Персоны

Герман Адлер

1899–1990
NBC Opera Theatre, Wikimedia
Герман Адлер

Биография

Адлер Герман / Peter Herman Adler – чешский и американский дирижер.

Окончив Пражскую консерваторию в классах Витезслава Новака и Александра фон Цемлинского, Герман Адлер с 1929 года был руководителем Оперного театра в Бремене, но задержался на этом посту ненадолго. Сразу после прихода к власти нацистов музыкант покидает Германию. Новым местом жительства дирижер выбирает Советский Союз. В те годы это было не редкостью, в начале 1930-х эмигранты из Германии занимали посты многих советских оркестров.

Адлер работает в украинских столицах: в 1932–1934 годы – главным дирижером Харьковского филармонического оркестра и руководителем дирижерских курсов в Музыкально-драматическом институте, а после переноса столицы из Харькова в Киев возглавляет Киевский симфонический оркестр Украинского радио.

Герман Бертольдович Адлер (так к нему обращались в СССР) включал в свои программы не только классику, он был первым исполнителем многих сочинений украинских композиторов. Музыкант пользовался большим авторитетом среди коллег и публики. Однако задержаться в Советском Союзе ему не удастся. В 1937-м всех иностранных граждан, проживающих в СССР, ставят перед выбором: принять гражданство или покинуть страну. Именно в этот момент станет советским подданным Курт Зандерлинг. Но это окажется, скорее, исключением. Большинство западных музыкантов предпочтет уехать. Именно в  тот момент лишится своего главного дирижера, Фрица Штидри, Ленинградский филармонический оркестр, Штридри переберется в США. Американским маршрутом последует и Герман Адлер.

Адлер работал с оркестром Нью-Йоркской филармонии, дирижировал в Метрополитен- опере, в 1959–1968 годы возглавлял Балтиморский симфонический оркестр. Для культуры США важной окажется деятельность Адлера на посту художественного руководителя Оперного театра национальной вещательной компании NBC (NBC Opera Theatre). За время его существования (1950–1964) усилиями Адлера была осуществлена телевизионная трансляция 43-х опер, среди которых было множество современных премьер – Мартину, Менотти, Хенце. С жанром оперы была связана и должность, которую Адлер занимал в конце своей карьеры: в 1973–1981 годы он был директором Американского оперного центра.

В пору работы в СССР Адлер единственный раз приезжал в Большой зал Ленинградской филармонии. Как украинский дирижер, Герман Бертольдович выступил с 18-летней киевской скрипачкой, лауреатом Первого Всесоюзного конкурса исполнителей (1933) Бебой Притыкиной. Как чешский музыкант, Адлер включил в программу своего концерта с Филармоническим оркестром только чешскую музыку – классиков Сметану и Дворжака, Словацкую сюиту своего консерваторского профессора Витезслава Новака и модернистское рондо ‘’Half-time’’ (1924) Богуслава Мартину.

И. Р.


Концерты

  • 22 февраля 1936

    (машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Герман Адлер (Чехословакия)

    Сметана. «Из чешских полей и лесов». Новак. «Словацкая сюита». Дворжак. Концерт для скрипки с оркестром. Мартину. «Half-time»




Другие материалы

Генриетта Гольдштейн

Генриетта Гольдштейн

Фортепиано 1911–1991
Автономная научно-техническая секция (АНТЕС)

Автономная научно-техническая секция (АНТЕС)

Экспериментальная студия 1935–1936

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»