Персоны

Лев Виттельс

1901–1938
Лев Виттельс, опера "Мазепа". Фото с сайта Кино-Театр.ру
Лев Виттельс

Биография

Виттельс (в источниках – Вительс) Лев Арнольдович – певец, баритон.

Уроженец Луцка, Лев Виттельс был солистом ГАТОБа (Мариинского), где до 1937 года пел титульные баритоновые партии, среди которых были Риголетто и Мазепа.

Певец был востребован и в филармонических программах. В Большом зале за полтора года, в период с 18 октября 1934-го по 18 мая 1936-го, он принял участие в 15 концертах. Пел Серенаду Пера Гюнта с оркестром под управлением Евгения Мравинского в чрезвычайно популярной тогда музыкально-драматической композиции по Ибсену–Григу, романс Вольфрама из «Тангейзера» под управлением Александра Гаука, дважды участвовал в концертном исполнении «Иоланты» (Роберт), которой дирижировал Владимир Дранишников. Но чаще певец выступал в концертах Фрица Штидри.

26 декабря 1934 года Штидри, главный дирижер Ленинградской филармонии, впервые в СССР представил оперу Верди «Сила судьбы», написанную по заказу Каменного театра Санкт-Петербурга и представленную на его сцене 10 ноября 1862 года. Исполнение «Силы судьбы» в Большом зале стало огромным событием. Дона Карлоса пел Лев Виттельс. Под управлением Штидри он исполнял и свою главную филармоническую партию – Моряка-скитальца: именно под таким названием опера Вагнера «Летучий голландец» прошла в Большом зале семь раз, и Виттельс участвовал во всех семи концертах.

Этой оперой началось, а через полтора года завершилось, сотрудничество певца и с Филармонией, и со Штидри.

15 июня 1937 года Лев Виттельс был арестован в числе 50-ти артистов Театров имени Кирова и имени Пушкина, обвиненных в шпионаже в пользу Японии. Очевидна бессмысленность поиска причин обвинения, но повод для безумства властей был веский – Лев Виттельс, «обладатель баритона необычайно красивого тембра» [1], в числе множества русских музыкантов в 1920-е оказался в Харбине и преподавал в открытом в 1925 году Харбинском музыкальном техникуме. 12 января 1938 года он был осужден по 58-й статье и на следующий день расстрелян.

И. Р.



[Назад] В учебном пособии Л. Ф. Говердовской «Культурная жизнь российской эмиграции в Китае» упоминается преподаватель вокала в Харбинском музыкальном техникуме, открытом в 1925 году: «В. А. Вительс, ‘’обладатель баритона необычайно красивого тембра’’». И хотя автор указывает другие инициалы (и это не единичный пример в работе), это был именно Лев Арнольдович Виттельс.

Концерты

  • 18 октября 1934

    (анонс)

    Вагнер. «Моряк-скиталец»

    Опера в концертном исполнении

  • 22 октября 1934

    1-й концерт 1-го абонемента (анонс)

    Вагнер. «Моряк-скиталец»

    Опера в концертном исполнении

  • 30 октября 1934

    (анонс)

    Вагнер. «Моряк-скиталец»

    Опера в концертном исполнении

  • 26 декабря 1934

    4-й концерт 3-го абонемента (анонс)

    Верди. «Сила судьбы»

    Опера в концертном исполнении

  • 23 января 1935

    (анонс)

    Вагнер. «Моряк-скиталец» («Летучий голландец»)

    Опера в концертном исполнении

  • 1 февраля 1935

    (афиша)

    Концерт «Ленгосэстрады» на сцене Большого зала Филармонии

    (программа не указана)

  • 6 февраля 1935

    5-й концерт 3-го абонемента (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук (Москва)

    Мясковский. Симфония № 6. Вагнер. Две арии Вольфрама из оперы «Тангейзер». Р. Штраус. «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля»

  • 22 февраля 1935

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Чайковский
    Дирижер – Владимир Дранишников

    Чайковский. Интродукция и фуга из оркестровой сюиты № 1. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. «Иоланта», опера в концертном исполнении

  • 10 марта 1935

    (анонс)

    Вагнер. «Моряк-скиталец» («Летучий голландец»)

    Опера в концертном исполнении

  • 13 марта 1935

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Чайковский
    Дирижер – Владимир Дранишников

    Чайковский. Интродукция и фуга из оркестровой сюиты № 1. «Иоланта», опера в концертном исполнении

  • 17 мая 1935

    9-й концерт 2-го абонемента (анонс)

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма

    Музыка Эдварда Грига, текст Генрика Ибсена

  • 21 мая 1935

    9-й концерт 4-го абонемента (анонс)

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма

    Музыка Эдварда Грига, текст Генрика Ибсена

  • 30 мая 1935

    (анонс)

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма

    Музыка Эдварда Грига, текст Генрика Ибсена

  • 12 мая 1936

    10-й концерт 1-го абонемента (анонс и машинопись)

    Вагнер. «Моряк–скиталец»

    Опера в концертном исполнении

  • 18 мая 1936

    10-й концерт 1-го абонемента (машинопись)

    Вагнер. «Моряк–скиталец»

    Опера в концертном исполнении

  • 2 ноября 1936

    (производственный месячный план)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Вагнер. Вступление и «Смерть Изольды» из музыкальной драмы «Тристан и Изольда». Две арии Вольфрама и увертюра из оперы «Тангейзер». Чайковский. Симфония № 5

  • 5 апреля 1937

    9-й концерт 1-го абонемента

    Вебер. «Эврианта»

    Опера в концертном исполнении

  • 11 апреля 1937

    6-й концерт 4-го абонемента

    Вебер. «Эврианта»

    Опера в концертном исполнении

  • 18 апреля 1937

    10-й концерт 2-го абонемента

    Вебер. «Эврианта»

    Опера в концертном исполнении




Другие материалы

Джон Вильямсон

Джон Вильямсон

Хормейстер 1887–1964
Е. Галактионова

Е. Галактионова

Актриса ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»