Персоны

Хор Ленинградского радио и телевидения

1934–1998

Биография

Хор Ленинградского-Петербургского радио и телевидения – смешанный хор, существовавший в 1934–1998 годах.

Хор Ленинградского радиокомитета был создан в 1934 году. Вместе с организованным тремя годами ранее Большим симфоническим оркестром он давал редакторам возможность решать важную задачу обогащения музыкального радиоэфира концертным исполнением опер и современной советской музыкой. Имя первого руководителя хора затерялось в истории. Но точно известно, что в 1936 году хормейстером сюда, из Театра оперы и балета имени Кирова, пришёл Владимир Маратов.

Уже с мая 1935 года Хор радиокомитета выступает в Большом зале филармонии в программах отечественных и зарубежных дирижёров. Участвует в исполнении музыкально-литературной композиции «Пер Гюнт» под управлением Евгения Мравинского, Реквиема Верди с дирижёром Витторио Гуи, «Ромео и Юлии» Берлиоза в интерпретации Александра Гаука, в концертных исполнениях «Иоланты» и «Снегурочки» Чайковского, в авторских вечерах Исаака Дунаевского. В масштабных сочинениях Хор радио выступает вместе с Хором Капеллы – его участники, не эвакуировавшиеся с коллективом из Ленинграда с началом войны, продолжат работать в помещении Радиокомитета. Владимир Маратов руководит теперь объединенным коллективом. Он готовит хоры к концертам с симфоническим оркестром радио: 8, 9 и 16 ноября под управлением Карла Элиасберга звучат неизбежная тогда «Песня о Сталине» Хачатуряна, а также финальный хор из «Ивана Сусанина» Глинки и симфония № 9 Бетховена.

Весной 1942 года Владимир Семёнович Маратов умрёт в блокадном городе от голода. Хор радио возглавит Александр Анисимов – в то время руководитель Ансамбля красноармейской песни и пляски Политуправления Ленинградского фронта. Объединенный хор радио и хоровая группа Ансамбля Ленфронта в 1943 году принимают участие в нескольких филармонических концертах: в программе к 240-летию Ленинграда (30.05), в исполнении кантаты Чайковского «Москва» (18 и 25.09) и Торжественной кантаты Глазунова (25.12).

В 1944–1953 годах главным хормейстером Хора радио становится Авенир Михайлов, на короткое время в тот же период его сменяет будущий главный хормейстер Мариинского театра Александр Мурин. У обоих уже был опыт сотрудничества с коллективом, который они в первые послевоенные годы готовят к выступлениям в Большом зале филармонии – в мало внятных сборных программах, в концертных исполнениях «Каменного гостя» Даргомыжского и «Фиделио» Бетховена, в кантате «Весна» Рахманинова, Фантазии для фортепиано и хора с оркестром Бетховена, где солирует Святослав Рихтер, а дирижирует Курт Зандерлинг (1952). Участвует коллектив и в концертах советской музыки.

В 1953 году Хор радио возглавит недавний выпускник Ленинградской и аспирант Московской консерваторий Юрий Славнитский. Уже в июне 1953-го его хор исполняет в Большом зале с Заслуженным коллективом «Колокола» Рахманинова под управлением Бориса Хайкина, а в апреле 1954-го – вновь «Колокола» и оперу Верди «Эрнани», дирижирует Эдуард Грикуров.

В год назначения Славнитского в структуре Ленинградского радио происходят серьёзные изменения. Коснутся они и музыкальных коллективов. В мае 1953-го из Ленрадио переходит в штат филармонии знаменитый блокадный Большой симфонический оркестр – только это спасает его от расформирования. В 1955 году к уже существующим радийным коллективам – Оркестру русских народных инструментов им. Андреева (в штате Ленрадио с 1942-го), Эстрадному оркестру (создан в мае 1945-го) и большому хору - добавляется новый: Детский хор радио. Руководство им поручают Юрию Славнитскому, который свяжет со своим детищем всю жизнь. В конце 1954 года главным хормейстером Хора радио назначают Григория Сандлера. В истории коллектива наступает новая эра.

Григорий Сандлер устанавливает в хоре жёсткую дисциплину и высокую планку профессионализма, при этом создает атмосферу безграничной влюблённости хористов в дело, которому они вместе служат. В Большом зале Сандлер впервые показывает свой коллектив лишь в феврале 1960 года – в Траурно-триумфальной симфонии Берлиоза с Симфоническим оркестром под управлением Натана Рахлина. С этого времени возобновляются регулярные филармонические выступления Хора радио. Он участвует в исполнении оратории Генделя «О радости, печали и мудрости», Реквиема Моцарта, «Дафниса и Хлои» Равеля, «Ноктюрнов» Дебюсси, «Прометея» Скрябина, Симфонии-реквиема Бриттена и советской премьеры его оперы «Питер Граймс». Среди других оперных проектов – «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Франческа да Римини» Рахманинова, «Сельская честь» Масканьи. В репертуаре коллектива много советской музыки – и той, которая была написана на злобу дня и сегодня забыта, и той, которая сохранилась в истории: «Военные письма» Валерия Гаврилина, «Четыре украинские песни для хора с оркестром» Леонида Грабовского, «Прометей» Люциана Пригожина…

Хор радио приглашали в концерты выдающихся певцов Елены Образцовой, Николая Гедды, выступал хор в программах под управлением Арвида Янсонса, Евгения Светланова, Одиссея Димитриади, Геннадия Рождественского, Игоря Маркевича, Курта Мазура, Джемала Далгата, Александра Дмитриева, Александра Лазарева

Сольные концерты Григорий Сандлер с Хором радио почти не давал. Единственный вечер a cappella прошел 18 сентября 1967 года, а в октябре 1972-го состоялось совместный концерт двух коллективов Сандлера – Хора радио и Хора студентов Университета.

В последний раз имя Григория Моисеевича Сандлера в качестве художественного руководителя Хора Ленинградского телевидения и радио появляется в программке 15 октября 1986 года: на гастролях Латвийского симфонического оркестра под управлением Василия Синайского звучит Симфония № 3 Шостаковича.

Уже в феврале 1987 года к концертному исполнению оперы Шумана «Геновева» с Заслуженным коллективом под управлением Джемала Далгата хор готовит его новый художественный руководитель – Владимир Столповских. Среди прежде не исполнявшихся сочинений в репертуаре хора появятся «Кармина Бурана» Орфа, Военный реквием Бриттена, Патетическая оратория Свиридова, «Русские песни» Андрея Петрова, симфонии № 2 Малера и № 2 Шостаковича. Десять поэм для хора a cappella Шостаковича, а также «Петербургские серенады» Даргомыжского прозвучат в сборных тематических программах под управлением Столповских. Среди совместных с филармонией оперных проектов будут «Скупой рыцарь» Рахманинова и «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича – её исполнение в Большом зале 12 и 14 сентября 1996 года под управлением Мстислава Ростроповича стало предыктом задуманного музыкантом грандиозного фестиваля, посвященного 90-летию со дня рождения композитора. Для Хора Телерадиокомпании «Петербург – 5 канал» это оказалось последним филармоническим выступлением.

С 1934 года хор Ленинградского радиокомитета не раз менял, вслед за головной организацией, название: в него добавлялось слово «телевидение», смещался акцент – и Хор Ленинградского радио и телевидения становился Хором Ленинградского телевидения и радио, а осенью 1991-го сделался Хором Телерадиокомпании «Петербург». В 1993-м к названию компании – и хора – добавилось уточнение: «5 канал». Ведомственная принадлежность коллектива сохранялась вплоть до изменения формы собственности в 1998 году: государственная телерадиокомпания была преобразована в ОАО, что повлекло за собой печально известное сокращение целых подразделений, необходимых в эфирном процессе – в том числе и художественных коллективов. Не миновала эта участь и хор. Под своё крыло в 1998 году его берёт Михайловский театр – сначала в качестве Концертного хора. В 2007-м Концертный хор объединяют с оперным под общим художественным руководством Владимира Столповских. Основная миссия хора – участие в оперных спектаклях. Но Столповских готовит с хористами и концертные программы. Выступает хор и в Петербургской филармонии. Всё же это уже другой коллектив. А 64-летняя история Хора Ленинградского-Петербургского радио и телевидения в 1998 году завершилась.

И. Р.


Концерты

  • 13 мая 1930

    (анонс)

    Концерт из произведений Валериана Богданова-Березовского

    (программа не указана)

  • 17 мая 1935

    9-й концерт 2-го абонемента (анонс)

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма

    Музыка Эдварда Грига, текст Генрика Ибсена

  • 21 мая 1935

    9-й концерт 4-го абонемента (анонс)

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма

    Музыка Эдварда Грига, текст Генрика Ибсена

  • 30 мая 1935

    (анонс)

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма

    Музыка Эдварда Грига, текст Генрика Ибсена

  • 12 ноября 1935

    (фотокопия)

    Верди

    Верди. Реквием

  • 20 ноября 1935

    (фотокопия)

    Верди

    Верди. Реквием

  • 22 ноября 1935

    4-й концерт 3-го абонемента (фотокопия)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Фриц Штидри

    Гайдн. Симфония № 13 «Парижская». Моцарт. Кантата «Песнь солнцу». Симфония № 41 «Юпитер»

  • 3 декабря 1935

    (афиша)

    Памяти С. М. Кирова
    Симфонический концерт
    Дирижер – Владимир Дранишников

    Вагнер. Траурный марш из музыкальной драмы «Гибель богов». Увертюра к опере «Риенци». Юдин. Реквием

  • 17 февраля 1936

    5-й концерт 2-го абонемента (машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Берлиоз. «Ромео и Джульетта»

  • 30 ноября 1936

    (репетиционный план ноября)

    Памяти С. М. Кирова
    Симфонический концерт
    Дирижер – Фриц Штидри

    Бетховен. Симфония № 5. Юдин. Реквием памяти С. М. Кирова

  • 1 декабря 1936

    (повторение программы 30 ноября, репетиционный план ноября)

    Памяти С. М. Кирова
    Симфонический концерт
    Дирижер – Фриц Штидри

    Бетховен. Симфония № 5. Юдин. Реквием памяти С. М. Кирова

  • 26 декабря 1936

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма
    Музыка Эдварда Грига
    Текст Генрика Ибсена

    Композиция текста и режиссерская проработка Александра Глумова

  • 15 марта 1937

    Чайковский. «Иоланта»

    Опера в концертном исполнении

  • 9 апреля 1937

    Ленинградский союз советских композиторов

    Творческий вечер Исаака Дунаевского

    Музыка и песни кинофильмов

  • 4 мая 1937

    Ленинградский союз советских композиторов (повторение программы 9 апреля)

    Творческий вечер Исаака Дунаевского

    Музыка и песни кинофильмов

  • 22 ноября 1937

    VI концерт

    Декада советской музыки

    Пергамент. Симфоническая поэма «Айно». Туренков. «Лявониха». «Толкачики». Прокофьев. «Русская увертюра». Палиашвили. Лезгинка и ария из оперы «Даиси». Ария из оперы «Абессалом и Этери». Хачатурян. «Песня о Сталине»

  • 29 декабря 1938

    5-й концерт 1-го абонемента

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма
    Музыка Эдварда Грига
    Текст Генрика Ибсена

    Композиция текста и режиссура – Александр Глумов

  • 6 января 1939

    (программка)

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма
    Музыка Эдварда Грига
    Текст Генрика Ибсена

    Композиция текста и режиссура – Александр Глумов

  • 20 ноября 1939

    Декада советской музыки
    Государственный оркестр русских народных инструментов имени Андреева
    Дирижер – Николай Михайлов

    Леви. Сюита «Два детства». Сюита «Наша Родина». Кабалевский. Увертюра к опере «Кола Брюньон». Шостакович. Менуэт из симфонии № 5. Чишко. Скерцо для ксилофона с оркестром. Савельев. Красноармейский пляс

  • 9 февраля 1940

    «Снегурочка», литературно-музыкальная композиция по А. Н. Островскому

    Музыка П. И. Чайковского




Другие материалы

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»