Персоны

Сергей Лейферкус

Род. в 1946
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Сергей Лейферкус

Биография

Лейферкус Сергей Петрович – певец, баритон.

4 апреля 2021 года Сергей Лейферкус отметил 75-летие. В этот вечер он вышел на сцену петербургского театра «Зазеркалье» в роли главного героя оперы Пуччини «Джанни Скикки», которую впервые исполнял в далекой молодости. Но годы, признаться, не очень изменили юбиляра – невероятно активного, стройного, по-прежнему блестяще владеющего вокальной техникой.

Созданные Лейферкусом за долгую певческую карьеру образы на разных оперных и концертных сценах мира отточены не только в вокальном отношении. У Лейферкуса идеальная дикция и фантастическое актерское мастерство – качества, далеко не всегда присущие даже именитым певцам. Кажется, эти навыки были взращены опытными мастерами, в руки которых Сергей Лейферкус попал с самого раннего детства. Ему действительно везло на учителей, но путь на сцену оказался извилистым.

В 4-м классе Сергей недолго учился игре на скрипке, потом на фаготе, но бросил, в 7-м классе начал заниматься пением в Доме пионеров Василеостровского района, но, окончив школу-восьмилетку, пошел работать фрезеровщиком на завод (1961–1964), в заводской самодеятельности играл на ударных инструментах и пел. Знакомый привел Лейферкуса в Университетский хорГригория Сандлера, где вскоре он стал солистом. С этим хором в 1964 году состоялись и его первые в жизни зарубежные гастроли – в Финляндию, и его первое выступление в Большом зале Ленинградской филармонии. Окрыленный успехом, Лейферкус безуспешно пробует поступить в музыкальное училище. Но в 1966 году настойчивый 19-летний юноша проходит испытание на подготовительное отделение Ленинградской консерватории и через два года становится студентом. На дневном отчетном концерте вокального факультета 5 декабря 1970 года он впервые выступает в Малом зале филармонии.

В этом же году третьекурсника Лейферкуса берут в штат Театра музыкальной комедии, здесь он служит два года. В 1971-м с III премии (I и II не присуждались) на Всесоюзном конкурсе имени Глинки в Вильнюсе начнется и его счастливая конкурсная судьба, в которой будут лауреатское звание конкурса имени Шумана в Цвиккау (1974, II премия) и Гран При международного состязания вокалистов в Париже (1976).

Сергей Лейферкус и композитор Александр Журбин. Концерт в Малом зале 12 мая 1974 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 1972 году Сергей Лейферкус окончил консерваторию в классе Сергея Шапошникова и поступил в труппу Малого театра оперы и балета (Михайловского), стремительно переходя от небольших ролей к главным. 3 марта 1974 года в дневном концерте фестиваля «Всесоюзная неделя музыки для детей и юношества» артисты МАЛЕГОТа и Заслуженный коллектив под управлением Павла Бубельникова представляют в Большом зале филармонии сцены из оперы Сергея Баневича «Фердинанд Великолепный», в партии Фердинанда – Сергей Лейферкус.

С 1978 года он выступает в Большом и Малом залах уже как солист Театра оперы и балета имени Кирова (Мариинского), где прослужит почти двадцать лет. В прославленную труппу Лейферкуса приглашает Юрий Темирканов – тогда художественный руководитель и главный дирижер театра: сначала как гостевого солиста на роль Князя Андрея Болконского в оперу Прокофьева «Война и мир» (1977), а через год – в штат. В декабре 1978 года Темирканов представил в Мариинском ленинградскую премьеру оперы Родиона Щедрина «Мертвые души», партию Чичикова пел Сергей Лейферкус. Это было фантастической актерской удачей певца, которого через тридцать с лишним лет на эту же роль пригласил Валерий Гергиев (концертные исполнения «Мертвых душ» прошли в 2009 и 2010). Эталонным стал и его Онегин в спектакле Юрия Темирканова, за эту оперу Чайковского весь состав исполнителей получил в 1985 году Государственную премию СССР.

На гастролях Кировского театра о Лейферкусе узнали за рубежом. Он начал получать личные контракты на спектакли в Ла Скала и Опера Бастиль, его приглашали в «Немецкую оперу» в Берлине и венскую Штаатсоперу, в парижский Театр Шатле и Театр Колон в Буэнос-Айресе. В 1988 году певец становится солистом лондонского театра Ковент Гарден, в 1992-м – нью-йоркской Метрополитен-оперы. Он концертирует по миру с престижными оркестрами, выступает с сольными программами, участвует в крупных фестивалях – Эдинбургском, Зальцбургском, Глайндборнском…

С 1992 года постоянным местом жительства Сергея Лейферкуса становится Лондон, а в 2008-м он поселяется с женой в Португалии. Но ни многочисленные контракты артиста в пик его карьеры, ни расстояния не прерывают связь Лейферкуса с родным городом. Он приезжает сюда на спектакли, устраивает конкурсы, дает мастер-классы, он был первым президентом Национальной оперной премии «Онегин» (2016–2020). Заполняется и концертный график певца. В последние годы он стал менее насыщенным, но в прошлом без выступлений Лейферкуса невозможно было представить филармонические сезоны.

В Большом зале с Заслуженным коллективом и Академическим симфоническим оркестром под управлением Курта Мазура, Геннадия Рождественского и Арвида Янсонса, Юрия Темирканова и Александра Дмитриева, Александра Лазарева, Дмитрия Китаенко и Юрия Симонова, Павла Бубельникова и Пеэтера Лилье Лейферкус солировал в «Колоколах» Рахманинова и в кантате Слонимского «Голос из хора», в «Miserere» Доницетти и «Missa di Gloria» Пуччини, в «Страстях по Иоанну» Баха, «Мессии» Генделя и «Рождественской кантате» Онеггера (советская премьера), в Реквиемах Моцарта и Дворжака, в симфонии № 13 и оратории «Песнь о лесах» Шостаковича. Участвовал Лейферкус и в концертном исполнении опер в обоих филармонических залах, – «Учитель и его ученики» Паизиелло, «Иоланта» Чайковского, «Пират» Беллини», «Жалобная книга» Рогалёва, «Плутни Скапена» Фалика.

Сергей Лейферкус в концерте в Большом зале 29 декабря 2001 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Современная музыка занимает прочное место в репертуаре Лейферкуса. Особая связь сложилась в начале его карьеры с Дмитрием Кабалевским. Когда-то основным исполнителем сочинений композитора был консерваторский педагог Лейферкуса Сергей Шапошников. Ему Кабалевский собирался доверить и премьеру своего цикла романсов «Время». Но Шапошникова не стало, и Кабалевский обратился к Лейферкусу. Премьеру цикла под аккомпанемент автора он исполнил в октябре 1976 года в Малом зале, позже станет первым исполнителем цикла «Песни печального сердца», а опусы Кабалевского будет включать в свои сольные концерты. Но чаще всего их программы составлены из проверенной классики – романсов Глинки, Бородина, Чайковского, Рахманинова, циклов Мусоргского, Малера, Шумана, Равеля.

Первый вокальный вечер Сергея Лейферкуса состоялся 30 марта 1982 года в Большом зале. Последний (на момент написания статьи) прошел 6 февраля 2021 года в переполненном Малом зале имени Глинки, где публика стоя приветствовала своего любимца долгими овациями.

И. Р.


Концерты

  • 3 марта 1974 (днем)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эдвард Чивжель, Павел Бубельников

    Уствольская. Спортивная сюита. Кабалевский. Сюита «Комедианты». Баневич. Сцена из детской оперы «Фердинанд Великолепный»

  • 5 декабря 1974

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт к Дню Конституции

    (программа не указана)

  • 5 марта 1976

    Концерт, посвященный Международному женскому дню 8 марта

    В программе: выступление поэта Дудина, Островский, Свиридов, стихи советских поэтов, Глиэр, Чайковский, Рахманинов, Шостакович, Хачатурян, Сен-Санс, Бизе, Мистраль, Фельцман, Туликов, А. Петров

  • 4 апреля 1978

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Лаул. «Musica trista». Лобковский. Концерт-каприччио для флейты-пикколо, струнных, ударных и арфы. Арапов. Симфония № 4 для чтеца, меццо-сопрано, баритона, двух хоров и оркестра

  • 14 апреля 1978 (днем)

    5-й концерт абонемента «А». По анонсу и рукописной книге регистрации концертов.

    Музыка – детям
    Дирижер – Леонид Григорьев

    Барток. Пять пьес из цикла «Детям». Гендель. Концерт для органа с оркестром. Лютославский. Пять мелодий для струнного оркестра. Паизиелло. Опера «Учитель и его ученики»

  • 15 апреля 1978 (днем)

    5-й концерт абонемента «Б» (повтор дневной программы 14 апреля). По анонсу и рукописной книге регистрации концертов

    Музыка – детям
    Дирижер – Леонид Григорьев

    Барток. Пять пьес из цикла «Детям». Гендель. Концерт для органа с оркестром. Лютославский. Пять мелодий для струнного оркестра. Паизиелло. Опера «Учитель и его ученики»

  • 12 сентября 1978

    Заключительный концерт мастеров искусств Армении и Ленинграда

    В программе: Хачатурян, Брамс, Комитас, Минкус, Амирханян, Бабаджанян, Шостакович, Римский-Корсаков, И. Штраус (сын), Россини, Чайковский, Мусоргский, Доницетти, стихи советских поэтов, народные песни и старинные романсы

  • 8 января 1979

    4-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Дмитрий Китаенко

    Моцарт. Симфония № 40. Пуччини. Missa di Gloria

  • 9 января 1979

    (повтор программы 8 января)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Дмитрий Китаенко

    Моцарт. Симфония № 40. Пуччини. Missa di Gloria

  • 4 марта 1979 (днем)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Виктор Федотов

    В программе: Архимандритов, Хачатурян, Гершвин, Цытович, Шостакович, Баневич, Россини, Чайковский

  • 17 октября 1980

    Бах. Страсти по Иоанну
    Дирижер – Эдуард Серов

    Бах. Страсти по Иоанну

  • 18 октября 1980

    (повтор исполнения 17 октября)

    Бах. Страсти по Иоанну
    Дирижер – Эдуард Серов

    Бах. Страсти по Иоанну

  • 21 декабря 1980

    Духовой оркестр Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы

    В программе: Глиэр, Кладницкий, Каликин, Новиков, Рахманинов, Мальцев, Анисимов, Моцарт, Сен-Санс, Барсегян, Мальгин, Босенко, Бизе, Россини, Свиридов, Глазунов, Петренко, Динику, Мусоргский

  • 18 февраля 1981

    Композиторы – лауреаты Ленинской премии
    Музыкальные коллективы Ленинградского телевидения и радио

    В программе: Соловьев-Седой, Хачатурян, Прокофьев, Шостакович, Кабалевский, Хренников, Караев, Хренников, Прокофьев

  • 13 марта 1981

    3-й концерт 18-го абонемента

    Антонин Дворжак. Реквием
    Дирижер – Юрий Симонов

    Дворжак. Реквием

  • 14 марта 1981

    6-й концерт 7-го абонемента. Повтор исполнения 13 марта.

    Антонин Дворжак. Реквием
    Дирижер – Юрий Симонов

    Дворжак. Реквием

  • 23 марта 1981

    Гендель. «Мессия»
    Дирижер – Александр Дмитриев

    Гендель. Оратория «Мессия»

  • 24 марта 1981

    4-й концерт 18-го абонемента. Повтор исполнения 23 марта.

    Гендель. «Мессия»
    Дирижер – Александр Дмитриев

    Гендель. Оратория «Мессия»

  • 30 марта 1982

    Вокальный вечер
    Сергей Лейферкус

    В программе: Рахманинов, Верди, Моцарт, Тома, Чайковский, Бизе, Кабалевский

  • 21 сентября 1982

    Авторский вечер Юрия Фалика
    Дирижер – Александр Дмитриев

    Фалик. Элегическая музыка памяти Стравинского. Симфонические этюды. Концерт для оркестра № 2 («Симфонические этюды»). I акт комической оперы «Плутни Скапена»




Другие материалы

Дюруфле-Шевалье Мари-Мадлен и Дюруфле Морис

Дюруфле-Шевалье Мари-Мадлен и Дюруфле Морис

Орган См. в биографии
Сестры Лисициан

Сестры Лисициан

Вокальный дуэт Род. в 1938 и 1945

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»