Персоны

Александр Слободяник

1941–2008
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Александр Слободяник

Биография

Слободяник Александр Александрович – российский и американский пианист.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В Москву самородка Александра Слободяника перевели из Львовской десятилетки. В Центральной музыкальной школе он учился у Сергея Дижура, а в консерваторию поступил в класс Генриха Нейгауза, но с профессором не сошелся. Признавая невероятный природный талант студента, Нейгауз не мог смириться с его отношением к профессии: занимался Слободяник мало, на уроки ходил редко, в тесный круг учеников Генриха Густавовича, боготворивших своего учителя, не вошел. Когда дело едва не дошло до отчисления, Слободяника взяла к себе Вера Горностаева. О своем ученике она позднее оставит трогательные воспоминания, полные восхищения и сожаления – о не случившемся. Вразумить Слободяника пытался сам ректор. Горностаева писала:

«Его не надо было учить, – только запереть в комнате. Однажды так поступил Свешников, когда я пожаловалась ему, что Алик бездельничает. А нужно было выучить Шестую сонату Прокофьева. Александр Васильевич запирал его в своем кабинете, а секретарь следил, когда он уходит. Выучил он сонату за неделю, и сказать было просто нечего!.... Он играл с той природной естественностью, которая дается от Бога».

В начале 1960-х Слободяник пробует себя на международных конкурсах, но больших результатов не добивается: на Шопеновском конкурсе в Варшаве получает седьмую премию, на Конкурсе имени Чайковского – четвертую. В рамках состязаний ему некомфортно. А вот публика с первых выступлений записывает его в любимцы, прощая неровности и огрехи за неповторимую личную интонацию.

Силу исполнительского обаяния музыканта оценят и крупнейшие импресарио, Слободяник становится подопечным знаменитого Сола Юрока, который устраивает его международную карьеру. Американский дебют в 1968 году проходит с невероятным успехом. На концерте в Карнеги-холле среди публики – Артур Рубинштейн и Владимир Горовиц, оба они заявят о рождении новой звезды. Готовность сотрудничать с молодым советским пианистом сразу выразят крупнейшие американские и европейские оркестры...

Концерт 16 марта 1973 года. Дирижер Геннадий Рождественский.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 1968 году Александр Слободяник дебютирует и в Большом зале Ленинградской филармонии. Его выступление проходит в рамках «встреч с молодыми мастерами искусств, приуроченных к 50-летию ВЛКСМ» – формата, менее подходящего пианисту трудно было придумать. В программе македонского дирижера Ванчо Чавдарского Слободяник солирует в Первом концерте Чайковского. Его он сыграет на этой сцене еще не раз, и вообще будет выступать здесь много. С Заслуженным коллективом и Симфоническим оркестром под управлением Геннадия Рождественского, Кирилла Кондрашина, Юрия Темирканова, Александра Дмитриева и, чаще всего, – Мариса Янсонса, исполняет концерты Моцарта, Шопена, Мендельсона (в том числе и двойной концерт с Виктором Третьяковым), Равеля, Рахманинова. В сольных программах преобладают романтики: публика стоя аплодирует его «Симфоническим этюдам» Шумана, полному циклу из 24-х этюдов Шопена… Играет Слободяник и «Картинки с выставки» Мусоргского, «Петрушку» Стравинского, сонаты Скрябина и Прокофьева.

Концерт 3 мая 1975 года. Дирижер Павел Бубельников.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В воспоминаниях о пианисте часто пишут, что в последние годы перед эмиграцией он стал выступать меньше. Но по ленинградскому филармоническому хронографу это не заметно. В 1980-е Слободяник по-прежнему приезжает сюда по нескольку раз в сезон, в июне 1989 года, совсем незадолго до отъезда, играет последний сольный вечер в Большом зале.

Следующий сезон музыкант встретит уже в США. Здесь Слободяник преподает, дает концерты, с 1994 года руководит Международным фестивалем искусств в Морристауне (штат Нью-Джерси), куда по его приглашению приезжают московские друзья – Гидон Кремер, Юрий Башмет (с ним Слободяник был знаком еще по Львовской десятилетке), Виктор Третьяков. Специальными гостями фестиваля становятся Иосиф Бродский, Михаил Шемякин, Эрнст Неизвестный, чьи выставки также проходят в рамках Morris International Festival of the Arts. В музыкальных программах звучат любимые Слободяником романтики, но также новая музыка, в том числе и американские премьеры сочинений Альфреда Шнитке, некоторые были посвящены самому Александру Слободянику. Концерт для фортепиано и струнных Шнитке пианист играл и в Большом зале Петербургской филармонии в 1994 году, дирижировал Юрий Темирканов.

Впервые после отъезда имя «Александр Слободяник» появилось в афише Петербургской филармонии еще в марте 1993 года. В программке нет никаких указаний, но это был Слободяник-младший. Третий концерт Рахманинова он сыграл на открытии юношеского фестиваля «Виртуозы 2000 года», который в тот раз выбрал одним из сюжетов своих программ музыкальные династии, и, среди прочих, пригласил сына Александра Слободяника-старшего. А он, как американский гастролер, приезжал в Петербургскую филармонию еще лишь один раз: в 1995 году на фестивале «Звезды белых ночей» сыграл 24 июня в Большом зале Концерт соль минор Мендельсона с Государственным симфоническим оркестром Равиля Мартынова, а через несколько дней исполнил в Малом зале с Виктором Третьяковым и Ваграмом Сараджяном Трио памяти Соллертинского Дмитрия Шостаковича и Элегическое трио Рахманинова.

В Москве Александр Слободяник бывал и позднее. Вера Горностаева вспоминала:

«Когда Алик (в 2004) приехал на мой юбилей и играл в Большом зале, публика взвилась! Его помнили и по-прежнему любили. Он был не в форме, но все равно играл талантливо. Шел по сцене как-то тяжело, с трудом. Наверное, он уже был болен…»

Слободяник ушел из жизни рано, в 2008-м. Ему не было 67 лет. Сын музыканта Александр Слободяник-младший не ограничится карьерой пианиста, начнет сниматься и снимать (как режиссер и оператор) кино, деля жизнь между музыкой, кинематографом и бизнесом, Россией и США.

О. Р.


Концерты

  • 11 июня 1968

    Симфонический концерт
    Дирижер – Ванчо Чавдарский (Югославия)

    Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Дворжак. Концертная увертюра «Карнавал». Мендельсон. Симфония № 4 «Итальянская»

  • 23 сентября 1968

    Фортепианный вечер
    Александр Слободяник

    Моцарт. Соната № 9. Брамс. Соната № 3. Шуман. Фортепианный цикл «Карнавал». Лист. Венгерская рапсодия № 6

  • 6 мая 1969

    Фортепианный вечер
    Александр Слободяник

    В программе: Шопен, Лист

  • 27 мая 1969

    7-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический оркестр
    Дирижер – Эдуард Грикуров

    Турский. Маленькая увертюра. Шимановский. Концерт для скрипки с оркестром № 1. Монюшко. Мазурка из оперы «Галька». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1

  • 9 декабря 1970

    Фортепианный вечер
    Александр Слободяник

    Шопен. Двадцать четыре этюда. Шуман. Симфонические этюды

  • 15 марта 1971

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юрий Темирканов

    Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Равель. Концерт для фортепиано № 2. Прокофьев. Фрагменты из балета «Ромео и Джульетта»

  • 16 марта 1971

    (в анонсе фортепианный вечер Станислава Нейгауза)

    Фортепианный вечер
    Александр Слободяник

    В программе: Шопен, Гайдн, Лист, Прокофьев

  • 16 марта 1973

    4-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Стравинский. Симфония in C. Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Щедрин. «Анна Каренина», романтическая музыка

  • 17 марта 1973

    2-й концерт 5-го абонемента (повтор программы 16 марта)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Стравинский. Симфония in C. Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Щедрин. «Анна Каренина», романтическая музыка

  • 23 апреля 1974

    3-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Марис Янсонс

    Прокофьев. Симфония № 5. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Скифская сюита «Ала и Лоллий»

  • 14 октября 1974

    2-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эверетт Ли (Швеция)

    Берлиоз. Увертюра к опере «Бенвенуто Челлини». Мендельсон. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Шуман. Симфония № 2

  • 15 октября 1974

    (повтор программы 14 октября)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эверетт Ли (Швеция)

    Берлиоз. Увертюра к опере «Бенвенуто Челлини». Мендельсон. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Шуман. Симфония № 2

  • 3 мая 1975

    5-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Павел Бубельников

    Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

  • 13 декабря 1975

    3-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Хренников. Симфония № 3. Равель. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Барток. Концерт для оркестра

  • 14 декабря 1975

    (повтор программы 13 декабря)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Хренников. Симфония № 3. Равель. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Барток. Концерт для оркестра

  • 11 апреля 1977

    5-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Дмитриев

    Рахманинов. Фантазия «Утес». Кантата «Весна». Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Торжественная увертюра «1812 год»

  • 12 апреля 1977

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Дмитриев

    Рахманинов. Фантазия «Утес». Кантата «Весна». Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2

  • 21 апреля 1978

    Симфонический концерт
    Дирижер – Марис Янсонс

    Прокофьев. Симфония № 5. Равель. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (для левой руки). Хореографическая поэма «Вальс»

  • 24 июня 1978

    Посвящается Всесоюзному молодежному комсомольскому субботнику в фонд XI Всемирного фестиваля молодежи и студентов на Кубе

    Фортепианный вечер
    Александр Слободяник

    Шопен. Двадцать четыре прелюдии, соч. 28. Скрябин. Соната № 6. Стравинский. Сюита из балета «Петрушка»

  • 11 сентября 1978

    (программка с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Дмитриев

    Бетховен. Увертюра «Кориолан». Моцарт. Концерт для двух фортепиано с оркестром № 10. Чайковский. Сюита № 3




Другие материалы

Юрий Ефимов

Юрий Ефимов

Дирижер 1937–1991
Ванчо Чавдарский

Ванчо Чавдарский

Дирижер 1930-2001

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»