Персоны

Маргарита Хейфец

1921–1999
Источник изображения: conservatory.ru
Маргарита Хейфец

Биография

Хейфец Маргарита Львовна – пианистка, дирижер, педагог.

Судьба юной Маргариты Хейфец обещала быть блестящей. Она росла настоящим вундеркиндом. В 1934 году Маргарита поступила в особую детскую группу, открытую Самарием Савшинским при Ленинградской консерватории, продолжила учиться в Специальной музыкальной школе, учрежденной на базе этой группы в 1936-м.

К детям власть в 1930-е годы относилась с пристальным вниманием. Плохих советских детей наказывали, введя с 7 апреля 1935 года уголовную ответственность для несовершеннолетних с 12 лет. Хороших – поощряли, а вундеркинды были тогда особенно востребованы. Их и вправду оказалось немало. Афиши концертных залов пестрили именами Дани Шафрана, Буси Гольдштейна, Лизы Гилельс, Бори Фелицианта и других действительно одаренных детей, игравших на скрипке, виолончели, фортепиано и ставших потом известными музыкантами. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Но Маргарита Хейфец – случай уникальный. Ей доверили не один музыкальный инструмент, а целый оркестр: в 1934 году она становится дирижером Филармонии «на условиях разовых контрактов». Кажется, в ней видели судьбу итальянца Вилли Ферреро, 7-летнего вундеркинда, стоявшего 3 ноября 1913 года за пультом Шереметевской капеллы в зале Дворянского собрания и обласканного вниманием самого Николая II. Советская власть была ничем не хуже, и, хотя Маргарите Хейфец в 1934-м исполнилось 13 лет, сам факт стоящего перед знаменитым оркестром юного дирижера, к тому же еще и девочки, власти льстил. Кроме всего, это был прекрасный рекламный ход, и до 1941 года Маргарита Хейфец выступала от Филармонии в разных городах страны. Из личного дела Маргариты Хейфец

Концертный график отодвинул и время ее поступления в консерваторию, где она начала учиться в 1941-м уже в эвакуации в Ташкенте. В 1943-м, прервав учебу, Хейфец уехала на Дальний Восток и до 1947-го была там дирижером и концертмейстером Всесоюзного гастрольного концертного отдела. Вернувшись в Ленинград, окончила сначала фортепианный факультет консерватории у Павла Серебрякова (1951), а затем оперно-симфонический у Ильи Мусина (1956).

Пик ее артистической славы остался позади. Но посетители спектаклей, которыми дирижировала Маргарита Хейфец в Оперной студии вплоть до преклонного возраста, – «Царской невесты», «Евгения Онегина», «Фауста» – вспоминают о ней с трепетом. Помнят Маргариту Львовну Хейфец и ее многочисленные ученики в консерватории, где Хейфец начала работать с 1951-го концертмейстером, а потом была профессором кафедр оперной подготовки и музыкального театра:

 «Да, это человек-эпоха. Малюхонькая пухленькая старушка, которую боялись и ненавидели ограниченные музыканты и боготворили умные и целеустремлённые певцы. Бабулька, которую не было видно из-за пульта, держала в ежовых рукавицах всю Оперную студию Ленинградской (на то время) Консерватории. И КАК ДЕРЖАЛА!!! В репертуарном списке на месяц редко можно было увидеть день без спектакля. А до какого блеска она доводила "Евгения Онегина" и "Фауста". Плюс к ней студенты рвались в Оперный класс табунами. А сколько она подготовила театральных дирижеров. А сколько певцов выпестовала».

С певцами Маргарита Хейфец выступала на концертной эстраде и как концертмейстер, в том числе с 1956-го по 1986 год в Малом зале филармонии.

В Большом зале она дебютировала как дирижер 4 марта 1936 года с фантастической для 15-летнего музыканта программой – «Шехеразадой» Римского-Корсакова и Шестой симфонией Чайковского. 6 мая этого же года в отчетном концерте особой группы при Ленинградской консерватории сыграла виртуозные пьесы Листа, а 15 ноября 1936-го Заслуженный коллектив под управлением Маргариты Хейфец вновь исполнил «Шехеразаду» и уже Пятую симфонию Чайковского.

Следующие дирижерские выступления Маргариты Хейфец в Большом зале состоятся спустя 50 с лишним лет. В декабре 1987 года она, среди других дирижеров, примет участие в двух концертах, посвященных 125-летию Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова: 3 декабря будет дирижировать консерваторским оркестром, а 9 декабря – Заслуженным коллективом.

И. Р.


Концерты

  • 4 марта 1936

    Симфонический концерт
    Дирижер – Маргарита Хейфец (особая детская группа ЛГК)

    Римский-Корсаков. «Шехеразада». Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая»

  • 6 мая 1936

    (машинопись)

    Концерт особой детской группы Ленинградской государственной консерватории

    В программе: Лист, Венявский, Шуберт, Григ, Шопен, Блох, Оттерер, Сенайя, Поппер, Моцарт, Шуман, Вьетан, Паганини–Ауэр, Букстехуде–Прокофьев, Шуман–Таузиг, Люлли–Годовский

  • 15 ноября 1936

    Симфонический концерт
    Дирижер – Маргарита Хейфец

    Чайковский. Симфония № 5. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада»



Другие материалы

Людмила Хаис

Людмила Хаис

Фортепиано 1923–?
Николай Хмелев

Николай Хмелев

Актер 1901–1945

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»