Персоны

Виктор Высоцкий

Род. в 1962

Биография

Высоцкий Виктор Борисович – пианист, ансамблист, композитор, оперный режиссер.

Пианистические гены достались Виктору Высоцкому в наследство от мамы – Нины Бугаковой, окончившей Ленинградскую консерваторию у Моисея Хальфина. Театральные – от двоюродной бабушки  Софьи Мирович, которая до Октябрьской революции 1917 года пела в разных оперных театрах Российской империи, потом была репетитором в Кировском/Мариинском театре и выступала в концертах, в 1924-м солировала с оркестром в Большом зале Петроградской филармонии. В оркестре Большого театра уже много лет работает кузина Виктора Высоцкого пианистка Вера Часовенная, когда-то первоклассницей Ленинградской 10-летки впервые игравшая в филармонии.

Виктор Высоцкий тоже начал выступать в филармонических залах еще школьником. В Малом зале он играл в 1973 и 1975 годах пьесы Хачатуряна и Черепнина как ученик Детской музыкальной школы Петроградского района, где учился у Марии Петровны Савва (ее мама, Таиса Савва, была мастером художественного свиста и даже выступила в 1930 году в эстрадном концерте в Большом зале), а в 1977-м и 1979-м исполнял собственные сочинения, в том числе Концертино с Симфоническим оркестром Специальной музыкальной школы под управлением Дмитрия Румшевича. В 10-летку Высоцкий поступает в 7-й класс к Асе Ефимовне Рубиной, факультативно занимается композицией у Сергея Яковлевича Вольфензона. Свое Концертино он исполнит в мае 1979-го и в Большом зале, после школы (1980) поступит в консерваторию, где тоже занимается на двух факультетах – фортепианном у профессора Елены Шишко, композиторском у профессора Сергея Слонимского.

В 1991 году на сцене Детского музыкального театра «Зазеркалье» была поставлена опера Виктора Высоцкого «Лефортовская ведьма» по фантастической повести Антония Погорельского. Несмотря на успешный композиторский дебют, сочинение музыки Высоцкий забросил, погрузившись в новую для себя творческую профессию – телевизионного журналиста.

Попал он в эту сферу почти случайно: в том же 1991-м снялся в телефильме режиссера Виктора Окунцова « Прокофьев. Страницы творчества», где играл прокофьевские Токкату и «Сарказмы». В музыкальную редакцию Ленинградского телевидения как раз искали заместителя главного редактора, и кандидатура Высоцкого, образованного, эрудированного, хотя и не имевшего опыта, сполна отвечала требованиям. В этой должности он будет до 1998-го, но останется в редакции до 2003-го, уже после утраты каналом статуса федерального. За это время Высоцкий выпустил около 500 программ, в том числе музыкальные фильмы – сначала совместно с Ириной Таймановой, которая и привела его в профессию, потом и с другими режиссерами, а в 2000-м представил восьмисерийный авторский цикл «Тайна рокового произведения».

Телевизионный опыт Виктора Высоцкого будет востребован и в дальнейшем. На новом городском канале «100 ТВ» (существовал в 2003–2015) в цикле «Наши современники» показали его фильмы, посвященные Даниилу Гранину, Ирине Богачевой, Михаилу Шемякину, режиссеру Александру Белинскому, в 2007–2010 Высоцкий был автором еженедельной программы «Территория музыки». Одновременно сотрудничал с федеральным каналом «Культура», где по его сценариям вышли фильмы «Сотворение Шостаковича» (2006), «Я хочу жить взволнованно» (2007, к 75-летию Василия Аксенова), четырехсерийный проект «Лица и даты самиздата» (2008).

На телевидение Виктор Высоцкий еще вернется – с 2015-го он делает сюжеты для программы «Культурная эволюция» на канале «Санкт-Петербург». Но работает и в других сферах: с 2003-го ведет курс «Режиссерский анализ клавира» в консерватории на кафедре оперной режиссуры, в 2006–2007 был главным редактором издательского отдела Петербургской филармонии, в 2007–2010 – художественным руководителем филармонического отдела «Петербург-Концерта», в 2010–2014 – арт-директором фестивалей «Под знаком вечности» и «Петербург – Время столиц», задуманных вместе с тогдашним главным редактором «100ТВ» Юлией Стрижак. Их общей идеей стал и фестиваль «Опера – всем», в программах которого с 2011 года под открытом небом в Петербурге и исторических пригородах были исполнены десять опер в постановке режиссера Виктора Высоцкого: «Руслан и Людмила» Глинки, «Демон» Рубинштейна, «Орлеанская дева» и «Мазепа» Чайковского, «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Похищение из сераля» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Тангейзер» Вагнера, «Фауст» Гуно, «Искатели жемчуга» Бизе.

К оперной режиссуре Виктор Высоцкий пришел, по собственному признанию, тоже благодаря телевидению, где впервые начал ставить фрагменты для сюжетов и программ. Полноценным режиссерским дебютом стала комическая опера Гретри «Ричард Львиное Сердце», ее Высоцкий поставил в 2008-м в Михайловском замке. Был у него опыт и на других сценах, в том числе «Опричник» Чайковского в Концертном зале Мариинского театра, опера Керубини «Идалида» в театре баварского Рудольфштадта (2019), не исполнявшаяся на сцене более двух веков. С Германией у Высоцкого связаны и другие творческие проекты разных лет по обе стороны границы. Так, в 2006-м он дал сольный концерт на вилле Ванфрид в Байройте, но еще в июне 1999-го аккомпанировал в Малом зале Петербургской филармонии в вокальном вечере солистки Баварской оперы, участницы Байройтских фестивалей Уты Прив.

В Малом зале Виктор Высоцкий выступал с 1993 года и до недавнего времени. На сцену чаще всего выходил в ансамбле с солистами Мариинского и Михайловского театров, «Петербург-Концерта», как правило, режиссерски выстраивая сценарии вечера. Так появляются программы «Серебряный век русской музыки», «Искусство наслаждения, или Меню по Россини», «МендельСОН в летнюю ночь», концерт-фантазия «Моцартиана», «Итальянский концерт», «Музыка воды и позднего вечера», «У врат безумия». В них Высоцкий – и автор идеи, и ведущий, и солист, и концертмейстер. Аккомпанирует он и в традиционных вокальных вечерах, но на сцену выходит не только с певцами. Играет сольные и ансамблевые сочинения современных композиторов на фестивалях «Петербургская музыкальная весна», «Звуковые пути», «От авангарда до наших дней», дает несколько сольных концертов: с миниатюрами Шопена, Лядова, Дебюсси, Скрябина и собственной пьесой в 1997-м, с программами «Вокруг Штрауса» в 2005-м и «Рай и ад Ференца Листа» в 2009 году, каждый раз находя какие-то редкие, а то и вовсе незнакомые пьесы.

Фортепианный концерт Иоганна Непомука Гуммеля – ученика Гайдна, Моцарта и Сальери, приятеля Бетховена и Шуберта, учителя Мендельсона, но совсем забытого сегодня композитора Виктор Высоцкий исполнил в Большом зале филармонии с Санкт-Петербургским государственным симфоническим оркестром «Классика» 15 ноября 2009 года.

В 2010 году Виктор Борисович Высоцкий принял участие, на сей раз как эксперт, в двух прошедших в Малом зале программах совместного проекта филармонии и петербургских студентов “Open Door”: «Искусство как синдром. Don’t be (a) Фрейд» (в июне) и «Элитарное и массовое искусство» (в декабре). Сам в последний раз играл здесь в декабре 2017 года, аккомпанируя басу Денису Седову. Возможно, на филармонических сценах еще будут реализованы предложенные музыкантом идеи.

И. Р.


Концерты

  • 16 мая 1979

    Отчетный концерт учащихся Средней специальной музыкальной школы Ленинградской государственной консерватории

    В программе: Вольфензон, Чайковский, Глинка, Дебюсси, Шопен, Венявский, Рахманинов, Моцарт, Свиридов, Тухманов, Чайковский, И. Штраус, Рейхе, Скрябин, Сен-Санс, Римский-Корсаков, Черепнин, Лист, Высоцкий, Лагидзе




Другие материалы

Вивиана Софроницкая

Орган Род. в 1960

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»