Персоны

Борис Абальян и Камерный хор Lege Artis

Род. в 1947
Источник изображения: music-festivals.ru
Борис Абальян и Камерный хор Lege Artis

Биография

Абальян Борис Георгиевич и Камерный хор Lege Artis

В течение 30 лет на музыкальной карте Петербурга отдельной важной точкой был обозначен замечательный коллектив – Камерный хор “Lege Artis”. Его основал в 1987 году Борис Абальян. К этому времени он уже имел опыт работы с хоровыми ансамблями.

Фундаментальное хоровое образование Абальян получил в Хоровом училище имени Глинки (1964), на дирижерско-хоровом факультете Ленинградской консерватории, которую окончил у Александра Березина (1969), и во время ассистентуры-стажировки у Елизаветы Кудрявцевой (1972).

Практическую работу музыкант начал на втором курсе консерватории хормейстером в студенческом хоре ЛИАПа (ныне – Университет аэрокосмического приборостроения), в 1970-м, после службы в армии, пришел руководителем в Хор старых большевиков, созданный когда-то учителем Абальяна Александром Березиным. С этим популярным в свое время Хором, куда принимали только участников с 30-летним партийным стажем (!), Борис Абальян работал до 1986 года, выступал в праздничных и тематических программах на различных городских площадках, дважды – в концертах хоровых коллективов Ленинграда в Большом зале филармонии: в марте 1976 и ноябре 1977 годов.

С 1974 года Борис Абальян преподает в Музыкальном училище имени Римского-Корсакова. Здесь он руководил женским, потом смешанным хором, в 1982-м его зовут работать со студенческим хором консерватории. В 1987 году из своих настоящих и бывших училищных, и консерваторских студентов Абальян создает новый коллектив – Камерный хор “Lege Artis” – от латинского «По закону искусства». В Хоре 24 человека, все молодые, профессиональные, все полны творческого энтузиазма. Первый концерт “Lege Artis” дает во Дворце культуры им. Первой пятилетки (сейчас на этом месте Новая сцена Мариинского театра). Вскоре начинается череда выступлений на международных конкурсах. Звания лауреатов, иногда сразу в нескольких номинациях, Хор привозит из Бельгии (Neerpelt, 1990), Швейцарии (Montreux, 1991), Франции (Tours, 1991), Германии (Darmstadt, 1995), Испании (Torrevieja, 1997). Руководитель хора Борис Абальян удостаивается и личных наград: Серебряной медали имени Клаудио Монтеверди в Кремоне (1994) и хорового «Оскара» за достижения в хоровом исполнительстве в Дармштадте (1995).

С Хором Абальян работает, согласно названию, «по закону искусства». Камерный коллектив идеально владеет хоровой техникой и стилями разных эпох и культур. “Lege Artis” приглашают на гастроли в разные страны Европы. С 1988 года Хор становится постоянным участником и программ Ленинградской-Петербургской филармонии.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Борис Абальян готовит Хор к исполнению в Большом зале антемов Пёрселла и оперетты Гилберта–Салливана «Суд присяжных», оперы Монтеверди «Орфей» и духовных концертов Шютца, Рождественской и Пасхальной ораторий, Высокой мессы, «Страстей по Матфею» и «Страстей по Иоанну» Баха, «Мессии» Генделя, гайдновских «Нельсон-мессы», ораторий «Семь последних слов нашего Спасителя на кресте», «Сотворение мира» и «Времена года», Реквиема и Коронационной мессы Моцарта.

Хор свободно себя чувствует и в XIX, и в ХХ веках. С участием “Lege Artis” в Филармонии звучат Торжественная месса Бетховена, “Stabat Mater” и Маленькая торжественная месса Россини, кантаты «С небес спускаюсь я на землю» и оратория «Илия» Мендельсона, Мессы № 2 и № 6 Шуберта, Реквием Шумана и его же впервые исполненная в России сказка «Странствие Розы», “Te Deum” Брукнера, «Кармина Бурана» Орфа, “Requiem Canticles” и Симфония псалмов Стравинского, опера «Мастер и Маргарита» Слонимского, «Блаженства» Кнайфеля, сочинения Кшиштофа Пендерецкого – “Te Deum” и «Псалмы Давида» под управлением автора, «Херувимская», “Agnus Dei” и “Veni Creator” для хора a cappella под управлением Бориса Абальяна.

© Фото: В. Васильев. Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

За 30 лет Абальян представил в вечерах Хора a cappella русскую духовную музыку от XVI века до современников, среди которых важнейшее место занимают сочинения Дмитрия Смирнова. Тематические программы Хора были посвящены Рахманинову, Пендерецкому, Слонимскому, Кнайфелю, музыке протестантской церкви, истории мотета XIV–XX веков – от Дюфаи и Монтеверди до Пуленка и Пярта…

В Большом зале Хор Абальяна выступал в программах Заслуженного коллектива, Академического симфонического оркестра, «Санкт-Петербург Камераты», ГАСО, гастролеров – оркестра Министерства культуры СССР (ныне – Симфоническая капелла России), Шанхайского симфонического оркестра, Российского Национального оркестра – под управлением Геннадия Рождественского и Владимира Спивакова, Николая Алексеева и Владимира Альтшулера, Саулюса Сондецкиса, Равиля Мартынова и Валентина Нестерова, Тимура Мынбаева и Тугана Сохиева...

С 1997 года “Lege Artis” тесно сотрудничал с Камерным оркестром ЗКР и его главным приглашенным дирижером Лео Кремером. Вместе они дали 14 концертов, последние из них состоялись в 2018 и 2019 годах, уже после объявления о прекращении деятельности “Lege Artis”. Все 30 лет Хор существовал без какой-либо государственной поддержки, работая на энтузиазме за гонорары – минимальные в Санкт-Петербурге и более существенные за рубежом.


Концерт под управлением Лео Кремера 14 декабря 1997 года.
© Фото: В Васильев. Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В программах “Lege Artis” и других петербургских хоровых коллективов появляются и дочери Бориса Георгиевича – Елена Абальян (род. в 1972) и Мария Абальян (род. в 1978), обе они – выпускницы 10-летки и консерватории (класс Романа Лебедева), Елена окончила камерную аспирантуру у Елены Аркадьевны Шафран, с 2006-го – профессор музыкального факультета южнокорейского Университета в Сувоне, Мария работает концертмейстером хора «Перезвоны» Ларисы Яруцкой и выступает в ансамблевых концертах, в том числе в Малом зале филармонии.

Свой официальный прощальный концерт “Lege Artis” дал в Малом зале имени Глинки 6 ноября 2017 года с программой, названной «Вечер с маэстро». Сегодня основатель и бессменный руководитель Хора “Lege Artis”, профессор Борис Абальян продолжает преподавать на кафедре хорового дирижирования в консерватории, где с 2001 года ведет свой класс, и периодически, с 2008-го, выезжает на репетиции и концерты со своим южнокорейским коллективом – хором “Gracias Choir & Orchestra”, имеющим две базы – в Сеуле и в Нью-Йорке.

Камерный Хор “Lege Artis” после 2017 года собирается лишь на отдельные программы. Но многое из того, что было сделано за 30 лет, записано фирмами Sony Classical Mazur Media GmbH, музыкальным альянсом Northern Flowers на диски – их более тридцати.

И. Р.


Концерты

  • 6 марта 1976

    Концерт – рапорт ведущих хоровых коллективов Ленинграда

    В программе: Мурадели, Холминов, Новиков, Прицкер, Морозов, Салманов, Соловьев-Седой, Буш, Дунаевский, Френкель, Макаров, Парцхаладзе, Фибих, Моцарт, Песков, Калинников, Кравченко, Флярковский, Сорокин, Давиденко, Ирдынеев, Щёкотов, Адлер, Чишко, Дарзиньш, Фалик, Туликов, народные песни

  • 6 ноября 1977

    Названия исполненных произведений просим смотреть в представленной на этой странице программке концерта.

    Эстафета поколений
    Концерт хоровых коллективов Ленинграда

    (подробно в программке)

  • 12 мая 1985

    Названия исполненных произведений просим смотреть в представленной здесь программке концерта.

    Великая Отечественная война в песне

    Названия исполненных произведений просим смотреть в представленной программке концерта.

  • 28 октября 1988

    Концерт предваряется камерной программой (без уточнения)

    Все симфонии Ральфа Воан-Уильямса
    4-й концерт цикла
    Художественный руководитель и главный дирижер – Геннадий Рождественский

    Регер–Хиндемит. Псалм № 100 для хора и оркестра. Воан-Уильямс. Симфония № 4

  • 13 ноября 1989

    Слонимский. «Мастер и Маргарита»
    Дирижер – Михаил Юровский

    Слонимский. Камерная опера «Мастер и Маргарита»

  • 15 ноября 1989

    (повтор исполнения 13 ноября)

    Слонимский. Камерная опера «Мастер и Маргарита»
    Дирижер – Михаил Юровский

    Слонимский. Камерная опера «Мастер и Маргарита»

  • 7 декабря 1989

    Памяти жертв землетрясения в Армении
    Ленинградский государственный камерный оркестр
    Дирижер – Равиль Мартынов

    Моцарт. Реквием

  • 27 апреля 1990

    6-й концерт 19-го абонемента

    Симфонический концерт

    Орф. «Кармина Бурана», кантата для солистов, хора и оркестра

  • 28 апреля 1992

    5-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Андрей Аниханов

    Бах. Бранденбургский концерт № 5. Кантата № 51 «Jauchzet Gott in allen Landen». Пасхальная оратория для солистов, хора и оркестра

  • 30 апреля 1992

    (повтор программы 28 апреля)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Андрей Аниханов

    Бах. Бранденбургский концерт № 5. Кантата № 51 «Jauchzet Gott in allen Landen». Пасхальная оратория для солистов, хора и оркестра

  • 19 января 1993

    Симфонический концерт
    Дирижер – Тимур Мынбаев

    Шуман. Увертюра «Манфред». Концерт для виолончели с оркестром. Реквием

  • 20 января 1993

    3-й концерт 6-го абонемента (повтор программы 19 января)

    Роберт Шуман
    Дирижер – Тимур Мынбаев

    Шуман. Увертюра «Манфред». Концерт для виолончели с оркестром. Реквием

  • 1 июня 1993

    5-й концерт 18-го абонемента

    К 90-летию со дня рождения Евгения Александровича Мравинского
    Дирижер – Саулюс Сондецкис

    Гайдн. Симфония № 59 «Пламя». Оратория «Семь слов Спасителя на кресте». Сен-Санс. Концерт для виолончели с оркестром № 1

  • 2 июня 1993

    6-й концерт 11-го абонемента (повтор программы 1 июня)

    К 90-летию со дня рождения Евгения Александровича Мравинского
    Дирижер – Саулюс Сондецкис

    Гайдн. Симфония № 59 «Пламя». Оратория «Семь слов Спасителя на кресте». Сен-Санс. Концерт для виолончели с оркестром № 1

  • 5 декабря 1994

    2-й концерт 12-го абонемента

    Моцарт. Реквием
    Дирижер – Александр Алексеев

    Моцарт. Реквием для солистов, хора и оркестра

  • 6 декабря 1994

    (повтор программы 5 декабря)

    Моцарт. Реквием
    Дирижер – Александр Алексеев

    Моцарт. Реквием для солистов, хора и оркестра

  • 6 ноября 1995

    Вечер английской музыки
    Художественный руководитель и главный дирижер – Андрей Аниханов

    Перселл. Соната для органа и струнных. Два антема. Бриттен. «Lachrymae», размышления на тему песни Джона Доуленда для альта с оркестром. «Sinfonia da Requiem»

  • 24 ноября 1995

    Перселл (к 300-летию со дня смерти)
    Российский ансамбль старинной музыки

    Перселл. Соната для трубы, струнных и basso continuo. Ода ко дню рождения герцога Глостерского (фрагменты). Ода «Идите, о, сыны искусства». Музыка для траурной церемонии похорон королевы Мэри. Драйден. «На смерть мистера Генри Перселла». Ода «Привет тебе, прекрасная Цецилия»

  • 25 декабря 1995

    V Международный фестиваль
    «Рождественские музыкальные встречи в Северной Пальмире»
    Дирижер – Питер Эш (Великобритания)

    Бах. Рождественская оратория

  • 17 января 1996

    Гендель
    Дирижер – Питер Эш (Великобритания)

    Гендель. Оратория «Мессия»




Другие материалы

Марина Мишук

Марина Мишук

Фортепиано Род. в 1948
Александр Николаев

Александр Николаев

Поэт 1925–1997

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»