Персоны
Александр Слободяник
Биография
Слободяник Александр Александрович – российский и американский пианист.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В Москву самородка Александра Слободяника перевели из Львовской десятилетки. В Центральной музыкальной школе он учился у Сергея Дижура, а в консерваторию поступил в класс Генриха Нейгауза, но с профессором не сошелся. Признавая невероятный природный талант студента, Нейгауз не мог смириться с его отношением к профессии: занимался Слободяник мало, на уроки ходил редко, в тесный круг учеников Генриха Густавовича, боготворивших своего учителя, не вошел. Когда дело едва не дошло до отчисления, Слободяника взяла к себе Вера Горностаева. О своем ученике она позднее оставит трогательные воспоминания, полные восхищения и сожаления – о не случившемся. Вразумить Слободяника пытался сам ректор. Горностаева писала:
«Его не надо было учить, – только запереть в комнате. Однажды так поступил Свешников, когда я пожаловалась ему, что Алик бездельничает. А нужно было выучить Шестую сонату Прокофьева. Александр Васильевич запирал его в своем кабинете, а секретарь следил, когда он уходит. Выучил он сонату за неделю, и сказать было просто нечего!.... Он играл с той природной естественностью, которая дается от Бога».
В начале 1960-х Слободяник пробует себя на международных конкурсах, но больших результатов не добивается: на Шопеновском конкурсе в Варшаве получает седьмую премию, на Конкурсе имени Чайковского – четвертую. В рамках состязаний ему некомфортно. А вот публика с первых выступлений записывает его в любимцы, прощая неровности и огрехи за неповторимую личную интонацию.
Силу исполнительского обаяния музыканта оценят и крупнейшие импресарио, Слободяник становится подопечным знаменитого Сола Юрока, который устраивает его международную карьеру. Американский дебют в 1968 году проходит с невероятным успехом. На концерте в Карнеги-холле среди публики – Артур Рубинштейн и Владимир Горовиц, оба они заявят о рождении новой звезды. Готовность сотрудничать с молодым советским пианистом сразу выразят крупнейшие американские и европейские оркестры...
Концерт 16 марта 1973 года. Дирижер Геннадий Рождественский.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В 1968 году Александр Слободяник дебютирует и в Большом зале Ленинградской филармонии. Его выступление проходит в рамках «встреч с молодыми мастерами искусств, приуроченных к 50-летию ВЛКСМ» – формата, менее подходящего пианисту трудно было придумать. В программе македонского дирижера Ванчо Чавдарского Слободяник солирует в Первом концерте Чайковского. Его он сыграет на этой сцене еще не раз, и вообще будет выступать здесь много. С Заслуженным коллективом и Симфоническим оркестром под управлением Геннадия Рождественского, Кирилла Кондрашина, Юрия Темирканова, Александра Дмитриева и, чаще всего, – Мариса Янсонса, исполняет концерты Моцарта, Шопена, Мендельсона (в том числе и двойной концерт с Виктором Третьяковым), Равеля, Рахманинова. В сольных программах преобладают романтики: публика стоя аплодирует его «Симфоническим этюдам» Шумана, полному циклу из 24-х этюдов Шопена… Играет Слободяник и «Картинки с выставки» Мусоргского, «Петрушку» Стравинского, сонаты Скрябина и Прокофьева.
Концерт 3 мая 1975 года. Дирижер Павел Бубельников.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В воспоминаниях о пианисте часто пишут, что в последние годы перед эмиграцией он стал выступать меньше. Но по ленинградскому филармоническому хронографу это не заметно. В 1980-е Слободяник по-прежнему приезжает сюда по нескольку раз в сезон, в июне 1989 года, совсем незадолго до отъезда, играет последний сольный вечер в Большом зале.
Следующий сезон музыкант встретит уже в США. Здесь Слободяник преподает, дает концерты, с 1994 года руководит Международным фестивалем искусств в Морристауне (штат Нью-Джерси), куда по его приглашению приезжают московские друзья – Гидон Кремер, Юрий Башмет (с ним Слободяник был знаком еще по Львовской десятилетке), Виктор Третьяков. Специальными гостями фестиваля становятся Иосиф Бродский, Михаил Шемякин, Эрнст Неизвестный, чьи выставки также проходят в рамках Morris International Festival of the Arts. В музыкальных программах звучат любимые Слободяником романтики, но также новая музыка, в том числе и американские премьеры сочинений Альфреда Шнитке, некоторые были посвящены самому Александру Слободянику. Концерт для фортепиано и струнных Шнитке пианист играл и в Большом зале Петербургской филармонии в 1994 году, дирижировал Юрий Темирканов.
Впервые после отъезда имя «Александр Слободяник» появилось в афише Петербургской филармонии еще в марте 1993 года. В программке нет никаких указаний, но это был Слободяник-младший. Третий концерт Рахманинова он сыграл на открытии юношеского фестиваля «Виртуозы 2000 года», который в тот раз выбрал одним из сюжетов своих программ музыкальные династии, и, среди прочих, пригласил сына Александра Слободяника-старшего. А он, как американский гастролер, приезжал в Петербургскую филармонию еще лишь один раз: в 1995 году на фестивале «Звезды белых ночей» сыграл 24 июня в Большом зале Концерт соль минор Мендельсона с Государственным симфоническим оркестром Равиля Мартынова, а через несколько дней исполнил в Малом зале с Виктором Третьяковым и Ваграмом Сараджяном Трио памяти Соллертинского Дмитрия Шостаковича и Элегическое трио Рахманинова.
В Москве Александр Слободяник бывал и позднее. Вера Горностаева вспоминала:
«Когда Алик (в 2004) приехал на мой юбилей и играл в Большом зале, публика взвилась! Его помнили и по-прежнему любили. Он был не в форме, но все равно играл талантливо. Шел по сцене как-то тяжело, с трудом. Наверное, он уже был болен…»
Слободяник ушел из жизни рано, в 2008-м. Ему не было 67 лет. Сын музыканта Александр Слободяник-младший не ограничится карьерой пианиста, начнет сниматься и снимать (как режиссер и оператор) кино, деля жизнь между музыкой, кинематографом и бизнесом, Россией и США.
О. Р.
Концерты
-
11 июня 1968
Симфонический концерт
Дирижер – Ванчо Чавдарский (Югославия)Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Дворжак. Концертная увертюра «Карнавал». Мендельсон. Симфония № 4 «Итальянская»
-
23 сентября 1968
Фортепианный вечер
Александр СлободяникМоцарт. Соната № 9. Брамс. Соната № 3. Шуман. Фортепианный цикл «Карнавал». Лист. Венгерская рапсодия № 6
-
6 мая 1969
Фортепианный вечер
Александр СлободяникВ программе: Шопен, Лист
-
27 мая 1969
7-й концерт 4-го абонемента
Симфонический оркестр
Дирижер – Эдуард ГрикуровТурский. Маленькая увертюра. Шимановский. Концерт для скрипки с оркестром № 1. Монюшко. Мазурка из оперы «Галька». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1
-
9 декабря 1970
Фортепианный вечер
Александр СлободяникШопен. Двадцать четыре этюда. Шуман. Симфонические этюды
-
15 марта 1971
Симфонический концерт
Дирижер – Юрий ТемиркановЧайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Равель. Концерт для фортепиано № 2. Прокофьев. Фрагменты из балета «Ромео и Джульетта»
-
16 марта 1971
(в анонсе фортепианный вечер Станислава Нейгауза)
Фортепианный вечер
Александр СлободяникВ программе: Шопен, Гайдн, Лист, Прокофьев
-
16 марта 1973
4-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Геннадий РождественскийСтравинский. Симфония in C. Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Щедрин. «Анна Каренина», романтическая музыка
-
17 марта 1973
2-й концерт 5-го абонемента (повтор программы 16 марта)
Симфонический концерт
Дирижер – Геннадий РождественскийСтравинский. Симфония in C. Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Щедрин. «Анна Каренина», романтическая музыка
-
23 апреля 1974
3-й концерт 1-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Марис ЯнсонсПрокофьев. Симфония № 5. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Скифская сюита «Ала и Лоллий»
-
14 октября 1974
2-й концерт 4-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Эверетт Ли (Швеция)Берлиоз. Увертюра к опере «Бенвенуто Челлини». Мендельсон. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Шуман. Симфония № 2
-
15 октября 1974
(повтор программы 14 октября)
Симфонический концерт
Дирижер – Эверетт Ли (Швеция)Берлиоз. Увертюра к опере «Бенвенуто Челлини». Мендельсон. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Шуман. Симфония № 2
-
3 мая 1975
5-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Павел БубельниковЧайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»
-
13 декабря 1975
3-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Кирилл КондрашинХренников. Симфония № 3. Равель. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Барток. Концерт для оркестра
-
14 декабря 1975
(повтор программы 13 декабря)
Симфонический концерт
Дирижер – Кирилл КондрашинХренников. Симфония № 3. Равель. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Барток. Концерт для оркестра
-
11 апреля 1977
5-й концерт 8-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Александр ДмитриевРахманинов. Фантазия «Утес». Кантата «Весна». Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Торжественная увертюра «1812 год»
-
12 апреля 1977
Симфонический концерт
Дирижер – Александр ДмитриевРахманинов. Фантазия «Утес». Кантата «Весна». Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2
-
21 апреля 1978
Симфонический концерт
Дирижер – Марис ЯнсонсПрокофьев. Симфония № 5. Равель. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (для левой руки). Хореографическая поэма «Вальс»
-
24 июня 1978
Посвящается Всесоюзному молодежному комсомольскому субботнику в фонд XI Всемирного фестиваля молодежи и студентов на Кубе
Фортепианный вечер
Александр СлободяникШопен. Двадцать четыре прелюдии, соч. 28. Скрябин. Соната № 6. Стравинский. Сюита из балета «Петрушка»
-
11 сентября 1978
(программка с составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Александр ДмитриевБетховен. Увертюра «Кориолан». Моцарт. Концерт для двух фортепиано с оркестром № 10. Чайковский. Сюита № 3