Персоны

Исаак Михновский

1914–1978
Источник изображения: Wikimedia commons
Исаак Михновский

Биография

Михновский Исаак Иосифович – пианист, композитор.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Родившись в Смоленске в год начала Первой мировой войны, Исаак Михновский рано потерял отца. Мать его не имела музыкального образования, но в доме стояло старое пианино, доставшееся от родственников. За ним мальчик проводил целые дни, подбирая по слуху мелодии, а иногда и целые фрагменты услышанных по радио произведений, импровизировал что-то свое. «Странные» звуки из открытого окна с улицы услышала смоленская пианистка Гуревич-Эйгес. Зайдя в квартиру, она увидела четырехлетнего ребенка за инструментом и тут же предложила давать ему уроки.

Уже в девять лет Михновский сыграл свой первый концерт в зале бывшего Благородного собрания в Смоленске, а через год его отправили учиться в Москву – сначала в Музыкальном техникуме им. Мусоргского, затем в Школе Гнесиных. Позднее Исаак Иосифович вспоминал, что в те годы, не имея своего инструмента, он иногда тайком оставался в школе ночевать, чтобы выучить программу, а некоторые произведения «разбирал» без фортепиано, сидя за столом, а потом приносил на урок.

Подростком Михновский начал подрабатывать концертмейстером в хореографических и вокальных кружках. Его феноменальной памятью и способностью читать с листа самые сложные сочинения и позднее восхищались музыканты, с которыми доводилось работать Михновскому. После окончании школы пианист поступает в Московскую консерваторию. Сначала – в класс Льва Оборина, затем переходит к Константину Игумнову. Именно Михновскому Игумнов передал ноты Рапсодии на темы Паганини, которые получил от самого Рахманинова.

В 1938 году аспирант Игумнова становится победителем Всесоюзного конкурса пианистов в Москве, вместе с Гилельсом и Заком проходит через отборочные туры Конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе, где премии не выиграет, но получит восторженные отзывы многих слушателей и музыкантов. С конца 1930-х годов начинается активная концертная и преподавательская деятельность пианиста. Он работает в Московской консерватории, является солистом Московской филармонии, играет по всей стране, в том числе и в Ленинграде. В 1938-м пианист дважды выступает в Большом зале филармонии с оркестром (Концерт Бетховена № 4, дирижеры Коган и Рабинович), а в 1939-м дает здесь первый сольный концерт.

Очевидно, по каким-то обстоятельствам московский пианист в эвакуации окажется с Ленинградской филармонией. По крайней мере, в 1942–1944 годы Михновский будет постоянным участником афиши Концертного зала Новосибирска, где в то время работал ленинградский Филармонический оркестр. С этим коллективом (в основном под управлением Курта Зандерлинга) он играет в Новосибирске концерты Чайковского, Листа, Шопена и Бетховена, несколько раз здесь проходят сольные вечера музыканта.

Сразу после возвращении Филармонии в Ленинград, Михновский снова выступает с Куртом Зандерлингом, и на протяжении пятнадцати лет постоянно приезжает с концертами в Большой зал. Критики неизменно отмечают необычайную технику музыканта, но в его филармонических программах нет уклона в виртуозную музыку. В сольных концертах звучит много Шопена, Бетховена, Шумана. В 1948 году Михновский играет программу, целиком состоящую из собственных фортепианных транскрипций романсов и арий русских и советских композиторов – Глинки, Чайковского, Рахманинова, Кабалевского и Шапорина.

Такие концерты пройдут и в Малом зале имени Глинки. Транскрипции Михновского впоследствии будут исполнять и другие музыканты. Кроме авторских переложений Михновский сочинял и свою музыку, но в Ленинградской филармонии ее не исполнял. Последний концерт пианиста с программой из Бетховена. Шопена и Грига прошел в Большом зале в декабре 1959 года.

О. Р.


Концерты

  • 28 апреля 1938

    (программа с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Коган

    Бетховен. Увертюра «Кориолан». Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Вагнер. Фрагменты из оперы «Лоэнгрин». Увертюра к опере «Тангейзер»

  • 5 ноября 1938

    2-й концерт 1-го абонемента (программка с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Николай Рабинович

    Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Симфония № 7

  • 16 февраля 1939

    (программка с фотопортретом исполнителя на обложке)

    Фортепианный вечер
    Лауреат Всесоюзного конкурса пианистов
    Исаак Михновский

    В программе: Бах, Скарлатти, Шуман, Гуно–Фауст, Лист

  • 10 октября 1942

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Сметана. «Из чешских полей и лесов» из цикла «Моя Родина». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Танеев. Симфония № 1

  • 13 октября 1942

    Фортепианный вечер
    Лауреат Всесоюзного конкурса пианистов
    Исаак Михновский

    Бетховен. Соната № 14 «Лунная». Соната № 18. Мусоргский. «Картинки с выставки». Лист. «Лорелея». Этюд фа минор. Трансцендентный этюд № 12 «Метель». «Грёзы любви». Венгерская рапсодия № 2

  • 14 ноября 1942

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Прокофьев. Симфония № 1 «Классическая». Мясковский. Симфония № 23. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1

  • 15 ноября 1942

    Симфонический концерт
    Дирижер – Николай Рабинович

    Чайковский. Симфония № 4. Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Бизе. Сюита из музыки к драме А. Доде «Арлезианка»

  • 19 января 1944

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Бетховен. Увертюра к трагедии И. Гёте «Эгмонт». Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Симфония № 6 «Пасторальная»

  • 21 января 1944

    Фортепианный вечер
    Лауреат Всесоюзного конкурса пианистов
    Исаак Михновский

    Бетховен. Вариации на русскую тему. Соната № 27. Рондо-каприччиозо «Ярость из-за потерянного гроша». Шуман. Четыре Фантастические пьесы. Шопен. Мазурка. Баллада № 3. Рахманинов. Баркарола. Шесть прелюдий. «Сирень». Два этюда-картины. Полька

  • 22 января 1944

    Цикл концертов из произведений Чайковского
    (к 50-летию со дня смерти)
    III симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Чайковский. Симфоническая баллада «Воевода». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 2

  • 23 января 1944

    (рукопись Е. М. Зингера)

    Фортепианный вечер
    Исаак Михновский

    В программе: Чайковский (без указания произведений)

  • 26 ноября 1948

    (рукописная книга)

    Авторские фортепианные транскрипции
    Исаак Михновский

    В программе: Глинка, Танеев, Римский-Корсаков, Василенко, Шапорин, Кабалевский, Рахманинов, Чайковский

  • 11 декабря 1948

    3-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Кочуров. Симфоническая поэма «Макбет». Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. «Итальянское каприччио»

  • 12 декабря 1948

    3-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Кочуров. Симфоническая поэма «Макбет». Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. «Итальянское каприччио»

  • 4 марта 1949

    (рукописная книга)

    Фортепианный вечер
    Исаак Михновский

    В программе: Шопен, Лист, Гуно–Лист, Верди–Лист, Глинка, Чайковский

  • 19 мая 1949

    (рукописная книга)

    Вечер фортепианной музыки и фортепианных транскрипций
    Исаак Михновский

    В программе: Чайковский, Рахманинов, Глинка, Римский-Корсаков

  • 21 октября 1949

    Фортепианный вечер
    Исаак Михновский

    В программе: Шопен

  • 22 октября 1949

    Симфонический концерт
    Дирижер – Константин Симеонов

    Чайковский. «Ромео и Джульетта». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 5.

  • 23 октября 1949

    1-й концерт 7-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Константин Симеонов

    Глазунов. Симфония № 7. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1

  • 4 января 1950

    4-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Бетховен. Увертюра из музыки к балету «Творение Прометея». Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 5




Другие материалы

Лев Миронов

Лев Миронов

Фортепиано 1896–?
Георг Орентлихер

Георг Орентлихер

Фортепиано 1897–1985

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»