Персоны
Исаак Михновский

Биография
Михновский Исаак Иосифович – пианист, композитор.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Родившись в Смоленске в год начала Первой мировой войны, Исаак Михновский рано потерял отца. Мать его не имела музыкального образования, но в доме стояло старое пианино, доставшееся от родственников. За ним мальчик проводил целые дни, подбирая по слуху мелодии, а иногда и целые фрагменты услышанных по радио произведений, импровизировал что-то свое. «Странные» звуки из открытого окна с улицы услышала смоленская пианистка Гуревич-Эйгес. Зайдя в квартиру, она увидела четырехлетнего ребенка за инструментом и тут же предложила давать ему уроки.
Уже в девять лет Михновский сыграл свой первый концерт в зале бывшего Благородного собрания в Смоленске, а через год его отправили учиться в Москву – сначала в Музыкальном техникуме им. Мусоргского, затем в Школе Гнесиных. Позднее Исаак Иосифович вспоминал, что в те годы, не имея своего инструмента, он иногда тайком оставался в школе ночевать, чтобы выучить программу, а некоторые произведения «разбирал» без фортепиано, сидя за столом, а потом приносил на урок.
Подростком Михновский начал подрабатывать концертмейстером в хореографических и вокальных кружках. Его феноменальной памятью и способностью читать с листа самые сложные сочинения и позднее восхищались музыканты, с которыми доводилось работать Михновскому. После окончании школы пианист поступает в Московскую консерваторию. Сначала – в класс Льва Оборина, затем переходит к Константину Игумнову. Именно Михновскому Игумнов передал ноты Рапсодии на темы Паганини, которые получил от самого Рахманинова.
В 1938 году аспирант Игумнова становится победителем Всесоюзного конкурса пианистов в Москве, вместе с Гилельсом и Заком проходит через отборочные туры Конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе, где премии не выиграет, но получит восторженные отзывы многих слушателей и музыкантов. С конца 1930-х годов начинается активная концертная и преподавательская деятельность пианиста. Он работает в Московской консерватории, является солистом Московской филармонии, играет по всей стране, в том числе и в Ленинграде. В 1938-м пианист дважды выступает в Большом зале филармонии с оркестром (Концерт Бетховена № 4, дирижеры Коган и Рабинович), а в 1939-м дает здесь первый сольный концерт.
Очевидно, по каким-то обстоятельствам московский пианист в эвакуации окажется с Ленинградской филармонией. По крайней мере, в 1942–1944 годы Михновский будет постоянным участником афиши Концертного зала Новосибирска, где в то время работал ленинградский Филармонический оркестр. С этим коллективом (в основном под управлением Курта Зандерлинга) он играет в Новосибирске концерты Чайковского, Листа, Шопена и Бетховена, несколько раз здесь проходят сольные вечера музыканта.
Сразу после возвращении Филармонии в Ленинград, Михновский снова выступает с Куртом Зандерлингом, и на протяжении пятнадцати лет постоянно приезжает с концертами в Большой зал. Критики неизменно отмечают необычайную технику музыканта, но в его филармонических программах нет уклона в виртуозную музыку. В сольных концертах звучит много Шопена, Бетховена, Шумана. В 1948 году Михновский играет программу, целиком состоящую из собственных фортепианных транскрипций романсов и арий русских и советских композиторов – Глинки, Чайковского, Рахманинова, Кабалевского и Шапорина.
Такие концерты пройдут и в Малом зале имени Глинки. Транскрипции Михновского впоследствии будут исполнять и другие музыканты. Кроме авторских переложений Михновский сочинял и свою музыку, но в Ленинградской филармонии ее не исполнял. Последний концерт пианиста с программой из Бетховена. Шопена и Грига прошел в Большом зале в декабре 1959 года.
О. Р.
Концерты
-
28 апреля 1938
(программа с составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Александр КоганБетховен. Увертюра «Кориолан». Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Вагнер. Фрагменты из оперы «Лоэнгрин». Увертюра к опере «Тангейзер»
-
5 ноября 1938
2-й концерт 1-го абонемента (программка с составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Николай РабиновичБетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Симфония № 7
-
16 февраля 1939
(программка с фотопортретом исполнителя на обложке)
Фортепианный вечер
Лауреат Всесоюзного конкурса пианистов
Исаак МихновскийВ программе: Бах, Скарлатти, Шуман, Гуно–Фауст, Лист
-
10 октября 1942
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингСметана. «Из чешских полей и лесов» из цикла «Моя Родина». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Танеев. Симфония № 1
-
13 октября 1942
Фортепианный вечер
Лауреат Всесоюзного конкурса пианистов
Исаак МихновскийБетховен. Соната № 14 «Лунная». Соната № 18. Мусоргский. «Картинки с выставки». Лист. «Лорелея». Этюд фа минор. Трансцендентный этюд № 12 «Метель». «Грёзы любви». Венгерская рапсодия № 2
-
14 ноября 1942
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингПрокофьев. Симфония № 1 «Классическая». Мясковский. Симфония № 23. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1
-
15 ноября 1942
Симфонический концерт
Дирижер – Николай РабиновичЧайковский. Симфония № 4. Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Бизе. Сюита из музыки к драме А. Доде «Арлезианка»
-
19 января 1944
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингБетховен. Увертюра к трагедии И. Гёте «Эгмонт». Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Симфония № 6 «Пасторальная»
-
21 января 1944
Фортепианный вечер
Лауреат Всесоюзного конкурса пианистов
Исаак МихновскийБетховен. Вариации на русскую тему. Соната № 27. Рондо-каприччиозо «Ярость из-за потерянного гроша». Шуман. Четыре Фантастические пьесы. Шопен. Мазурка. Баллада № 3. Рахманинов. Баркарола. Шесть прелюдий. «Сирень». Два этюда-картины. Полька
-
22 января 1944
Цикл концертов из произведений Чайковского
(к 50-летию со дня смерти)
III симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингЧайковский. Симфоническая баллада «Воевода». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 2
-
23 января 1944
(рукопись Е. М. Зингера)
Фортепианный вечер
Исаак МихновскийВ программе: Чайковский (без указания произведений)
-
26 ноября 1948
(рукописная книга)
Авторские фортепианные транскрипции
Исаак МихновскийВ программе: Глинка, Танеев, Римский-Корсаков, Василенко, Шапорин, Кабалевский, Рахманинов, Чайковский
-
11 декабря 1948
3-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингКочуров. Симфоническая поэма «Макбет». Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. «Итальянское каприччио»
-
12 декабря 1948
3-й концерт 6-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингКочуров. Симфоническая поэма «Макбет». Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. «Итальянское каприччио»
-
4 марта 1949
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Исаак МихновскийВ программе: Шопен, Лист, Гуно–Лист, Верди–Лист, Глинка, Чайковский
-
19 мая 1949
(рукописная книга)
Вечер фортепианной музыки и фортепианных транскрипций
Исаак МихновскийВ программе: Чайковский, Рахманинов, Глинка, Римский-Корсаков
-
21 октября 1949
Фортепианный вечер
Исаак МихновскийВ программе: Шопен
-
22 октября 1949
Симфонический концерт
Дирижер – Константин СимеоновЧайковский. «Ромео и Джульетта». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 5.
-
23 октября 1949
1-й концерт 7-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Константин СимеоновГлазунов. Симфония № 7. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1
-
4 января 1950
4-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Александр ГаукБетховен. Увертюра из музыки к балету «Творение Прометея». Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 5
-
23 декабря 1950
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Исаак МихновскийШопен. Полонез. Рондо в стиле мазурки. Два вальса. Фантазия. Мазурка. Скерцо. Полонез. Баркарола. Болеро. Колыбельная. Ноктюрн. Скерцо. Полонез. Вальс № 14
-
30 декабря 1950
3-й концерт 5-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Григорий СтоляровБалакирев. Симфония № 1. Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром. Глинка. «Арагонская хота»
-
4 декабря 1951
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Исаак МихновскийБетховен. Соната № 8 «Патетическая». Соната № 23 «Аппассионата». Франк. Прелюдия, ария и финал. Лист. «Забытый вальс». Концертный этюд. «Сонет Петрарки» из цикла «Годы странствий II: Италия». Мефисто-вальс. Трансцендентный этюд № 12 «Метель». Рапсодия. Глинка–Михновский. «Я помню чудное мгновенье»
-
13 января 1952
3-й концерт 7-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Николай РабиновичЧайковский. Увертюра к опере «Опричник». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 5
-
12 ноября 1952
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Исаак МихновскийБетховен. Соната № 23 «Аппассионата». Шуман. Фантазия. «Порыв» из цикла Фантастические пьесы. Лист. Соната си минор. Алябьев–Глинка. Вариации на тему романса «Соловей». Чайковский. Романс «День ли царит» в переложении для фортепиано
-
1 декабря 1953
Фортепианный вечер
Исаак МихновскийБетховен. 12 вариаций на тему русского танца из балета Враницкого «Лесная девушка». Соната № 26. Соната № 14. Шопен. Баркарола. 24 прелюдии. Вальс № 7. Глинка. «Сомнение». Шуберт. Музыкальный момент. Лист Парафраза на темы оперы Верди «Риголетто»
-
17 ноября 1954
2-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард ГрикуровЧайковский. Симфония № 3. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Римский-Корсаков. Шествие князей из оперы-балета «Млада»
-
12 мая 1955
Фортепианный вечер
Исаак МихновскийВ программе: Шопен, Лист
-
29 декабря 1959
Фортепианный вечер
Исаак МихновскийБетховен. Шесть вариаций на собственную тему. Соната № 8 «Патетическая». Соната № 14 «Лунная». Григ. Соната ми минор. Лирическая пьеса «Кобольд». Шопен. Вальс № 5, соч. 42. Рондо в форме мазурки. Ноктюрн фа-диез минор, соч. 48 № 2. Скерцо № 2