Персоны

Эрих Клайбер

1890–1956
© Wikimedia Commons
Эрих Клайбер

Биография

Клайбер Эрих / Erich Kleiber – австрийский дирижер.

Получив музыкальное образование в Вене как скрипач, Клайбер продолжил обучение в университете (философия, история искусств) и консерватории в Праге, где и начал работать хормейстером в Немецком театре. Затем были Дармштадт (здесь служил семь лет), Дюссельдорф, Мангейм. В 1923 году дирижер столь успешно провел премьеру «Фиделио» Бетховена в Берлинской опере, заменив ушедшего с поста Лео Блеха, что его сразу пригласили на должность музыкального руководителя труппы. Берлинскую оперу Клайбер возглавлял до 1935 года. На этой сцене, наряду с классическим репертуаром – Моцартом, Вебером, Вагнером, он представил премьеры «Воццека» Берга и «Христофора Колумба» Мийо, впервые исполнил в Германии «Енуфу» Яначека, балеты Стравинского.

В 1920-е Клайбер много выступает и как симфонический дирижер, гастролирует. В Ленинграде его ждут зимой 1926 года, но артист отменяет гастроли (его заменит Оскар Фрид). На четыре концерта в Большой зал Клайбер приедет зимой 1927 года. Незадолго до визита Клайбера „Вечерняя Красная Газета“ (9.12.1926) публикует статью Игоря Глебова (псевдоним Бориса Асафьева), в которой автор, сетуя на однообразие репертуара гастролеров, пишет: «Вот обещают Клайбера. Быть может, в его программах зазвучит современность?! Если же дальше опять Бетховен и опять ''девятая'', то когда же и в каком поколении после нас ленинградская публика будет слушать ''новое''? И когда же в программах западных дирижеров займут достойное место произведения русских композиторов и русская музыка перестанет быть каким-то восточным пугалом? Ведь в самом деле получается какая-то несуразность: либо иностранные гости считают нас за младенцев или варваров, которых надо учить слушать все те же великие в прошлом произведения, либо Акфилармония заказывает им такой репертуар, чтобы не затруднять учителей наших работой по разучиванию чего-либо посвежее».

У Клайбера Бетховена не будет. В его программах с Филармоническим оркестром звучат Вебер, Шуберт, Гайдн, Моцарт, Берлиоз, Шёнберг, один концерт полностью посвящен русской музыке – Чайковскому, Скрябину и Стравинскому. Из премьер – увертюра Респиги и первое исполнение в СССР отрывков из «Воццека» Берга, премьерой которого Клайбер дирижировал в декабре 1925-го на сцене Берлинской оперы [1]. Завершая гастроли, выдающийся дирижер написал в «Золотой книге»:

Я благодарен отличному филармоническому оркестру за репетиции без устали и исключительный концертный результат – от Моцарта до Альбана Берга

Февраль 1927
Эрих Клайбер

В этот же приезд Эрих Клайбер дирижировал оперой «Кармен» в Мариинском театре. В ноябре 1936 года «Кармен» под управлением Клайбера в постановке Смолича увидят зрители Большого театра. В Москве в 1936 году он выступит и с серией концертов – в феврале с оркестром Всесоюзного радио, а в сентябре–октябре с только что созданным Государственным оркестром СССР. Но в Ленинград больше не приедет.

С приходом к власти нацистов Эрих Клайбер, как и многие его именитые коллеги, вынужден уехать из Германии. Он эмигрировал в Латинскую Америку, там продолжал работать, а после войны вернулся в Европу, где сотрудничал с Лондонским филармоническим оркестром и театром Ковент-Гарден. В 1954-м Клайбер ненадолго возвращается на должность музыкального руководителя Берлинской оперы, оказавшейся на территории Восточного Берлина, но вскоре покидает и театр, и восточную зону, и переезжает в Цюрих.


Концерты

  • 29 января 1927

    6-й концерт 4-го абонемента

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Эрих Клайбер

    Вебер. Увертюра к опере «Вольный стрелок». «Приглашение к танцу». Ария Реции из оперы «Оберон». Шуберт. Симфония № 7

  • 2 февраля 1927

    7-й концерт 1-го абонемента

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Эрих Клайбер

    Скрябин. Симфония № 4 «Поэма экстаза». Стравинский. Сюита из сказки-балета «Жар-птица». Чайковский. Симфония № 4

  • 5 февраля 1927

    7-й концерт 2-го абонемента

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Эрих Клайбер

    Шёнберг. Симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда». Берлиоз. Три части из драматической симфонии «Ромео и Джульетта»

  • 9 февраля 1927

    6-й концерт 3-го абонемента

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Эрих Клайбер

    Респиги. Увертюра к опере «Бельфагор». Берг. Три отрывка из оперы «Воццек». Гайдн. Симфония № 5. Моцарт. Шесть немецких танцев



«‎Жизнь искусства»‎ № 1

Госакфилармония Январь 1926

«‎Жизнь искусства»‎ № 6

«Несколько преувеличено» Февраль 1927

«‎Жизнь искусства»‎ № 7

Эрих Клайбер в Акопере Февраль 1927

«‎Жизнь искусства»‎ № 8

О концертах 5 и 9 февраля 1927 Февраль 1927


Эрих Клайбер

Эрих Клайбер

Дирижер Февраль 1927



Другие материалы

Михаил Владимиров

Михаил Владимиров

Дирижер 1870–1932
Мария Бриан

Мария Бриан

Сопрано 1886–1965

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»