Персоны

Владимир Нильсен

1910–1998
Владимир Нильсен в Ленинградской филармонии в день концерта 25 февраля 1954 года. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Владимир Нильсен

Биография

Нильсен Владимир Владимирович – пианист, педагог.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Внук норвежского краснодеревщика, переехавшего в Российскую империю в поисках работы, Владимир Нильсен в детстве занимался музыкой с матерью, а в 14 лет поступил в Петроградскую консерваторию. Его учителями были пианист Николай Рихтер, посещал Нильсен и органный класс Исайи Браудо, но главным своим педагогом всю жизнь считал Надежду Голубовскую, у которой учился в аспирантуре, а начиная с 1940 года работал ассистентом.

Голубовская ценила своего ученика. В 1937 году она отправляет Нильсена на московские отборочные туры к конкурсу Шопена в Варшаве. Нильсен проходит отбор, обойдя по баллам даже будущего лауреата конкурса Якова Зака. Перед отъездом в Варшаву пианисты «обыгрывают» программу в Большом зале Ленинградской филармонии. Так Владимир Нильсен впервые появляется на этой сцене.

Владимир Нильсен – студент Ленинградской консерватории.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В Филармонии он будет играть до 1993 года – на протяжении 66 лет! А вот на конкурс Шопена пианиста в итоге не выпустят. Возможно, сыграло роль «норвежское происхождение» отца, поговаривали и о каком-то письме, полученном Нильсеном из-за рубежа накануне отъезда. Голубовская писала обращения в защиту своего аспиранта, но это не возымело никакого действия. Как бы то ни было, большой конкурсной судьбы, как и широкой международной карьеры, у Нильсена не будет. Зато у него будет преданная публика внутри страны и, особенно, в Ленинграде, где каждый концерт пианиста проходил при полном зале.

Фортепианный факультет Ленинградской консерватории, 1962 год. Слева направо сидят: третий – И. Браудо, через одного – Н. Голубовская, рядом с ней – В. Нильсен.
Фото из открытых источников

До середины 1950-х годов в Большом зале филармонии Владимир Нильсен участвует в концертах с отдельными пьесами (чаще всего Шопена), много играет с оркестром. В его репертуаре концерты Шопена, Сен-Санса, Бетховена, Мендельсона, Шумана, а среди дирижеров, с которыми выступает пианист, – Евгений Мравинский, Курт Зандерлинг, Арвид Янсонс, Карл Элиасберг. После 1958 года Нильсен в оркестровых программах не появляется. Даже на вечере к 100-летию Надежды Иосифовны Голубовской (12.10.1991), где в I отделении фортепианные концерты исполняют с симфоническим оркестром консерватории Седмара Закарян и Елена Шишко, он во II отделении играет 24 прелюдии Шопена. Единственным исключением становится дневная программа 15 ноября 1992 года, когда вместе со своей ученицей Людмилой Богомоловой профессор Нильсен солирует в Концерте ми-бемоль мажор для двух фортепиано Моцарта – оркестром «Моцартеум» дирижирует Аркадий Штейнлухт.

На сцене Малого зала имени Глинки можно было услышать Нильсена-ансамблиста. Эпизодически он играет в дуэте со скрипачом Зиновием Винниковым, виолончелистами Борисом Пергаменщиковым и Святославом Загурским. Несколько раз аккомпанирует на вокальных вечерах своей бывшей ученице сопрано Валентине Козыревой, получившей первый консерваторский диплом, как пианистка: вместе они представляют монографические программы песен Шуберта (1966), романсов Глинки (1975), вокальный цикл Шумана «Любовь и жизнь женщины», песни Гайдна, Вебера, Мендельсона (1971).

В концерте 25 февраля 1954 года, Большой зал филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Но чаще всего Владимир Нильсен выходит на филармоническую сцену один. Его первый сольный концерт проходит в Малом зале в феврале 1952 года, дебютный клавирабенд в Большом зале – в феврале 1954-го (всего их свыше 80-ти). Нильсен играет много Шопена, но также Баха, немало Бетховена (в том числе монографические сонатные вечера), включает в программы романтиков – Вебера, Мендельсона, Шумана, Шуберта, Листа, представляет разные полюса французской музыки – от Куперена до Равеля, неоднократно исполняет «Картинки с выставки» Мусоргского.

О неповторимой «авторской», нильсеновской интонации, с которой он заставлял звучать рояль, вспоминают многие музыканты. К сожалению, записываться на пластинки пианист не любил, считая, что так пропадает обаяние живого звука, живого общения между композитором, исполнителем и слушателем. Единичные записи Нильсена дают лишь слабое представление о масштабе его дарования.

О его педагогическом таланте свидетельствует длинный список учеников, среди которых имена будущей консерваторской профессуры: композитор Сергей Слонимский, пианисты Эдуард Базанов, Елена Шишко, Валерий Вишневский … Ученики окружают Нильсена до последних дней, когда музыкант уже не выезжает из пригородного Пушкина, – берут уроки, записывают его афоризмы, среди которых есть и фраза, отражающая собственное кредо музыканта: «Если не играть, то лучше и не жить».

Свой последний филармонический концерт Владимир Нильсен дал с шопеновской программой в Большом зале 3 мая 1993 года.

О. Р.


Концерты

  • 8 мая 1931

    Бетховенское фойе (анонс и рукописная книга, возможно, перенос с 13 марта)

    Вечер вокальной и фортепианной музыки

    В программе: Брамс, Мусоргский

  • 8 января 1937

    Играют участники III Международного Шопеновского конкурса пианистов

    В программе: Шопен

  • 14 февраля 1937

    Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии

    Фортепианный вечер (Klavierabend)
    Владимир Нильсен

    Шопен. Соната № 3. Полонез-фантазия. Мазурки. Прелюдия. Этюды. Ноктюрн. Тарантелла

  • 26 марта 1937

    Вечер инструментальных концертов
    Дирижер – Фриц Штидри

    Бах. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 20. Бах. Бранденбургский концерт № 5. Моцарт. Концерт для трех фортепиано с оркестром № 7

  • 22 апреля 1937

    11-й концерт 1-го абонемента

    Вокальный вечер
    Солист Большого театра
    Марк Осипович Рейзен

    В программе: Бах–Ауэр, Мендельсон, Глинка, Бородин, Чайковский, Сахновский, Шопен, Лист, Гомес, Шуман, Шуберт, Моцарт

  • 19 октября 1937

    Вечер камерной музыки
    Владимир Нильсен и Борис Фишман

    В программе: Бах, Вебер, Шопен, Лист, Брух, Вагнер, Монастерио, Новачек

  • 28 января 1938

    (программка с аннотацией, анкетой для слушателей и составом оркестра)

    Концерт-утренник для работников искусств города Ленинграда

    Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Шостакович. Симфония № 5

  • 15 февраля 1938

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Шуберт. Симфония № 7. Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Лист. «Тассо. Скорбь и торжество»

  • 31 января 1939

    (анонс и рукопись)

    Конференция слушателей абонементных концертов Филармонии
    Сборный концерт

    Шопен. Ноктюрн. Тарантелла. Римский-Корсаков. Ария Сервилии из оперы «Сервилия». Рахманинов. «Крысолов». Масканьи. «Любит, не любит». Брамс. «Колыбельная». Витали. Чакона

  • 23 марта 1939

    Зал Глазунова в Консерватории. Концертное бюро Филармонии

    Органный концерт
    Владимир Нильсен

    В программе: Бах, Валонд, Бойс, Моцарт, Кушнарев

  • 15 октября 1939

    В Консерватории, Зал имени Глазунова. Концертное бюро Филармонии

    Фортепианный вечер
    Владимир Нильсен

    Шопен. Прелюдия до-диез минор. Двадцать четыре прелюдии. Два ноктюрна. Скерцо № 4. Соната № 2

  • 18 декабря 1939

    В Консерватории, Зал Глазунова. Концертное бюро Филармонии

    Фортепианный вечер
    Владимир Нильсен

    В программе: Шопен

  • 6 января 1940

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Бетховен. Увертюра из музыки к трагедии И. Гёте «Эгмонт». Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Симфония № 9

  • 1 марта 1940

    (рукопись)

    Смешанный концерт

    В программе: Вивальди, Чайковский, Леонкавалло, Шуман, Сен-Санс, Доницетти, Гуно, Шопен, Гурилев, Верди, Шуберт, Ипполитов-Иванов

  • 22 апреля 1941

    8-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Григорий Столяров

    Бетховен. Увертюра «Леонора» № 2. Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Лист. «Данте-симфония» к поэме Данте «Божественная комедия»

  • 5 декабря 1944

    (рукописная книга)

    Концерт ко Дню Конституции

    В программе: Чайковский, Василенко, Глиэр, Аракишвили, Вердье, Непесли, Глоба, Жаров, Прицкер, Даргомыжский, И. Штраус, Островский, Аранович, Соловьев-Седой, Сорокин, Блантер, Мопассан, Кашеваров, Верди, Хачатурян

  • 17 декабря 1944

    (рукопись, рукописная книга)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Мендельсон. Увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Вальс-фантазия. Римский-Корсаков. «Испанское каприччио»

  • 10 марта 1945

    2-й концерт 2-го абонемента (рукописная книга)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Брамс. Симфония № 4

  • 12 января 1947

    (рукописная книга)

    Закрытый концерт для Дворца пионеров

    В программе: Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский, Бах, Направник, Вердье, Непесли, Хадыр

  • 15 апреля 1947

    (рукописная книга)

    Горьковские чтения

    В программе: Горький, Шопен, Шереметьев, Чайковский




Другие материалы

Валентина Никифорова

Валентина Никифорова

Фортепиано 1928–2011
Любовь Орлова

Любовь Орлова

Актриса 1902–1975

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»