Персоны
Сергей Лейферкус

Биография
Лейферкус Сергей Петрович – певец, баритон.
4 апреля 2021 года Сергей Лейферкус отметил 75-летие. В этот вечер он вышел на сцену петербургского театра «Зазеркалье» в роли главного героя оперы Пуччини «Джанни Скикки», которую впервые исполнял в далекой молодости. Но годы, признаться, не очень изменили юбиляра – невероятно активного, стройного, по-прежнему блестяще владеющего вокальной техникой.
Созданные Лейферкусом за долгую певческую карьеру образы на разных оперных и концертных сценах мира отточены не только в вокальном отношении. У Лейферкуса идеальная дикция и фантастическое актерское мастерство – качества, далеко не всегда присущие даже именитым певцам. Кажется, эти навыки были взращены опытными мастерами, в руки которых Сергей Лейферкус попал с самого раннего детства. Ему действительно везло на учителей, но путь на сцену оказался извилистым.
В 4-м классе Сергей недолго учился игре на скрипке, потом на фаготе, но бросил, в 7-м классе начал заниматься пением в Доме пионеров Василеостровского района, но, окончив школу-восьмилетку, пошел работать фрезеровщиком на завод (1961–1964), в заводской самодеятельности играл на ударных инструментах и пел. Знакомый привел Лейферкуса в Университетский хорГригория Сандлера, где вскоре он стал солистом. С этим хором в 1964 году состоялись и его первые в жизни зарубежные гастроли – в Финляндию, и его первое выступление в Большом зале Ленинградской филармонии. Окрыленный успехом, Лейферкус безуспешно пробует поступить в музыкальное училище. Но в 1966 году настойчивый 19-летний юноша проходит испытание на подготовительное отделение Ленинградской консерватории и через два года становится студентом. На дневном отчетном концерте вокального факультета 5 декабря 1970 года он впервые выступает в Малом зале филармонии.
В этом же году третьекурсника Лейферкуса берут в штат Театра музыкальной комедии, здесь он служит два года. В 1971-м с III премии (I и II не присуждались) на Всесоюзном конкурсе имени Глинки в Вильнюсе начнется и его счастливая конкурсная судьба, в которой будут лауреатское звание конкурса имени Шумана в Цвиккау (1974, II премия) и Гран При международного состязания вокалистов в Париже (1976).
Сергей Лейферкус и композитор Александр Журбин. Концерт в Малом зале 12 мая 1974 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В 1972 году Сергей Лейферкус окончил консерваторию в классе Сергея Шапошникова и поступил в труппу Малого театра оперы и балета (Михайловского), стремительно переходя от небольших ролей к главным. 3 марта 1974 года в дневном концерте фестиваля «Всесоюзная неделя музыки для детей и юношества» артисты МАЛЕГОТа и Заслуженный коллектив под управлением Павла Бубельникова представляют в Большом зале филармонии сцены из оперы Сергея Баневича «Фердинанд Великолепный», в партии Фердинанда – Сергей Лейферкус.
С 1978 года он выступает в Большом и Малом залах уже как солист Театра оперы и балета имени Кирова (Мариинского), где прослужит почти двадцать лет. В прославленную труппу Лейферкуса приглашает Юрий Темирканов – тогда художественный руководитель и главный дирижер театра: сначала как гостевого солиста на роль Князя Андрея Болконского в оперу Прокофьева «Война и мир» (1977), а через год – в штат. В декабре 1978 года Темирканов представил в Мариинском ленинградскую премьеру оперы Родиона Щедрина «Мертвые души», партию Чичикова пел Сергей Лейферкус. Это было фантастической актерской удачей певца, которого через тридцать с лишним лет на эту же роль пригласил Валерий Гергиев (концертные исполнения «Мертвых душ» прошли в 2009 и 2010). Эталонным стал и его Онегин в спектакле Юрия Темирканова, за эту оперу Чайковского весь состав исполнителей получил в 1985 году Государственную премию СССР.
На гастролях Кировского театра о Лейферкусе узнали за рубежом. Он начал получать личные контракты на спектакли в Ла Скала и Опера Бастиль, его приглашали в «Немецкую оперу» в Берлине и венскую Штаатсоперу, в парижский Театр Шатле и Театр Колон в Буэнос-Айресе. В 1988 году певец становится солистом лондонского театра Ковент Гарден, в 1992-м – нью-йоркской Метрополитен-оперы. Он концертирует по миру с престижными оркестрами, выступает с сольными программами, участвует в крупных фестивалях – Эдинбургском, Зальцбургском, Глайндборнском…
С 1992 года постоянным местом жительства Сергея Лейферкуса становится Лондон, а в 2008-м он поселяется с женой в Португалии. Но ни многочисленные контракты артиста в пик его карьеры, ни расстояния не прерывают связь Лейферкуса с родным городом. Он приезжает сюда на спектакли, устраивает конкурсы, дает мастер-классы, он был первым президентом Национальной оперной премии «Онегин» (2016–2020). Заполняется и концертный график певца. В последние годы он стал менее насыщенным, но в прошлом без выступлений Лейферкуса невозможно было представить филармонические сезоны.
В Большом зале с Заслуженным коллективом и Академическим симфоническим оркестром под управлением Курта Мазура, Геннадия Рождественского и Арвида Янсонса, Юрия Темирканова и Александра Дмитриева, Александра Лазарева, Дмитрия Китаенко и Юрия Симонова, Павла Бубельникова и Пеэтера Лилье Лейферкус солировал в «Колоколах» Рахманинова и в кантате Слонимского «Голос из хора», в «Miserere» Доницетти и «Missa di Gloria» Пуччини, в «Страстях по Иоанну» Баха, «Мессии» Генделя и «Рождественской кантате» Онеггера (советская премьера), в Реквиемах Моцарта и Дворжака, в симфонии № 13 и оратории «Песнь о лесах» Шостаковича. Участвовал Лейферкус и в концертном исполнении опер в обоих филармонических залах, – «Учитель и его ученики» Паизиелло, «Иоланта» Чайковского, «Пират» Беллини», «Жалобная книга» Рогалёва, «Плутни Скапена» Фалика.
Сергей Лейферкус в концерте в Большом зале 29 декабря 2001 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Современная музыка занимает прочное место в репертуаре Лейферкуса. Особая связь сложилась в начале его карьеры с Дмитрием Кабалевским. Когда-то основным исполнителем сочинений композитора был консерваторский педагог Лейферкуса Сергей Шапошников. Ему Кабалевский собирался доверить и премьеру своего цикла романсов «Время». Но Шапошникова не стало, и Кабалевский обратился к Лейферкусу. Премьеру цикла под аккомпанемент автора он исполнил в октябре 1976 года в Малом зале, позже станет первым исполнителем цикла «Песни печального сердца», а опусы Кабалевского будет включать в свои сольные концерты. Но чаще всего их программы составлены из проверенной классики – романсов Глинки, Бородина, Чайковского, Рахманинова, циклов Мусоргского, Малера, Шумана, Равеля.
Первый вокальный вечер Сергея Лейферкуса состоялся 30 марта 1982 года в Большом зале. Последний (на момент написания статьи) прошел 6 февраля 2021 года в переполненном Малом зале имени Глинки, где публика стоя приветствовала своего любимца долгими овациями.
И. Р.
Концерты
-
3 марта 1974 (днем)
Симфонический концерт
Дирижер – Эдвард Чивжель, Павел БубельниковУствольская. Спортивная сюита. Кабалевский. Сюита «Комедианты». Баневич. Сцена из детской оперы «Фердинанд Великолепный»
-
5 декабря 1974
(рукописная книга)
Праздничный концерт к Дню Конституции
(программа не указана)
-
5 марта 1976
Концерт, посвященный Международному женскому дню 8 марта
В программе: выступление поэта Дудина, Островский, Свиридов, стихи советских поэтов, Глиэр, Чайковский, Рахманинов, Шостакович, Хачатурян, Сен-Санс, Бизе, Мистраль, Фельцман, Туликов, А. Петров
-
17 января 1977
Сергей Слонимский. Авторский концерт
Дирижер – Геннадий РождественскийВ программе: Слонимский
-
4 апреля 1978
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсЛаул. «Musica trista». Лобковский. Концерт-каприччио для флейты-пикколо, струнных, ударных и арфы. Арапов. Симфония № 4 для чтеца, меццо-сопрано, баритона, двух хоров и оркестра
-
14 апреля 1978 (днем)
5-й концерт абонемента «А». По анонсу и рукописной книге регистрации концертов.
Музыка – детям
Дирижер – Леонид ГригорьевБарток. Пять пьес из цикла «Детям». Гендель. Концерт для органа с оркестром. Лютославский. Пять мелодий для струнного оркестра. Паизиелло. Опера «Учитель и его ученики»
-
15 апреля 1978 (днем)
5-й концерт абонемента «Б» (повтор дневной программы 14 апреля). По анонсу и рукописной книге регистрации концертов
Музыка – детям
Дирижер – Леонид ГригорьевБарток. Пять пьес из цикла «Детям». Гендель. Концерт для органа с оркестром. Лютославский. Пять мелодий для струнного оркестра. Паизиелло. Опера «Учитель и его ученики»
-
12 сентября 1978
Заключительный концерт мастеров искусств Армении и Ленинграда
В программе: Хачатурян, Брамс, Комитас, Минкус, Амирханян, Бабаджанян, Шостакович, Римский-Корсаков, И. Штраус (сын), Россини, Чайковский, Мусоргский, Доницетти, стихи советских поэтов, народные песни и старинные романсы
-
8 января 1979
4-й концерт 4-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Дмитрий КитаенкоМоцарт. Симфония № 40. Пуччини. Missa di Gloria
-
9 января 1979
(повтор программы 8 января)
Симфонический концерт
Дирижер – Дмитрий КитаенкоМоцарт. Симфония № 40. Пуччини. Missa di Gloria
-
4 марта 1979 (днем)
Симфонический концерт
Дирижер – Виктор ФедотовВ программе: Архимандритов, Хачатурян, Гершвин, Цытович, Шостакович, Баневич, Россини, Чайковский
-
30 сентября 1979 (днем)
1-й концерт 10-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Владимир ВайсБалакирев. Увертюра «Король Лир». Шостакович. Сюита из музыки к кинофильму «Гамлет». Малер. Вокальный цикл «Песни странствующего подмастерья». Лист. Симфоническая поэма «Тассо»
-
4 февраля 1980
Бах. Страсти по Иоанну
Дирижер – Александр ДмитриевБах. «Страсти по Иоанну»
-
5 февраля 1980
Бах. Страсти по Иоанну
Дирижер – Александр ДмитриевБах. «Страсти по Иоанну»
-
15 февраля 1980
3-й концерт 8-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Юрий СимоновМоцарт. Дивертисмент № 1. Барток. Концерт для альта с оркестром. Онеггер. «Рождественская кантата»
-
16 февраля 1980
(повтор программы 15 февраля)
Симфонический концерт
Дирижер – Юрий СимоновМоцарт. Дивертисмент № 1. Барток. Концерт для альта с оркестром. Онеггер. «Рождественская кантата»
-
17 октября 1980
Бах. Страсти по Иоанну
Дирижер – Эдуард СеровБах. Страсти по Иоанну
-
18 октября 1980
(повтор исполнения 17 октября)
Бах. Страсти по Иоанну
Дирижер – Эдуард СеровБах. Страсти по Иоанну
-
21 декабря 1980
Духовой оркестр Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы
В программе: Глиэр, Кладницкий, Каликин, Новиков, Рахманинов, Мальцев, Анисимов, Моцарт, Сен-Санс, Барсегян, Мальгин, Босенко, Бизе, Россини, Свиридов, Глазунов, Петренко, Динику, Мусоргский
-
18 февраля 1981
Композиторы – лауреаты Ленинской премии
Музыкальные коллективы Ленинградского телевидения и радиоВ программе: Соловьев-Седой, Хачатурян, Прокофьев, Шостакович, Кабалевский, Хренников, Караев, Хренников, Прокофьев