Статьи

Как товарищ Купер «проводил в жизнь» Распоряжение Наркома Луначарского

О судьбе коллективов и имущества
Как товарищ Купер «проводил в жизнь» Распоряжение Наркома Луначарского

13 мая 1921 года Анатолий Луначарский подписывает Распоряжение о создании Петроградской филармонии. После росписи наркома следует приписка: «Тов. Куперу. Проводить в жизнь». Удалось ли выполнить приказ Наркомпроса и реализовать все планы энтузиастов-создателей первой русской филармонии? Напомним содержание «Положения» и пройдемся по его пунктам.

Творческий состав и материальное имущество вновь созданной организации были подробно регламентированы пунктами 2 и 3 «Положения о Государственной филармонии Петрограда».

Положение о Государственной филармонии Петрограда
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

2. В состав Государственной филармонии входят следующие академические коллективы:

1. Государственный Филармонический оркестр;
2. Академический духовой оркестр (по типу бывш. придворного);
3. Государственные хоры в составе бывш. хора Архангельского и бывш. придворной капеллы;
4. Государственный квинтет;
5. Академическая библиотека;
6. Музей;
7. Большой зал Государственной Филармонии (бывш. зал Дворян. Собр.);
8. Малый зал Филармонии (бывш. зал Нар. Хоровой Академии).

3. В имущественный состав Государственной Филармонии входят:

1. Здание Государственного Филармонического оркестра (дом бывш. придворного оркестра);
2. Здание Народной Хоровой Академии (бывш. придворно-певческая капелла);
3. Академическая библиотека (к библиотеке Госуд. Филар. Оркестра присоединить библиотеку Народной Хоровой Академии и оставшийся библиотечный фонд графа Шереметева);
4. Музей (в состав Музея Гос. Филарм. Оркестра должны войти музей бывш. придворного оркестра, музыкальные коллекции Сумарокова и коллекция Ольденбургского).

Государственный Филармонический оркестр (п. 2.1.) стал главным коллективом Филармонии. О нем подробно рассказываем здесь: «Первый симфонический оркестр России: от Придворного музыкантского хора к Государственному симфоническому оркестру Петроградской Филармонии».
Главным, но не единственным. И если дальнейшая биография Оркестра оказалась навсегда связана с Филармонией, то судьба других коллективов сложилась по-разному.

Оркестр на эстраде, 1920-е годы
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Академический духовой оркестр (п. 2.2.)
Придворный музыкантский хор был создан в 1882 году из музыкантов расформированных духовых оркестров Кавалергардского и лейб-гвардии Конного полков. На первых порах он оставался важнейшей частью коллектива, ведь без духовой музыки не обходилась ни одна придворная церемония. С началом ХХ века Симфонический оркестр получил право давать публичные концерты, их аудитория вышла далеко за пределы Двора, и Духовой оркестр оказался менее востребованным.

После Февральской революции приказом Временного Правительства от 1 октября 1917 года Духовой оркестр расформировали. Инициатором выступил Сергей Кусевицкий, занявший пост директора Государственного симфонического оркестра. Это была драматическая история. Музыканты обоих коллективов работали бок о бок 35 лет и даже в эти трудные времена смогли сохранить оркестровую солидарность. Они протестовали против ликвидации духового оркестра, Кусевицкий в связи с этим подавал в отставку. Ее не приняли. Условия дирижера выполнили, и тогда в добровольную отставку ушел Совет Симфонического Оркестра, как не справившийся с задачей сохранения всего коллектива.

Сергей Кусевицкий
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Но Совет добился важной вещи: духовики могли играть конкурс в Симфонический оркестр, и многих музыкантов удалось оставить в штате, а значит, спасти от безработицы и голода их и их семьи. Вполне вероятно, что эта благородная идея лежала и в основе состоявшегося между Советом Оркестра и будущим директором Эмилем Купером обсуждения структуры Филармонии. Для Луначарского, поддерживающего Оркестр во всех начинаниях, важно было и другое: он хотел показать миру и себе, что представители новой власти – не «вандалы» (по выражению самого Наркома), и они сохранят бывший Придворный коллектив в его первоначальном виде: не случайно в Распоряжении рядом с названием «Академический духовой оркестр» в скобках указано – «по типу бывш. придворного». В итоге приняли решение Духовой оркестр воссоздать. Однако «предположенный к сформированию духовой оркестр в составе 93 человек» [1] стал Академическим лишь в первом уставном документе Филармонии, а в ее состав так и не вошел. Его музыканты разбрелись по разным коллективам Петрограда.

Государственные хоры в составе бывш. хора Архангельского и бывш. придворной капеллы (п. 2.3.)
Два хоровых коллектива вошли в состав Филармонии ненадолго. Минимальная разница их новых наименований – Академический хор Филармонии и Хор Академии Филармонии – не вносила ясность в идентификацию коллективов. Судя по всему, составители филармонических программок сами не всегда отличали хоры друг от друга, что приводило к путанице, которую в первое время пытались устранить указанием в скобках «бывших» названий хоров.

Хор Архангельского / Академический хор Филармонии был основан русским хоровым дирижером и композитором Александром Андреевичем Архангельским в 1880 году. К 1917 году у хора сформировался широкий репертуар и большая концертная практика. Именно Хор Архангельского был единственным хоровым коллективом, выступавшим в антрепризе Сергея Кусевицкого в зале Дворянского собрания в 1909–1916 годы. Несомненно, былые заслуги Хора учли при включение его в список коллективов Филармонии. Однако вскоре стало ясно, что непомерно разросшийся штат новой концертной организации (а только в Хоре Архангельского пело 82 человека) содержать невозможно. Дав в первом сезоне лишь несколько концертов, Академический хор Филармонии (бывший Архангельского) в сентябре того же 1921 года был выведен из штата и передан в ведение Политпросвета.

Программка цикла концертов памяти А. Н. Скрябина с участием хора под управлением А. А. Архангельского
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Придворная Капелла / Хоровая Академия – старейший музыкальный коллектив России, ведущий свою историю от Хора государевых певчих, созданного по указу Ивана Грозного в 1476 году. В состав Филармонии Капелла, которой тогда руководил Михаил Георгиевич Климов, вошла вместе с учебными классами, но в сентябре 1921 года тоже была выведена из штата. Весь коллектив подчинили Отделу профессионального образования – Петропрофобру (он, как и Политпросвет, находился в структуре Народного Комиссариата просвещения). За Филармонией сохранялось право влиять на репертуарную политику коллектива и участвовать в назначении его руководителей. Но уже 1 июля 1922 года Капелла стала самостоятельным учреждением – Государственной Капеллой Петрограда. Концертный зал Капеллы, считавшийся до этого Малым залом Филармонии [2], и все помещения организации сохранились в ее пользовании и были выведены из списка имущества Филармонии.

Отделение Капеллы начали планировать уже к концу первого сезона. Во всяком случае, в концерте-митинге памяти Урицкого 30 августа 1921 года указан Хор Государственной Академической Капеллы, которая тогда находилась еще в структуре Филармонии. Но фактический «развод» происходил постепенно: 28 мая 1922 года (уже после выхода из штата) в Большом зале состоялся «Бенефис малолетних певчих хора Государственной филармонии» – будущего хора мальчиков Капеллы, а до июля 1922 года в вокально-симфонических программах чаще всего писали: хор и оркестр Государственной филармонии.

После обретения самостоятельного статуса Капелла оставалась непременным участником исполнения кантат и ораторий на сцене Большого зала. Сотрудничество Филармонии с Капеллой Санкт-Петербурга продолжится на долгие годы. А свои плановые концерты – абонементные и открытые – Филармония проводила в зале Капеллы вплоть до 1970-х годов.

Государственный квинтет (п. 2.4)
Академический квинтет Государственной филармонии (в этом статусе выступал ансамбль) просуществовал лишь до конца первого сезона. Уже летом 1922 года три музыканта Квинтета эмигрируют. Оставшиеся в Петрограде пианистка Стефания Банцер и скрипач Наум Кранц какое-то время выступают с участниками Квартета имени Глазунова, но вскоре и они покинут Советскую Россию, а Квартет имени Глазунова войдет в штат Филармонии.

Академическая библиотека (п. 2.5 и п. 3.3)
Согласно пункту 3. 3, определяющему имущественный состав Государственной Филармонии, фонды библиотеки формировались из собрания Придворного оркестра, к которому следовало «присоединить библиотеку Народной Хоровой Академии и оставшийся библиотечный фонд графа Шереметева». Библиотека Придворной Певческой капеллы (Народной Хоровой Академии) в филармонические фонды не вошла и осталась в распоряжении ее законного владельца – Государственной Капеллы. Фонды графа Шереметева сохранились в филармонической библиотеке частично: в современном электронном каталоге числится 31 издание со штампом Шереметевского оркестра. Попали сюда и экземпляры изданий из реквизированного после революции собрания основательницы Императорского Русского музыкального общества великой княгини Елены Павловны с ее личным печатным знаком – экслибрисом, а также ноты, принадлежавшие немецкому обществу любителей хорового пения «Singakademie», которое в 1818 году основал в Петербурге немец Генрих Белинг – дед будущего капельмейстера Придворного оркестра Эраста Беллинга.

В первые годы существования Филармонии в библиотеку были переданы экземпляры, изъятые советской властью в пользу государства из других личных коллекций: имена их владельцев скрыты за штампом библиотеки Музыкального отдела Наркомпроса. Но основу филармонической библиотеки составило собрание Придворного оркестра: ноты, книги, журналы, иконографический материал приобретал начальник оркестра барон Константин Карлович Штакельберг. Сюда же вошла его личная библиотека, а позже и личная коллекция его жены – баронессы Марии Васильевны Штакельберг, в девичестве Каульбарс. Издания с печатью Штакельберга и рукописными подписями баронессы Каульбарс хранятся в филармонических фондах.

Страница клавира оратории Йозефа Гайдна "Сотворение мира" с печатью Штакельберга
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

К 1902 году в библиотечных фондах Придворного оркестра было 6700 единиц хранения, к 1917 году они увеличились до 11900. Сегодня собрание филармонической библиотеки насчитывает более 170 000 единиц хранения. Они распределены между двумя большими подразделениями: оркестровой и музыкальной библиотеками. В Оркестровой библиотеке (более 11 000) хранится нотный материал, необходимый для концертной деятельности филармонии – партитуры и оркестровые голоса, среди которых встречаются издания с пометками великих дирижеров и с печатями Придворного оркестра, «Концертов Зилоти», графа Шереметева, Павловского вокзала, где оркестр регулярно играл на летних сезонах. В Музыкальной библиотеке (около 160 000 единиц хранения) собраны разнообразные ноты — партитуры, клавиры, ансамбли, вокальная музыка, а также книги на русском и иностранных языках. Среди уникальных нотных изданий фондов – собрание опер Ж.-Ф. Рамо, отдельные тома из прижизненного издания собрания сочинений Ж.-Б. Люлли. 

Штамп оркестра графа А. Д. Шереметева
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Огромную ценность представляет архив филармонических программ и концертных афиш за все годы существования филармонии, а также газетные вырезки и изобразительные материалы, которые отражают не только историю филармонии, но историю русской музыки минувшего века. В картотеках библиотеки собраны сведения о концертной жизни филармонии за все годы ее существования. Дважды в неделю для посетителей открыт читальный зал, а на симфонических концертах слушатели могут воспользоваться партитурами – по давней традиции их выдает желающим сотрудник библиотеки.

Музей (п. 2.6 и п. 3.4)
В Распоряжении от 13 мая 1921 года прописан не только факт создания музея в Филармонии, но и указаны источники, формирующие коллекцию (п. 3.4. об имуществе): «в состав Музея Гос. Филарм[онического]. Оркестра должны войти музей бывш. придворного оркестра, музыкальные коллекции Сумарокова и коллекция Ольденбургского».

Основателем музея был барон Константин Карлович Штакельберг. Еще в 80-х годах XIX века, почти сразу же после учреждения Придворного оркестра, он начал собирать коллекцию музыкальных инструментов, а основой собрания стали подаренные Александром III личные духовые инструменты, а также флейты, принадлежавшие Александру I. Впоследствии Штакельбергу удалось привлечь меценатов, приобретавших для музея уникальные экспонаты, в том числе, скрипки Амати. Коллекция пополнялась и за счет других частных собраний.

Для публики музей открыли в 1900 году, Штакельберг лично устраивал «живые» экскурсии, во время которых музыканты Придворного оркестра играли на инструментах коллекции. К 1917 году она была едва ли не лучшей в Европе. Фактически, это был Музей музыки, в его коллекцию входила и собранная Штакельбергом большая библиотека. Оказавшись после революции под угрозой распыления, Музей в 1918 году был подчинен Наркомпросу и получил статус Государственного музыкального, а в 1921 вошел в структуру Филармонии.

Константин Штакельберг
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Филармонический этап в жизни музея связан с именем Николая Федоровича Финдейзена (1868–1928) – музыкального писателя, исследователя, коллекционера музыкальных инструментов, основателя и бессменного редактора «Русской музыкальной газеты» (1894–1918). Человек широчайшей эрудиции, большой знаток русской музыки, автор статей в Биографическом словаре Половцева и Музыкальном словаре Римана, Финдейзен стал заведующим Музыкально-исторического музея.

Основная часть коллекции располагалась в здании на набережной Екатерининского канала (Чебоксарском переулке), перешедшем филармонии по наследству от Придворного оркестра. Но в сезоне 1922–1923 все музыкальные инструменты были перевезены в помещения самого Большого зала. Как и его предшественник Штакельберг, Финдейзен устраивал в Музее экскурсии с демонстрацией музыкальных инструментов.

В 1926 году был утвержден Устав Общества друзей музыкально-исторического музея Ленгосфилармонии. В число учредителей Общества вошли, кроме Финдейзена, Александр Глазунов, певец Иван Ершов, медиевист Антонин Преображенский, старейшие музыканты оркестра – его концертмейстер Виктор Заветновский, арфист Николай Амосов, флейтист Роберт Ламберт.

Страница устава Общества друзей музыкально-исторического музея Ленгосфилармонии
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

После смерти Николая Финдейзена Музей в 1928 году возглавил Семен Львович Гинзбург (1901–1978), продолживший пополнять коллекцию. С самого начала Гинзбург добивался для музея статуса самостоятельной организации. К 1932 году все документы для создания Государственного музыкального музея были готовы, но решение так и не приняли – коллекцию передали в специально созданный отдел музыкальной культуры и техники Эрмитажа, затем, в 1940-м, в научный сектор Института театрального и музыкального искусства (ЛГИТиМИКа), а в 1984 – в Театральный музей. В его филиале – Музее музыки в Шереметевском дворце – она и размещается с 1999 года. Многолетний хранитель коллекции Владимир Васильевич Кошелев в предисловии к опубликованному в 2014 году научному каталогу собрания [3] подробно описывает детали его создания начальником Придворного оркестра Штакельбергом и судьбу Музыкально-исторического музея Филармонии, история которого закончилась в 1932 году.

Здание Государственного Филармонического оркестра (дом бывш. придворного оркестра) (п. 3.1)
К 1932 году пришлось окончательно освободить и «Здание Государственного Филармонического оркестра (дом бывш. придворного оркестра)». Здесь, в бывших складских помещениях Придворных конюшен (их строительство началось в 1801 году) Придворный музыкантский хор размещался со дня своего основания. Здание располагалось между Малой Конюшенной и Чебоксарским переулком, часть его выходила на набережную канала Грибоедова, дом 9 – тогда Екатерининского канала [4]. Музыкантам были отданы два корпуса бывших конюшенных складов, перестроенных под квартиры и репетиционное помещение для оркестра. Здание принадлежало военному ведомству, по которому проходил Придворный музыкантский хор. В 1897 году коллектив получает статус Придворного оркестра и переводится в гражданское подчинение Министерства Двора, сохранив за собой помещения. Здесь размещается и квартира начальника оркестра барона Штакельберга. В расположенном на первом этаже репетиционном зале на 250 мест с 1893 проходили публичные генеральные репетиции, а с 1902 – открытые «Симфонические собрания музыкальных новостей». Помещения сохранялись за Оркестром и после революции, а в мае 1921 года оно было передано Филармонии. В доме на набережной оставались квартиры для музыкантов, библиотека, часть экспонатов музея, там же была выделена репетиционная комната для Квинтета Филармонии, который вскоре сменит Квартет имени Глазунова.

В статье о начальных годах деятельности филармонии член ее правления Яков Матвеевич Гессен (1869–1942, в 1935 будет арестован и сослан) подробно пишет о причинах, «систематически и неуклонно» ухудшающих материальное положение Филармонии.

«В связи с последним – читаем мы в обзоре сезона 1922–1923, – а также с тем обстоятельством, что второй принадлежавший Филармонии дом – б. Придворного оркестра, по Чебоксарскому переулку, – лишь частично был занят учреждениями Филармонии и требовал значительных средств для своего содержания и ремонта, Филармония, по предложению Петроградского Управления Научн. и Научно-Худож. Учреждений, передала означенный дом в ведение Откомхоза, оставив в нем лишь свою библиотеку и переведя музей в главное свое здание – б. Дворянское собрание» [5].

К 1932 году помещение пришлось отдать. Здесь временно разместится Государственное объединение музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий, сокращенно ГОМЭЦ – структура, которая серьезно повлияет на художественную деятельность филармонии и будет внимательно следить за ее идеологическим соответствием партийной и советской политике.

"Писательский" дом, вид с канала Грибоедова
Автор фото: Alf van Beem, 2016 год © Wikimedia Commons

Сегодня этот дом больше известен как писательский: в надстроенных в 1934 году к трехэтажному зданию двух этажах жили Вениамин Каверин, Михаил Козаков, Николай Заболоцкий, Михаил Слонимский, Ольга Форш, Николай Олейников, Борис Эйхенбаум, Евгений Шварц, Михаил Зощенко – с 1992 года в доме действует его музей-квартира.

Большой зал Государственной Филармонии (бывш. зал Дворян. Собр.) (п. 2.7)
По странному стечению обстоятельств в имущественном составе Филармонии не было указано само здание Дворянского/Народного собрания – единственный объект, оставшийся за организацией до сегодняшнего дня. Вероятно, это само собой разумелось, и Наркомпрос не видел здесь предмета для специального распоряжения. Основная деятельность Филармонии сосредоточена теперь именно здесь, в зале бывшего Дворянского собрания, куда с начала 1840-х годов переместился центр концертной жизни Российской империи. С 1921 года Большой зал становится главной площадкой симфонических концертов Филармонического оркестра.

Здание Большого зала филармонии, сентябрь 1965 года
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Малый зал Филармонии (бывш. зал Нар. Хоровой Академии) (п. 2.8)
Если Большой зал, согласно канонам классической драматургии, сохраняет «единство места» без малого два века, то Малый зал менял свою локацию с незавидной частотой.

Организацию камерных концертов Петроградская филармонии считала одним из важнейших направлений своей деятельности с первых дней существования. Местом их проведения определили Зал Капеллы. В августе 1921 года здесь действительно проходит несколько концертов Академического квинтета, а на афишах указано: «Малый зал Государственной филармонии (бывш. зал Хоровой Академии)», т. е. Капеллы.

Дом Энгельгардта
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Но, напомним, уже в сентябре Капелла выходит из структуры Филармонии, а камерный сезон откроется в ноябре 1921 года в нынешнем Бетховенском фойе Большого зала. Это было лишь началом долгих скитаний камерной филармонической площадки. Они завершатся на Невском 30, когда 15 мая 1949 года откроется Малый зал имени Глинки. Именно по этому адресу в начале XIX века в Доме Энгельгардта впервые родилась практика публичных концертов в столице Российской Империи. Здесь исполнением 24 марта 1802 года оратории Гайдна «Сотворение мира» открылась и летопись Петербургского филармонического общества. Его деятельность составила первую объемную главу истории Санкт-Петербургской филармонии.

И. Р.


[назад] Количественный состав этого и других коллективов приводится в книге «Десять лет симфонической музыки. 1917 - 1927»: Издание Государственной академической филармонии. 1928, с. 49:
«В состав исполнительских сил Филармонии входили: симфонический оркестр, состоявший из 123 артистов, дирижера, помощника дирижера, заведующего оркестром и трех служителей; Хоровая Капелла (б. придворная) в составе 83 чел. и состоящей при ней Хоровой Академии (общеобразовательной и музыкальной школы с интернатом), Хор б. Архангельского в составе 82 чел. и предположенный к сформированию духовой оркестр в составе 93 человек».



Другие материалы

Как открывалась первая русская Филармония. 1921: контекст

Как открывалась первая русская Филармония. 1921: контекст

13 мая 1921 года
Концертная жизнь Придворного и Государственного симфонического оркестра в 1917–1920

Концертная жизнь Придворного и Государственного симфонического оркестра в 1917–1920

Комментарии

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»