Персоны
Владимир Нильсен
Биография
Нильсен Владимир Владимирович – пианист, педагог.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Внук норвежского краснодеревщика, переехавшего в Российскую империю в поисках работы, Владимир Нильсен в детстве занимался музыкой с матерью, а в 14 лет поступил в Петроградскую консерваторию. Его учителями были пианист Николай Рихтер, посещал Нильсен и органный класс Исайи Браудо, но главным своим педагогом всю жизнь считал Надежду Голубовскую, у которой учился в аспирантуре, а начиная с 1940 года работал ассистентом.
Голубовская ценила своего ученика. В 1937 году она отправляет Нильсена на московские отборочные туры к конкурсу Шопена в Варшаве. Нильсен проходит отбор, обойдя по баллам даже будущего лауреата конкурса Якова Зака. Перед отъездом в Варшаву пианисты «обыгрывают» программу в Большом зале Ленинградской филармонии. Так Владимир Нильсен впервые появляется на этой сцене.
Владимир Нильсен – студент Ленинградской консерватории.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В Филармонии он будет играть до 1993 года – на протяжении 66 лет! А вот на конкурс Шопена пианиста в итоге не выпустят. Возможно, сыграло роль «норвежское происхождение» отца, поговаривали и о каком-то письме, полученном Нильсеном из-за рубежа накануне отъезда. Голубовская писала обращения в защиту своего аспиранта, но это не возымело никакого действия. Как бы то ни было, большой конкурсной судьбы, как и широкой международной карьеры, у Нильсена не будет. Зато у него будет преданная публика внутри страны и, особенно, в Ленинграде, где каждый концерт пианиста проходил при полном зале.
Фортепианный факультет Ленинградской консерватории, 1962 год. Слева направо сидят: третий – И. Браудо, через одного – Н. Голубовская, рядом с ней – В. Нильсен.
Фото из открытых источников
До середины 1950-х годов в Большом зале филармонии Владимир Нильсен участвует в концертах с отдельными пьесами (чаще всего Шопена), много играет с оркестром. В его репертуаре концерты Шопена, Сен-Санса, Бетховена, Мендельсона, Шумана, а среди дирижеров, с которыми выступает пианист, – Евгений Мравинский, Курт Зандерлинг, Арвид Янсонс, Карл Элиасберг. После 1958 года Нильсен в оркестровых программах не появляется. Даже на вечере к 100-летию Надежды Иосифовны Голубовской (12.10.1991), где в I отделении фортепианные концерты исполняют с симфоническим оркестром консерватории Седмара Закарян и Елена Шишко, он во II отделении играет 24 прелюдии Шопена. Единственным исключением становится дневная программа 15 ноября 1992 года, когда вместе со своей ученицей Людмилой Богомоловой профессор Нильсен солирует в Концерте ми-бемоль мажор для двух фортепиано Моцарта – оркестром «Моцартеум» дирижирует Аркадий Штейнлухт.
На сцене Малого зала имени Глинки можно было услышать Нильсена-ансамблиста. Эпизодически он играет в дуэте со скрипачом Зиновием Винниковым, виолончелистами Борисом Пергаменщиковым и Святославом Загурским. Несколько раз аккомпанирует на вокальных вечерах своей бывшей ученице сопрано Валентине Козыревой, получившей первый консерваторский диплом, как пианистка: вместе они представляют монографические программы песен Шуберта (1966), романсов Глинки (1975), вокальный цикл Шумана «Любовь и жизнь женщины», песни Гайдна, Вебера, Мендельсона (1971).
В концерте 25 февраля 1954 года, Большой зал филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Но чаще всего Владимир Нильсен выходит на филармоническую сцену один. Его первый сольный концерт проходит в Малом зале в феврале 1952 года, дебютный клавирабенд в Большом зале – в феврале 1954-го (всего их свыше 80-ти). Нильсен играет много Шопена, но также Баха, немало Бетховена (в том числе монографические сонатные вечера), включает в программы романтиков – Вебера, Мендельсона, Шумана, Шуберта, Листа, представляет разные полюса французской музыки – от Куперена до Равеля, неоднократно исполняет «Картинки с выставки» Мусоргского.
О неповторимой «авторской», нильсеновской интонации, с которой он заставлял звучать рояль, вспоминают многие музыканты. К сожалению, записываться на пластинки пианист не любил, считая, что так пропадает обаяние живого звука, живого общения между композитором, исполнителем и слушателем. Единичные записи Нильсена дают лишь слабое представление о масштабе его дарования.
О его педагогическом таланте свидетельствует длинный список учеников, среди которых имена будущей консерваторской профессуры: композитор Сергей Слонимский, пианисты Эдуард Базанов, Елена Шишко, Валерий Вишневский … Ученики окружают Нильсена до последних дней, когда музыкант уже не выезжает из пригородного Пушкина, – берут уроки, записывают его афоризмы, среди которых есть и фраза, отражающая собственное кредо музыканта: «Если не играть, то лучше и не жить».
Свой последний филармонический концерт Владимир Нильсен дал с шопеновской программой в Большом зале 3 мая 1993 года.
О. Р.
Концерты
-
8 января 1937
Играют участники III Международного Шопеновского конкурса пианистов
В программе: Шопен
-
14 февраля 1937
Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии
Фортепианный вечер (Klavierabend)
Владимир НильсенШопен. Соната № 3. Полонез-фантазия. Мазурки. Прелюдия. Этюды. Ноктюрн. Тарантелла
-
26 марта 1937
Вечер инструментальных концертов
Дирижер – Фриц ШтидриБах. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 20. Бах. Бранденбургский концерт № 5. Моцарт. Концерт для трех фортепиано с оркестром № 7
-
22 апреля 1937
11-й концерт 1-го абонемента
Вокальный вечер
Солист Большого театра
Марк Осипович РейзенВ программе: Бах–Ауэр, Мендельсон, Глинка, Бородин, Чайковский, Сахновский, Шопен, Лист, Гомес, Шуман, Шуберт, Моцарт
-
19 октября 1937
Вечер камерной музыки
Владимир Нильсен и Борис ФишманВ программе: Бах, Вебер, Шопен, Лист, Брух, Вагнер, Монастерио, Новачек
-
28 января 1938
(программка с аннотацией, анкетой для слушателей и составом оркестра)
Концерт-утренник для работников искусств города Ленинграда
Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Шостакович. Симфония № 5
-
15 февраля 1938
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинШуберт. Симфония № 7. Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Лист. «Тассо. Скорбь и торжество»
-
31 января 1939
(анонс и рукопись)
Конференция слушателей абонементных концертов Филармонии
Сборный концертШопен. Ноктюрн. Тарантелла. Римский-Корсаков. Ария Сервилии из оперы «Сервилия». Рахманинов. «Крысолов». Масканьи. «Любит, не любит». Брамс. «Колыбельная». Витали. Чакона
-
15 октября 1939
В Консерватории, Зал имени Глазунова. Концертное бюро Филармонии
Фортепианный вечер
Владимир НильсенШопен. Прелюдия до-диез минор. Двадцать четыре прелюдии. Два ноктюрна. Скерцо № 4. Соната № 2
-
18 декабря 1939
В Консерватории, Зал Глазунова. Концертное бюро Филармонии
Фортепианный вечер
Владимир НильсенВ программе: Шопен
-
6 января 1940
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийБетховен. Увертюра из музыки к трагедии И. Гёте «Эгмонт». Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Симфония № 9
-
1 марта 1940
(рукопись)
Смешанный концерт
В программе: Вивальди, Чайковский, Леонкавалло, Шуман, Сен-Санс, Доницетти, Гуно, Шопен, Гурилев, Верди, Шуберт, Ипполитов-Иванов
-
22 апреля 1941
8-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Григорий СтоляровБетховен. Увертюра «Леонора» № 2. Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Лист. «Данте-симфония» к поэме Данте «Божественная комедия»
-
5 декабря 1944
(рукописная книга)
Концерт ко Дню Конституции
В программе: Чайковский, Василенко, Глиэр, Аракишвили, Вердье, Непесли, Глоба, Жаров, Прицкер, Даргомыжский, И. Штраус, Островский, Аранович, Соловьев-Седой, Сорокин, Блантер, Мопассан, Кашеваров, Верди, Хачатурян
-
17 декабря 1944
(рукопись, рукописная книга)
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингМендельсон. Увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Вальс-фантазия. Римский-Корсаков. «Испанское каприччио»
-
10 марта 1945
2-й концерт 2-го абонемента (рукописная книга)
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийБетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Брамс. Симфония № 4
-
12 января 1947
(рукописная книга)
Закрытый концерт для Дворца пионеров
В программе: Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский, Бах, Направник, Вердье, Непесли, Хадыр
-
15 апреля 1947
(рукописная книга)
Горьковские чтения
В программе: Горький, Шопен, Шереметьев, Чайковский
-
21 января 1948
(рукописная книга)
Вечер камерной музыки
Бетховен. Струнный квартет № 8. Соната № 23 «Аппассионата». Чайковский. «Мы сидели с тобой». «Зачем?». «Хотел бы в единое слово». Струнный квартет № 1. «Старинная песенка». Боккерини. Менуэт. Мендельсон. Канцонетта. Глазунов. Пиццикато из балета «Раймонда»
-
5 февраля 1948
5-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинБах. Пассакалия (в обработке для оркестра А. Гедике). Мендельсон. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Шуберт. Симфония № 5. Лист. Симфоническая поэма «Мазепа»