Персоны

Арнольд Азрикан

1906–1976
Арнольд Азрикан в 1946 году, город Свердловск. Все фото любезно предоставлены дочерью Арнольда Азрикана Диной Арнольдовной Азрикан. Публикуются с разрешения владелицы.
Арнольд Азрикан

Биография

Азрикан Арнольд Григорьевич (1906–1976) – драматический тенор, режиссер.

Арнольд Азрикан в роли Германа в опере П. И. Чайковского "Пиковая дама". Свердловский театр оперы и балета, 1943-1951 годы.
Фото из семейного архива

Выпускник Одесской консерватории, Арнольд Азрикан еще в студенческие годы пел в хоре Одесского оперного театра, а в 1928-м дебютировал на этой сцене как солист в опере Оффенбаха «Сказки Гофмана». В течение жизни Азрикан будет петь в разных театрах СССР – в Харькове (1930–1934), потом до 1941-го – в Киеве, после войны – в Свердловске (Екатеринбурге), Куйбышеве (Самаре), Баку и Кишиневе, куда приедет в 1963-м, а с 1964 года, оставив сцену, начнет преподавать в Кишиневской консерватории.

Арнольд Азрикан в опере Дж. Верди "Отелло". Свердловский театр оперы и балета, 1945 год.
Фото из семейного архива

В 1950-е годы музыкант займется режиссурой, поставит в Куйбышеве, Саратове, Баку, Кишиневе «Иоланту», «Манон Леско», «Отелло». За исполнение партии Отелло в опере Верди на свердловской сцене Арнольд Азрикан получил в 1946 году Сталинскую премию.

Афиша Свердловского театра оперы и балета на май месяц 1947 года: спектакли с участием Арнольда Азрикана.
Из семейного архива

Во время войны вместе с труппой Киевской оперы артист эвакуируется в Алма-Ату. Оттуда в 1943-м его направляют в Сибирское отделение Всесоюзного гастрольно-концертного бюро. Тогда и состоялись выступления Арнольда Азрикана в Новосибирске, где годы эвакуации проводила Ленинградская филармония. С января по апрель певец принял участие в четырех оперных программах, исполнив с Заслуженным коллективом под управлением Ниссона Шкаровского арии Каварадосси и Канио, а также сцены из оперы «Кармен» с солисткой Концертного бюро филармонии Евгенией Вербицкой. Последнее выступление Азрикана состоялось 14 апреля, когда Курт Зандерлинг открывал с ЗКР цикл концертов русской музыки: звучали Прокофьев, Танеев, арии из опер Глинки пела Александра Халилеева, две арии Германа из «Пиковой дамы» – Арнольд Азрикан.


В 2006 году была издана книга «Арнольд Азрикан: романс для драматического тенора». Ее авторы и публикаторы – сын певца Дмитрий Азрикан и дочь Дина Азрикан. От Дины Арнольдовны, увидевшей в 2022 году на историческом сайте Петербургской филармонии статью о своем отце, мы получили несколько писем. В них – не только слова глубокой благодарности, но и фотографии из семейного архива, и важные штрихи биографии.


Отвечая на наши вопросы, Дина Азрикан рассказала о трагической судьбе семьи певца:

Родители отца скончались до войны. В самом начале войны у отца оставались в Одессе две родные сестры, замужние и с семьями. Мужья их сразу ушли на фронт (оба погибли в первые месяцы войны), а сестры с маленькими детьми (четверо детей, один из которых был на руках), не сели на пароход с беженцами, опасаясь бомбежки, решили спрятаться дома, но были все расстреляны на месте, когда их обнаружили фашисты. Все двоюродные тоже погибли в аду Холокоста. Спаслась лишь одна племянница, десятиклассница <…>, хоть и осталась живой после трудовых лагерей Германии, вернулась к нам в Свердловск после амнистии.

О военном времени и присланная Диной Арнольдовной главка «Темная ночь» из книги об отце. С признательностью публикуем ее, семейные фотографии и архивные афиши на нашем сайте.

«Темная ночь»

С самого начала войны, находясь с Киевским оперным театром в Средней Азии, папа стал участником концертной бригады, которая обслуживала фронтовые части и военные госпитали. Он пел для бойцов и раненых арии из опер, романсы и неаполитанские песни. В сорок втором году вышел фильм «Два бойца», в котором звучала песня «Темная ночь» на музыку Никиты Богословского, и она мгновенно стала любимейшей песней фронта. На каждом фронтовом концерте папа бисировал «Темную ночь» бесчисленное количество раз. Он отдавал всего себя на этих концертах и пел все, что его просили. Слух о его исполнении «Темной ночи» пронесся по всем окружным госпиталям и частям, и бывали случаи, когда он, только появившись на сколоченной наспех «сцене», буквально утопал в громогласных криках бойцов: «Темную ночь! Темную ночь!» Артист низко кланялся и через секунду все замирало...
<…>
Папа дал свыше трехсот фронтовых концертов, по окончании войны он получил несколько наградных медалей за обслуживание фронта.
Мне хочется здесь рассказать об одной его военной награде, которая не была ни орденом, ни медалью.
Вернувшись из Свердловска в освобожденный Киев, папа сразу пошел в театр. Шла репетиция оркестра. Когда он вошел в пустой зал и подошел к оркестровой яме, многие оркестранты прекратили играть и стали стучать смычками по пюпитрам в знак признательности. Это были музыканты, с которыми папа находился в эвакуации в Средней Азии, и он был единственным артистом среди них, кто получал тогда продуктовый паек как ведущий солист со званием. Однако, он никогда не оставлял для себя и своей семьи этот паек целиком, а делился им с оркестрантами. Умолкнувший оркестр и постукивание смычков были его самой драгоценной военной наградой.

В 2014 году Дина Азрикан передала архив Арнольда Григорьевича Азрикана в дар РГАЛИ.

И. Р.


Концерты

  • 24 января 1943

    (рукопись Е. М. Зингера, г. Новосибирск)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Ниссон Шкаровский

    Чайковский. Сюита № 2 «Характеристическая». Бизе. Фрагменты из оперы «Кармен»

  • 31 марта 1943

    Опера в концертном исполнении
    Дирижер – Ниссон Шкаровский

    Чайковский. Фрагменты из оперы «Евгений Онегин». Бизе. Фрагменты из оперы «Кармен»

  • 4 апреля 1943

    Концертный зал

    Оперная музыка
    Дирижер – Ниссон Шкаровский

    Россини. Увертюра к опере «Вильгельм Телль». Пуччини. Ария из оперы «Тоска». Леонкавалло. Ария из оперы «Паяцы». Сен-Санс. «Пляска смерти». Тома. Увертюра к опере «Миньон». Бизе. Фрагменты из оперы «Кармен»

  • 7 апреля 1943

    Клуб им. Клары Цеткин, филиал Концертного зала в Кировском районе

    Оперная музыка
    Дирижер – Ниссон Шкаровский

    Россини. Увертюра к опере «Вильгельм Телль». Пуччини. Ария из оперы «Тоска». Леонкавалло. Ария из оперы «Паяцы». Сен-Санс. «Пляска смерти». Тома. Увертюра к опере «Миньон». Бизе. Фрагменты из оперы «Кармен»

  • 14 апреля 1943

    Открытие цикла концертов русской музыки
    I концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Прокофьев. «Русская увертюра». Чайковский. Две арии Германа из оперы «Пиковая дама». Глинка. Романс Антониды из оперы «Иван Сусанин». Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила». Танеев. Симфония № 1




Другие материалы

Яков Юфит

Яков Юфит

Скрипка 1909–1980
Александр Аникиенко

Александр Аникиенко

Баритон 1900–1955

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»