи, Григ, Мейербер, Чайковский, Римский-Корсаков, Тургенев, Бизе, Минкус, Мусоргский, Пушкин, Рахманинов, Рубинштейн, Доницетти, Шиллер
-
23 ноября 1934
(анонс)
Университет музыкальной культуры
IV цикл. I концерт-лекция
«Возникновение оперы и ее развитие в XVII и XVIII вв. до Великой Французской революции»
В программе: Пери, Каччини, Монтеверди, Скарлатти, Кавалли, Кариссими, Кальдара, Тиччини, Гендель, Перголези, Марчелло, Чести, Пасквини, Пёрселл, Люлли, Детуш, Рамо
-
8 апреля 1935
(анонс)
Университет музыкальной культуры
V цикл. VI концерт-лекция
«Песенное творчество в России»В программе: Титов, Гурилёв, Варламов, Глинка, Даргомыжский, Рубинштейн, Чайковский, Балакирев, Римский-Корсаков, Мусоргский
-
19 апреля 1935
(анонс)
Университет музыкальной культуры
V цикл. VII концерт-лекция
«Русский романс в эпоху империализма»В программе: Танеев, Глазунов, Метнер, Рахманинов, Глиэр, Гнесин, Прокофьев, Щербачев, Стравинский
-
9 декабря 1936
Зал Капеллы. Концертное бюро Филармонии
Камерный концерт
Чайковский. Струнный квартет № 2. Танеев. «Рождение арфы». Рахманинов. Сюита для двух роялей № 2