Персоны

Оркестр Литовской филармонии

Основан в 1940

Биография

Симфонический оркестр Литовской филармонии / Литовский национальный симфонический оркестр / Lietuvos nacionalinis simfoninis orkestras – коллектив, созданный в Вильнюсе в 1940 году.

Первый свой концерт Литовский симфонический оркестр дал в декабре 1940 года. Вильнюс в это время уже был столицей Литовской ССР, и в открытой осенью 1940-го Государственной филармонии оркестр стал основным коллективом. Его художественным руководителем и главным дирижером назначили Балиса Дварионаса – авторитетного литовского музыканта, композитора, пианиста и выпускника дирижерского класса Германа Абендрота в Лейпцигской консерватории. На лето 1941-го были запланированы гастроли по стране. Планы изменила война. Оркестр, оказавшийся на оккупированной немцами территории, стремительно покидали многочисленные еврейские и польские музыканты. Уцелевшая часть коллектива, объединившись с оркестром Вильнюсского радио, продолжила работать под управлением композитора и дирижера Иеронима Качинскаса (Jeronimas Kačinskas, 1907–2005), эмигрировавшего в 1944-м из Литвы.

После освобождения Литвы оркестр доверили Абелису Кленичкису ((Abelis Klenickis, 1904–1990). Скрипач и композитор, он не имел большого дирижерского опыта, а дирижерское образование получил лишь в 1956 году в Московской консерватории у Лео Гинзбурга, но был апологетом советской власти, в эвакуации в Переславль-Залесском руководил литовскими народными ансамблями, и власть ему доверяла. С Литовским филармоническим оркестром Кленичкис работал в 1944–1963 годах, в том числе до 1958-го как главный дирижер и художественный руководитель. В этот послевоенный период оркестр находился в юрисдикции Вильнюсского радиокомитета и лишь в 1958-м восстановил свой филармонический статус. В 1958 году на позицию художественного руководителя вернется Балис Дварионас, а вторым дирижером оркестра вскоре станет его племянница – выпускница Ильи Мусина в Ленинградской консерватории, первая в Литве женщина-дирижер Маргарита Дварионайте (Margarita Dvarionaitė, 1928–2008), которая будет служить в коллективе в 1961–1993 годах.

В 1964 году на посту руководителя оркестра Дварионаса сменяет другой воспитанник Ильи Мусина – 28-летний Юозас Домаркас. Оркестр он будет возглавлять до 2015-го – 51 год! С его приходом связан интенсивный профессиональный рост коллектива, расширение репертуара. Под управлением Домаркаса в Вильнюсе впервые исполняются симфонии Брукнера и Малера, масштабные кантатно-ораториальные сочинения Генделя, Баха, Бетховена. Играет Домаркас много литовской музыки – классика Чюрлениса (его симфоническая поэма «В лесу» вошла в 1940-м в программу первого концерта оркестра) и современников. Для выступления с оркестром начинают приезжать именитые солисты – Эмиль Гилельс, Дмитрий Башкиров, Леонид Коган, Мстислав Ростропович, Елена Образцова, Ирина Архипова. При Домаркасе оркестр получает звание Заслуженного коллектива Литовской ССР, под его управлением проходят и первые гастроли оркестра в Москве, а с 1969 года и за рубежом – в Польше, Германии, Финляндии, Франции, Чехословакии.

Сам дирижер в течение многих лет остается постоянным участником концертов Петербургской филармонии. Его оркестр выступал здесь не так часто.

Впервые Симфонический оркестр Литовской филармонии приехал в Большой зал на четыре концерта в июне 1978 года. Один из них прошел 18 июня днем в рамках абонемента «Дебюты молодых дирижеров» под управлением Альвидаса Шульчиса. Тремя другими концертами дирижировал Юозас Домаркас. В первой программе 15 июня были сочинения ленинградских композиторов Люциана Пригожина и Владислава Успенского, Органный концерт Пуленка (Анастасия Браудо), «Картинки с выставки» Мусоргского, 16 июня – монография Бетховена, 19 июня – Реквием Моцарта.

Домаркас проведет и следующие гастроли Литовского оркестра в январе 1982 года. Четыре концерта пройдут под девизом «К 60-летию образования СССР», в чем видится несомненное лукавство, столь свойственное поздним брежневским временам. Лишь последний дневной концерт будет полностью посвящен советской музыке, причем только ленинградской. Гастроли откроются 25 и 26 января ораторией Гайдна «Времена года», 28 января прозвучат Глюк, Шопен и Бетховен.

Академические программы Домаркас готовит и для двух концертов оркестра в 1983 году. Русскую – 7 ноября, в годовщину Октябрьской революции: это увертюра Глинки, Скрипичный концерт Чайковского с Олегом Каганом, Пятая симфония Шостаковича. Зарубежную – 8 ноября: увертюру Вебера, Фортепианный концерт № 1 Листа с Музой Рубацките, отделение Вагнера.

С 20 мая по 2 июня 1988 года в Ленинграде проходит Третий Международный музыкальный фестиваль в СССР «Музыка за гуманизм, за мир и дружбу между народами». На это случайное для города (московские залы на ремонте) уникальное событие съезжаются крупнейшие композиторы со всего мира. Приезжают и статусные коллективы – Государственный оркестр СССР, Ансамбль солистов Московской филармонии, Уэльский симфонический оркестр Би-Би-Си, Нью-Йоркский филармонический оркестр. Среди гостевых исполнителей фестиваля есть и Симфонический оркестр Литовской филармонии. Из шестнадцати концертов, состоявшихся в Большом зале, он играет четыре – 22, 24, 28 мая и 1 июня, а 25 июня принимает участие и в хоровом концерте, исполняя вместе с Московским камерным хором  Владимира Минина «Курские песни» Свиридова (версия для хора и оркестра). Этот фестиваль посвящен современной музыке. Впервые в Филармонии, в присутствии авторов, звучат сочинения признанных авангардистов – Джона Кейджа, Дьёрдя Лигети, Лучано Берио, Яниса Ксенакиса, Джона Адамса… Чтобы соблюсти паритет в «дружбе между народами», в программы концертов включают сочинения композиторов демократических стран, в том числе Вьетнама, Лаоса и Монголии, в афише представлен даже экзотический Тунис.

Пестрая программа с необязательными именами (исключение составляет Борис Чайковский) достается Гинтарасу Ринкявичюсу. Он дирижирует первым концертом Литовского оркестра. Остальные идут под управлением Юозаса Домаркаса. Свободно читающий современные партитуры, он исполняет за два вечера восемь сочинений – киевлянина Ивана Карабица, чеха Ладислава Кубика, югослава Ивана Евтича, литовца Освальда Балакаускаса, немца Петера Ружичка, болгарина Георги Минчева, а также Третью симфонию польского классика Витольда Лютославского и симфонию «Учение о гармонии» американца Джона Адамса, который, как и большинство авторов, слушает оркестр в зале.

Среди слушателей есть и волнующийся за предстоящую советскую премьеру Эндрю Ллойд Уэббер. Его Реквием 1 июня исполнят под управлением Юозаса Домаркаса солисты, Литовский симфонический оркестр и Государственный хор Латвии. Концерт пройдет в 5 часов вечера, а в восемь часов будет играть Нью-Йоркский филармонический оркестр под управлением Зубина Меты.

Взяв на себя самую большую нагрузку на фестивале, Симфонический оркестр Литовской филармонии показал свой высокий профессионализм, мобильность, чуткость к разным композиторским стилям и способность охвата масштабных партитур. Но эти ленинградские гастроли оказались пока последними в истории коллектива.

В 1996 году, уже в независимой Литве, оркестр получил статус Национального. Он остается центром симфонической культуры страны, активно работает на домашней площадке, выезжает за рубеж, расширяя географию гастролей, участвует в фестивалях. С 2000-го вторым дирижером оркестра становится выпускник Петербургской консерватории Робертас Шервеникас. В 2015 году на пост художественного руководителя и главного дирижера приходит Модестас Питренас. Опыт лидера он приобрел, занимая позицию главного дирижера Каунасского симфонического оркестра и Латвийской национальной оперы. Оперно-симфонический класс Питренас окончил в Вильнюсской музыкальной академии у Юозаса Домаркаса – воспитавший оркестр маэстро остается его пожизненным почетным дирижером.

И. Р.


Концерты

  • 15 июня 1978

    7-й концерт 9-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юозас Домаркас

    Пригожин. Симфониетта ре мажор. Успенский. Музыка для скрипки и симфонического оркестра. Пуленк. Концерт для органа, струнных и литавр. Мусоргский. «Картинки с выставки» (оркестровка М. Равеля)

  • 16 июня 1978

    7-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юозас Домаркас

    Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Симфония № 7

  • 18 июня 1978 (днем)

    5-й концерт 10-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Альвидас Шульчис

    Вольфензон. Оратория «Марсово поле». Сен-Санс. Концерт для виолончели с оркестром № 1. Чюрленис. Симфоническая поэма «Море»

  • 19 июня 1978

    Моцарт. Реквием

    Моцарт. Реквием

  • 25 января 1982

    4-й концерт 6-го абонемента

    Гайдн.Оратория «Времена года»
    Дирижер – Юозас Домаркас

    (программа не указана)

  • 26 января 1982

    (повтор исполнения 25 января)

    Гайдн. Оратория «Времена года»
    Дирижер – Юозас Домаркас

    (программа не указана)

  • 28 января 1982

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юозас Домаркас

    (программа не указана)

  • 31 января 1982 (днем)

    3-й концерт 12-го абонемента (для учащихся профтехучилищ Ленинграда и области)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юозас Домаркас

    (программа не указана)

  • 1 июня 1988

    Третий Международный музыкальный фестиваль в СССР «Музыка за гуманизм, за мир и дружбу между народами»
    Симфонический концерт
    Симфонический оркестр Государственной филармонии Литовской ССР
    Дирижер – Юозас Домаркас

    Уэббер. Реквием для тенора, сопрано, дисканта, хора и оркестра




Другие материалы

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»